Реконкиста. Государства Пиренейского полуострова.

3/13/2024

В начале VIII века из Северной Африки на Пиренейский полуостров вторглись арабские завоеватели. Несмотря на упорное сопротивление местных жителей, арабы захватили большую часть их земель и установили там свою власть. Мусульманское население стали называть маврами, поскольку они пришли из Мавритании ― северо-западной области Африки. Христианское население было обложено высокими податями, от которых освобождались лишь те, кто принимал ислам. И хотя христианское население сохранилось, на него были наложены многочисленные запреты, подчёркивающие его второсортный статус «зимми». Пиренейский полуостров на несколько веков стал особым миром, где соединились традиции разных народов: арабов, берберов, евреев, готов (германцев), кельтов.

Развитие Реконкисты (718 - 1492)

Этот захват власти вызвал ответные действия христиан. Процесс возврата пиренейцами своих земель получил название «Реконкиста», процесс длился почти восемь веков - с 718 года по 1492 год. Она проходила в форме военных действий, миграции населения и хозяйственного освоения территорий. Реконкиста сопровождалась политическим становлением христианских королевств, которые расширяли свою территорию главным образом в южном направлении.

Реконкиста (исп. reconquista — «отвоевание») на Пиренейском полуострове — процесс возвращения христианами своих земель, утерянных в результате арабского завоевания в VIII–XV вв.

Предпосылки Реконкисты

Мусульманская Испания, входившая в состав Арабского халифата, вскоре стала независимым государством – Кордовским халифатом. Столицей арабской Испании была Кордова, один из крупнейших и красивейших городов средневековой Европы. Здесь проживало около полумиллиона жителей, было много дворцов и мечетей.

В IX-X веках на оккупированном мусульманами Пиренейском полуострове произошло беспрецедентное культурное развитие. Регион стал зоной торгового и культурного обмена между арабами и Европой. Города растут и развиваются, а их число достигает 400.

Изделия, производимые в этих городах, такие как стекло, драгоценные металлы, железо, кожа, шелк и шерстяные ткани, были известны и популярны во всем мире. Кордовский халифат вел активную торговлю не только с мусульманскими странами, но и с Францией, Италией и Византией. Арабы научили жителей Пиренейского полуострова выращивать рис, хлопок, сахарный тростник, апельсины и лимоны.

Благодаря современным сельскохозяйственным инструментам и искусственному орошению, мавры получили больше от своих полей. В Кордове, Севилье и Гранаде существовали известные учебные заведения со своими библиотеками, где хранились древние рукописи. Благодаря арабам европейцы узнали труды великого арабского врача Авиценны и труды забытых учёных древности.

Испания была домом для некоторых из самых опытных архитекторов мусульманского мира. Возведенные ими здания восхищали своей красотой и роскошью. Для них характерны красивые арки и купола, замысловатая резьба и красивые украшения на стенах. Для украшения зданий строители часто использовали разноцветную керамическую плитку.

Мечеть в Кордове. Автор фото: Toni Castillo Quero

Мавританская Испания считалась одной из самых процветающих стран Европы. Эмират Кордова славился производством керамики и прекрасных предметов из золота, серебра, хрусталя и слоновой кости. Столица Эмиратов усеяна красивыми каменными зданиями, дворцами, садами, мечетями, рынками и общественными банями. Кордова уступала только Константинополю по богатству и населению. В городе было более 20 школ, где все получали образование бесплатно. Во дворце эмира служили выдающиеся ученые и писатели. В первые десятилетия после арабского завоевания христиане, жившие на Пиренейском полуострове, не подвергались гонениям. По законам Халифата они, как и другие немусульмане, облагались специальным налогом.

Начало Реконкисты

Однако, в X веке межконфессиональные отношения ухудшились. Христианские церкви начали разрушаться, и многие католики были вынуждены принять ислам, чтобы обеспечить свою безопасность. Почти во всех городах, находившихся под контролем мусульман до XV века, значительную часть населения составляли христиане и евреи. Арабам не удалось занять горные районы к северу от Пиренейского полуострова, и именно здесь началась Реконкиста.

Как и крестовые походы, Реконкиста стала христианской «священной войной» против мусульман. В Пиренеях были сформированы духовные рыцарские ордена, воины которых принимали участие в войне против мусульман.

Папа поддержал борьбу за освобождение Пиренейского полуострова. Рыцари из Франции, Англии, Германии и Италии помогали Испании. Но Реконкиста проводилась не только феодальными правителями. Значительную часть христианской армии составляли крестьяне, получившие свободу и землю на завоеванных территориях.

Миниатюра битвы из «Cantigas de Santa María» (XIII век)

Началом Реконкисты принято считать 718 год, когда христиане одержали свою первую победу над арабами в долине Ковадонга. В 720-730-е годы группе дворян из бывшего вестготского королевства удалось организовать независимое христианское королевство в северо-западной части Пиренейского полуострова, которое получило название Астурийского королевства. Границы этого государства постепенно расширялись и закреплялись успехами Реконкисты. В это время на территорию Астурии распространились характерные для Европы феодальные порядки. На рубеже IX-X веков здесь начались феодальные раздоры, что значительно ослабило военный потенциал борьбы с Кордовой. В Х веке город Леон стал политическим центром Астурии и королевство стало называться Королевством Леон.

Карл Штейбен. Битва при Пуатье 732 года

До конца X века Кордовский халифат сохранял внутреннее единство и сильную военную организацию, что не позволяло Реконкисте успешно развиваться. Но с XI века правители халифата начали борьбу друг с другом за власть. Некогда единое мусульманское государство распустило несколько эмиратов, независимых друг от друга. Эмират в центре города Гранада стал очень сильным. До конца XV века он возглавлял силы сопротивления в Реконкисте.

Феодальные правители Европы решили воспользоваться разобщенностью мусульманских правителей для усиления своих атак. Фернандо I, король Леона и правитель Кастилии, правивший в 1037–1065 годах, одержал множество побед над маврами и завоевал много земель. Эмиры регионов Толедо, Севильи, Сарагосы и Бадахоса признали свою зависимость от Фернандо I. Жители этих регионов наряду с мусульманскими правителями начали платить дань христианскому королю. Эта ситуация привела к разрушению и ослаблению некогда процветающего Кордовского халифата. Жители халифата, не имея никакой религии, хотели попасть под власть христианских феодалов, поскольку это уберегло бы их от войны и чрезмерного грабежа. Так, в начале XI века против завоеванных маврами территорий восстали христианские королевства — королевства Наварра, Арагон и Леон.

На землях Испанской марки, возвращенных Карлом Великим, располагалось графство Барселона, или Каталония. В середине XI века Кордовский халифат распался на два десятка мелких государств. В присоединённой области возвышалось множество крепостей, поэтому усилившееся христианское королевство стало называться Кастилией – «страной замков». В конце XI века кастильцы овладели городом Толедо, который стал новой столицей их государства.

В течение XI–XIII вв. владения мавров на полуострове стремительно сокращались. Правители мавров для борьбы с христианами стали приглашать из Северной Африки кочевников-берберов. В конце XI‒XII вв. берберские армии одержали несколько побед над европейскими рыцарями. Однако внутренняя рознь Кордовского халифата с приходом берберов только усилилась.

В первой половине XII века наступил новый этап Реконкисты. Из Кастилии выделилась юго-западная область, ставшая впоследствии самостоятельным государством – Королевством Португалия. Его столицей был отвоёванный у арабов Лиссабон. Расширилось и Арагонское королевство, главный город которого – Сарагоса – был также отвоёван у мавров. Во второй половине XII века арагонские короли стали хозяевами Каталонии.

Лиссабон.

В начале XIII века правителям христианских государств Пиренейского полуострова удалось объединить свои силы. Ключевое значение для Реконкисты имело сражение, произошедшее 16 июля 1212 года у селения Лас Навас де Толоса. Объединённое войско четырёх королевств христианских феодалов и крестоносцев Пиренейского полуострова разгромило крупную армию мавров и их союзников из Северной Африки. Военная инициатива окончательно перешла в руки христианских правителей.

В 1236 году войско короля Кастилии взяло город Кордову и в 1248 Севилью. Арагонские короли установили свою власть в Валенсии, на Балеарских островах, в Сардинии, Сицилии и Южной Италии. Вскоре под властью мусульман осталась только южная часть полуострова ― Гранадский эмират.

На отвоёванных у мусульман землях христианские короли распространяли феодальные порядки: земля раздавалась королевским вассалам, крестьяне попадали в зависимость от новых хозяев-рыцарей, третье сословие должно было платить церковную десятину.

Усиление Португальского королевства

В борьбе с маврами королевство Португалия, расположенное на западе пиренейского полуострова, постепенно укрепляло свою власть. Христианские правители получали активную поддержку купечества, которое проживало в городах. Уже в XIII веке португальские короли усилили свою власть, справились с мятежными феодалами, контролировали церковь и утвердили в своих землях единые законы, ― создали централизованное государство. В XIV веке Португалия отстояла свою независимость в войнах с Кастилией.

Благодаря своему положению на побережье и важной роли купечества, Португалия имела хорошие перспективы для развития морской торговли. Короли поощряли организацию морских путешествий. В XIV веке король Диниш I, правивший в 1279-1325 годах, обустроил порты с доками и создал военный флот.

Осада Дамьетты, 1218-1219 гг.  Mark Cartwrightby Cornelis Claesz van Wieringen. Frans Hals Museum, Haarlem, Netherlands

Затем он подписал выгодное торговое соглашение с Англией. Португальские купцы пытались освоить рынки на севере и на побережье Средиземного моря. Однако, в обоих случаях португальцам не позволили построить торговые фактории в Италии и Германии — Генуе, Венеции, Любеке, в городах, которые долгое время контролировали основные торговые пути.

У португальцев не было другого выбора, кроме как осваивать неоспоримые территории. Одним из направлений португальской экспансии был запад — здесь находился Атлантический океан, который, на первый взгляд, не был благоприятен для торгового мореплавателя. Другим, более перспективным направлением экспансии являлся юг.

Португальские корабли начали исследовать западное побережье Африки. Здесь они основали торговые фактории, не встретив никакого сопротивления. Португальцы покупали и торговали слоновой костью, тропическими фруктами, драгоценными камнями и металлами. Торговые экспедиции португальцев вдоль африканского побережья часто превращались в грабительские набеги. Африканские племена не имели современного для того времени оружия и развитого боевого опыта, они были беззащитны перед португальскими атаками.

В середине XV века важную роль в освоении африканского побережья играл Энрике Мореплаватель, брат короля Португалии. Это прозвище он заслужил потому, что за свой счет организовал множество исследовательских экспедиций. Организованную им поездку активно поддержала католическая церковь, поскольку он призывал жителей вновь открытых стран принять христианство. В итоге, новые представления о положении материка привели к пониманию того, что Африку можно обойти вокруг и достичь Индии морским путем.

Портрет Энрике (Генриха) Мореплавателя. Фрагмент панно святого Винсента. 15 в. Национальный музей старинного искусства, Лиссабон.

С древних времен Европа считала Индию богатой страной. Европейцы всегда хотели наладить с ней торговлю морским путем. Открытие морского торгового пути в Индию стало основной целью португальских мореплавателей во второй половине XV века. Поскольку европейские корабли были еще не так совершенны, а условия мореплавания очень опасны, продвижение на юг вдоль африканского побережья стало трудным и длительным процессом и заняло более полувека.

За созданием централизованных государств на Пиренейском полуострове последовала длительная война с маврами. Высокая военная организация Реконкисты способствовала укреплению позиций королевских вождей. Христианство быстро вытеснило другие религии на завоеванных маврами землях. Католическая церковь поддержала королей, поскольку Реконкиста имела черты религиозной войны – расширенного крестового похода и укрепляла власть папы. Важными опорами власти монархов на этих территориях стали сословно-представительные органы власти и купечество.

Эпоха Реконкисты. Завершение

В конце XIII века у арабов осталась только область на юге Пиренейского полуострова - Гранадский эмират. В то время ему противостояли четыре сильных христианских государства - Наварра, Португалия, Кастилия и Арагон. Наварра была небольшой горной страной на северо-востоке Пиренеев, и, хотя она развивалась медленно и играла незначительную роль в освобождении Испании от мавров в XIII-XV веках, она все же внесла свой вклад.

Вдоль побережья Атлантического океана на северо-западе полуострова находилась Португалия. Благодаря своему выгодному географическому положению она вела оживленную торговлю с Северной Европой и странами Средиземноморья, и активно развивалась. Большой вклад в борьбу за освобождение Испании внесли также Кастилия и Арагон.

Объединению Кастилии и Арагона, которое состоялось в 1479 году, способствовала единая культура и единый язык проживающего здесь населения, а также стремление городов к расширению торговых связей с сопредельными землями. Два королевства формально остались независимы друг от друга, но правители-супруги делали всё, чтобы усилить собственную власть в обоих государствах. Местным феодалам было запрещено чеканить собственную монету, внутренние мятежи были жестоко подавлены, повсюду было распространено католичество, по распоряжению римского папы духовно-рыцарские ордены были подчинены королю.

Свадебный портрет короля Фердинанда Арагонского и королевы Изабеллы Кастильской. XV век. Автор неизвестен.

Объединение двух самых сильных государств на Пиренеях произошло спустя десять лет после свадьбы арагонского принца Фернандо II и кастильской принцессы Изабеллы. А завершить Реконкисту позволило образование единого государства - Испанского королевства.

Объединенные силы Кастилии и Арагона начали войну против Гранадского эмирата и в 1492 году Гранада была захвачена войсками Фернандо II.

Мусульманское население Гранады частично осталось жить на прежнем месте, но под властью христианских правителей, а частично переселилось в Северную Африку. Падение последнего оплота мусульман на Пиренейском полуострове означало завершение Реконкисты.

Усиление власти испанских королей произошло в начале XVI века, когда к Испанскому королевству была присоединена Наварра. Таким образом, весь Пиренейский полуостров оказался под властью испанских и португальских правителей.

Семья эмира навсегда покидает Альгамбру.

Костры инквизиции и борьба с иноверцами

Вражда и религиозная нетерпимость христиан и мусульман усилились к концу Реконкисты. Фернандо II в 1492 году, когда принимал под свою власть земли Гранадского эмирата, пообещал не притеснять мусульман и иудеев. Однако это обещание почти сразу же было нарушено.

Король устроил жестокие гонения на иноверцев. Множество живших на Пиренейском полуострове мавров и евреев были поставлены перед нелёгким выбором: либо покинуть Испанию, либо отказаться от своей религии и принять христианство.

Фернандо II изгнал из своих земель евреев, отведя им три месяца на подготовку отъезда по Альгамбрскому декрету. Их имущество изымалось в пользу королевской казны. Позднее из страны были изгнаны оставшиеся мусульмане. Гонения на евреев и мусульман плохо отразились на экономическом развитии испанских земель, так как страну покинули многие купцы и ремесленники.

Фердинанд и Изабелла приказали создавать закрытые кварталы для иноверцев, которые впоследствии получили название «гетто». Эта сегрегация, обычная для того времени, также способствовала усилению давления на евреев и мусульман путём повышения налогов и социальных ограничений.

Католические короли - Фернандо Арагонский и Изабелла Кастильская - запрещали христианам браки с мусульманами, а маврам - занимать государственные должности. Для поддержания "чистоты веры" была создана испанская инквизиция, которая жестоко наказывала тех, кого подозревали в отступлении от христианской веры.

«Божия Матерь католических королей» (картина работы Педро Берругете, ок. 1493 г.; перед Пресвятой Девой склонились Фердинанд и Изабелла, за спиной короля Фердинанда монах с лицом Торквемады)

За фанатичное распространение католичества Фернандо II получил прозвище «Католик». Власть инквизиции в его землях была очень велика. Повсюду разыскивались еретики, колдуны и иноверцы.

Преследование врагов церкви в Кастилии и Арагоне возглавил Томас Торквемада. Он считается одним из самых страшных фанатиков в мировой истории. Именно он стоял у истоков печально знаменитой испанской инквизиции. Великий инквизитор прославился своей жестокостью на всю Европу. Он стал символом беспощадности и сурового нрава инквизиции и вошёл в историю как самый жестокий вершитель церковного суда. Его власть даже превосходила возможности монархов. Томас Торквемада служил королеве Изабелле, был её правой рукой. Он действовал решительно и беспощадно. Даже малейшее подозрение в ереси или ложный донос могли привести к казни ни в чём не повинного человека.

Великий инквизитор Томас Торквемада

Заподозренных в отступлении от христианской веры бросали в тюрьмы, пытали и приговаривали к казни. Обвиняемого в ереси подвергали специальной церемонии, которая называлась «аутодафе». Процедура внешне напоминала празднество ― она проходила в центре города при большом стечении народа, сопровождалась чтением молитв, публичным обвинением и сожжением человека на костре. Казнь еретиков проходила в присутствии короля, духовенства и толп народа. Первая состоялась в городе Севилье в феврале 1481 года.

«Аутодафе» (Трибунал инквизиции), Франсиско Гойя (1812—1819)

Письменные рекомендации о том, как по внешним признакам отличить еретика, иноверца и колдуна от истинного католика, стали распространять по государствам. Инквизиторы также разыскивали и сжигали книги, содержание которых противоречило христианскому вероучению. Инквизиция в испанских землях и возглавлявший её Томас Торквемада стали символами фанатизма и жестокости.

Как и Крестовые походы, Реконкиста стала столкновением христианского и исламского миров. Во время отвоевания территорий происходило освоение новых земель. В ходе столкновений с маврами на территории Пиренейского полуострова образовались Испания и Португалия.