En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Растерянные в истории. Рецензия на х/ф «Герой» с помощью рецензии на х/ф «Солнечный удар»

13.04.2016

Так удачно вышло, что говорить о художественных достоинствах фильма «Герой» не приходится – по понятным причинам. Да, в общем, и не с кем: как следует из кассовых сборов, интереса у публики картина не вызвала.

Зато ничто не мешает нам посмотреть, что нового и злободневного имеет сказать обществу современная творческая элита о переломном событии в отечественной истории – Русской Революции 100-летней давности. Но в этом разговоре нам потребуется помощь Н. Михалкова – точнее, его фильма «Солнечный удар» (2014 г.).

Более того, мы даже с него и начнём.

***

В «Солнечном ударе» Михалков подвёл жирную черту под позднесоветско-постсоветскими переосмыслениями революции. А именно: бережно собрал все мифы, трактовки и рефлексии последних лет тридцати, упаковал их в художественную форму, оснастил очевидными фактами и логическими рассуждениями и…

И пришёл к тому же, что русская классическая культура давно зафиксировала – в рабочем, так сказать, порядке. Потому что это же очевидно. От Михаила Булгакова и Алексея Толстого до Михаила Шолохова, от «Чапаева» до «Служили два товарища» и «Адъютанта Его Превосходительства», — это всё о ней, о трагедии и логике русской революции в пространстве русской истории и в измерении русской нравственности.

Какова логика Михалкова?

Смуты не берутся из ниоткуда — ни из злобных экстремистов, ни из их коварных заморских спонсоров. Они берутся из объективных вызовов, на которые правящие классы и сословия не могут адекватно ответить, а то и вовсе их не замечают.

Предкатастрофная элита – метафорично представленная сбродом истерикующих институток, переодетых в русских офицеров, – бодро довела страну до февральского цугундера 17-го года, что ей и было жёстко поставлено на вид страной, которой цугундер не понравился.

И если «Россия, которую они потеряли» элите глубоко безразлична (а небезразличны только персональные развлечения и гешефты от неё), то Россия, которая есть на самом деле и которую никто никуда не терял, — непонятна и ненавистна.

***

Причём Михалков не просто подытожил постсоветские переосмысления – он задал русло новой актуализации событий 100-летней давности.

Ведь «Солнечный удар» адресован не тем красным и белым, которые когда-то между собой воевали, по-разному представляя будущее своей Родины. Они своё давно отвоевали и давно друг с другом примирились – или смирились, по крайней мере.

Примечательно, что сам Михалков дореволюционной элите – сочувствует. Это вообще характерно для элиты позднесоветско-постсоветской: она отождествляет себя с теми самыми сословиями, на чьём месте оказалась в результате Октябрьской революции и последовавшей сталинской реставрации-модернизации. Само по себе такое отождествление — наиубедительнейшее доказательство того, что единая и преемственная русская история давно уже впитала в себя катастрофу 17-го года, переварила её, все «разрывы» тщательно заживила и потекла себе далее своим тысячелетним путём.

И тем естественнее предложенная классиком нашего кино актуализация – именно в русле единства и преемственности одной истории одной страны.

«Солнечный удар» адресован современникам, точнее даже, современным элитам – и оценивает он не революцию прошлого века, а угрозы Февраля сегодняшнего. А события 100-летней давности – самый очевидный урок, который надо знать наизусть. И именно эту актуальную составляющую фильма Михалков неустанно подчёркивал в своих публицистических авторецензиях.

***

И вот теперь тем же путём, что проложил Михалков, пошли авторы фильма «Герой». Правда, в рамках своего поверхностно-гламурного жанра. Ну да ладно: так «выученный урок» выглядит бесхитростнее.

Там, где гламур и Дима Билан – естественны придыхания в духе «хруста французской булки» и прочих «красавиц, лакеев, юнкеров». Там, где гламур и Дима Билан – не стоит ожидать понимания трагедии Белого движения и белой эмиграции, это всё легко заменяется балами и страстными взорами на фоне буффонады ужасов.

Но логика в целом та же, михалковская – с упрёками в адрес предкатастрофных элит и ещё более прямой апелляцией к элитам современным.

Стоит отметить, что в «Герое» из предкатастрофных элит вычленяются «самые виноватые» – «лавочники», как их презрительно именуют аристократы 17-го года. Барыги и олигархи, как сказали бы сейчас. Собственно, оба образа – исторический и современный – в фильме и сводятся незатейливо к одному герою А. Балуева.

И, соответственно, точкой катастрофы однозначно обозначается Февраль, Октябрь же и красные проходят размытым фоном. Что, признаться, ново для постсоветской творческой интеллигенции.

Безысходности конфликта в фильме нет, что, в общем, похвально. Если Билан-аристократ в 17-м позволил Балуеву-барыге обрушить Россию в катастрофу, то в наши дни Билан-автомеханик с Балуевым-барыгой худо-бедно справляется. Справляется, правда, не в историческом масштабе и не для всех, а в своём маленьком индивидуальном мирке – но пусть хоть так, спишем на законы жанра и текущее торжество губительной идеологии «частное выше общественного».

***

Но вот в чём беда.

Сочувствуя, как и Михалков, предреволюционной аристократии и сокрушаясь над её «ошибками», авторы «Героя» настолько увлекаются самоотождествлением, что идут по тем же граблям.

Ласково журя своих героев за барское чванство и пренебрежение к «простому народу» – они сами этого «простого народа» в упор не видят.

Народ России в «Герое» зовут Ефимом. Это такой безликий деревенский полудурок, исполняющий функции забавного домашнего зверька, о котором справные хозяева должны заботиться и наставлять на путь истинный, чтобы он был полезным и богобоязненным. А поскольку герои «Героя» заботятся плохо и наставляют куда-то не туда, то зверёк попадает в плохие руки и гадит. В праве жить своей головой, быть творцом истории, – народу-Ефиму категорически отказано.

В принципе, этого образа достаточно, чтобы оценить бессмысленность обращения «Героя» к современникам.

…А вот Никиту Михалкова, который ласково журит своих героев-аристократов за то же самое, мастерство художника как-то само собой приводит совсем к другому народу России.

В той России, которую никто никуда не терял, у него остаётся Егорий – который сперва тоже «народ», нуждающийся в заботе избранных, но выросший в красного командира Георгия Сергеевича. Вполне самостоятельного, заметим.

Он-то на самом деле и есть стержневой содержательный персонаж «Солнечного удара» и единственный в классическом понимании «хороший парень». Через 25 лет после финальных титров Егорий распишется на рейхстаге, потом запустит в космос Гагарина, а до того ещё успеет отстроить великую индустриальную державу и по дороге убедительно выиграть начатый в фильме диспут с тов. Землячкой о духовной сущности России.

Меня поправляют: ага, всё это он сделает – но если только переживёт 37-й.

Да. Если переживёт. Но ведь пресловутый 37-й – это тоже Россия, которая Егорию-Георгию Сергеевичу своя. И он не драпает в Париж, а остаётся с ней – не потому что здесь лучше кормят, а потому что Россия. Потому что он и есть и её гражданское общество, и её элита.

***

И вот без такого главного героя у нас не получится никакого путного и актуального кино к 100-летию Русской Революции, чтобы не растеряться в логике русской истории.

 

Обложка: Кадр из фильма "Герой", 2016 год.

Источник: https://autogear.ru

Читайте также:

Андрей Сорокин. Урок истории от Михалкова: Россия нужна нам целиком, а не осколками

Андрей Смирнов. Хан Батый на подступах к Новгороду не испугался распутицы

Иван Зацарин. Всё, что надо знать о Катыни. К годовщинам обвинений и покаяний

Александр Шубин. Латышские стрелки в нашей общей истории: герои без ангельских крыльев

Виктор Мараховский. Гагарин это мы

Иван Зацарин. Как уберечь Америку от ошибок. К 65-летию разгрома ВВС США советскими МиГами над Кореей

Олег Алпеев. Предыстория революции: с какой новой войной мир пришёл к ХХ веку

Клим Жуков, Дмитрий Пучков. Об истории голодоморов в России

Андрей Сорокин. Как правильно заглядывать в будущее. К 72-й годовщине освобождения Одессы

Теги:
История современной РоссииСоциальная историяНовейшая историяИстория абсолютизмаИстория белого движенияСфрагистика
3621

Поделиться

Соцсети

Новое

Краткая история польской русофобии. XX-XXI вв.

Методические материалы по истории «украинского вопроса»

Ростислав Мединский награжден Памятным знаком «Комсомольская правда»

К 85-летию со Дня основания Рязанского военного автомобильного училища

Алексей Андреевич Туполев: 100 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Освобождение Кишинёва от немецко-фашистских захватчиков. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Рущукское сражение. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Первое взятие Берлина. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте