Пятёрка «полуторок» и единственный в мире ЯГ-6: вышедшие из бурных вод экспонаты ВИЦ «Дорога жизни»

11/22/2021

22 ноября 1941 года, ровно 80 лет назад, колонна из 60 машин под управлением командира 389-го отдельного автотранспортного батальона капитана Василия Антоновича Порчунова дважды пересекла Ладожское озеро. Автомобили прибыли из осажденного Ленинграда в деревню Кобона на восточном берегу Ладоги. Загрузившись 70 тоннами продовольствия, они отправились обратно – с выключенными фарами, ориентируясь только по свежей колее и телефонному проводу, протянутому связистами вдоль дороги. Это были первые грузы, доставленные по военно-автомобильной дороге № 101, входившей в состав транспортной магистрали «Дорога жизни».

Вопреки распространенному мнению, «Дорога жизни» – это не только две двухполосные трассы, проложенные по льду. Это и авиационное, и морское сообщение, это и причалы, и порт грузооборотом 10 тысяч тонн в сутки, и железная дорога из Войбокало в Кобону, построенная в рекордные сроки, и электрический кабель длиной 150 километров, проложенный за 48 ночей, и бензопровод, перекачивающий в город бензин, керосин, газолин и солярку.

ГАЗ-АА

Сколько автомобилей, кораблей, самолетов, кабелей и проводов осталось лежать на дне Ладожского озера, – неизвестно. Автор книги «Ленинград и большая земля. История коммуникации 1941-1943» Валентин Михайлович Ковальчук утверждает, что только грузовиков ГАЗ-АА («полуторка») было утеряно 143. Сергей Марков, генеральный директор военно-исторического центра «Дорога жизни», расположенного в Кобоне, считает, что точное количество утраченной под водой техники невозможно определить даже сегодня. На счету Сергея Маркова и специалистов центра более сотни успешных операций по обследованию и подъему техники времен Великой Отечественной войны и, по словам поисковиков, пласт неизученных участков еще бесконечно велик.

Спасенные ГАЗ, ЗИС, ЯГ обретают новую жизнь в реставрационных мастерских на территории центра, часть объектов отправляется во всеволожский музей «Битва за Ленинград» имени З. Г. Колобанова, где ведутся работы по восстановлению уникальной военной техники. Генеральный директор музея «Битва за Ленинград» Олег Иликович Титберия рассказал:

«Мы занимаемся двумя видами музейной реставрации. Одни машины восстанавливаем до ходового состояния, что вполне реально сделать с использованием оригинальных деталей, так как все агрегаты – мосты, коробки передач, двигатели – в масле, и они менее подвержены коррозии. Другие машины оставляем как памятники героям Великой Отечественной войны. Например, бензовоз на базе ЗИС-5 с десятком пулевых пробоин мы специально обработали пескоструйкой и оставили как напоминание о мужестве и бесстрашии военных шоферов».

В первую блокадную зиму бензовозы, подобные тому, что выставлен в музее, были основным источником топлива для Ленинградского фронта. До прокладки по дну Ладоги четырехдюймового бензопровода в июне 1942 года ситуация с горючим была катастрофической: грузовой транспорт и танки были обездвижены, действовали введенные жесткие лимиты на расход топлива даже для пожарных частей.

ЗИС-5 (бензовоз)

Ледовая дорога для тяжелых трехтонных ЗИС была проложена севернее основной на несколько километров. Именно там Сергей Марков на глубине 12 метров обнаружил бензовоз. Вытащить машину целиком не получилось, тяжелая бочка для горючего переломила проржавевшую раму при выходе из воды и повредила кран судна. Бензовоз снова сбросили на дно и вернулись на ремонт. Спустя несколько дней водолазы вновь подошли к месту, под водой открутили бочку и вытянули бензовоз по частям.

Еще один ЗИС-5 из коллекции музея, но уже в комплектации грузовика, собран из агрегатов нескольких одинаковых машин, поднятых со дна Ладоги. Для реставраторов это большая удача – воссоздать экземпляр исключительно из оригинальных деталей. Не сохранился только бензонасос. В 2019 году восстановленный ЗИС проехал 50-киллометровый марафон, продемонстрировав отличные ходовые качества.

ЗИС-5 (бензовоз сзади)

Наравне с трехтонными ЗИС по северной дороге ходили пятитонные грузовики ярославского завода ЯГ-4 и ЯГ-6, которых с 1934 по 1943 годы было выпущено всего 13 423 экземпляра. Это самые грузоподъемные автомобили довоенного периода. По «Дороге жизни» они в основном возили уголь, однако ЯГ-6, поднятый военно-историческим центром, был загружен шпильками для стяжки бревен – металлическими прутьями с гайками на концах. Сергей Владимирович Марков в процессе реставрации подробно изучил историю производства ЯГ:

«Особенность грузовиков ЯГ в том, что они от первого до последнего узла разработаны в Советском Союзе. Для сравнения: легендарная «полуторка» – отечественный вариант Ford Model AA, ЗИС-5 – Autocar Dispatch SA. А вот в ЯГ не найти ни одного иностранного компонента. Автомобиль, который реставрируется в нашей мастерской, – единственный в мире. Работа над ним практически закончена, все агрегаты собраны, покрашены, установлены на раму; осталось «надеть» кабину и кузов. Единственная причина, по которой мы не спешим завершать реставрацию, – высота автомобиля. Вместе с кабиной он будет едва ли не задевать потолок нашего ангара».

Самый массовый автомобиль Великой Отечественной войны – ГАЗ-АА, он же «полуторка», то есть грузовик, рассчитанный на полторы тонны грузов. Первый ГАЗ-АА был восстановлен в 2014 году. По воспоминаниям реставраторов, со дна было поднято больше пяти машин, с них были сняты и почищены наиболее сохранившиеся детали. И всего за месяц собран автомобиль, правда, с новой кабиной из прочного пластика, отлитой по образцу довоенных. Сейчас эта машина установлена на постаменте на берегу Ладожского озера.

ЗИС-5

Двигатель от «полуторки»-памятника был успешно доведен до рабочего состояния. Как признаются историки, вторую «полуторку» искали специально, чтобы установить этот двигатель. В итоге автомобиль стал настоящей знаменитостью: он проезжал по Невскому проспекту от площади Восстания до Зимнего дворца, дважды выставлялся на Дворцовой площади, на 75-летие начала Великой Отечественной войны и на 73-летие окончания битвы за Ленинград, участвовал в реконструкции парада 1941 года в Москве и в праздновании каждого Дня Победы в Кобоне.

Третья «полуторка» поднималась вместе со специалистами Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного училища, им же она была передана на реставрацию. Четвертый автомобиль восстановил автор популярного YouTube-канала «Дорога жизни» Владимир Труфанов. Он организовал проект «Восстановим «полуторку», в рамках которого рассказывал о каждом этапе работы. Интересно, что коллектор для автомобиля Труфанов заказывал из Новой Зеландии, где тоже эксплуатировался ГАЗ-АА.

Пятая «полуторка» была поднята в 2020 году. Она, как и первая, стала памятником. Реставраторы восстановили раму, агрегаты, двигатель, изготовили из пластика кабину, детально повторяющую кабины 1930-х, и передали автомобиль музею-заповеднику «Прорыв блокады Ленинграда».

Сергей Марков подробно описал, от чего зависит степень сохранности автомобиля под водой:

«Некоторые автомобили мы находим лежащими на боку или перевернутыми, редко – стоящими на колесах. Важно знать, в какой песок погрузилась машина, – в крупный зернистый или в вязкий. Если деревянные элементы, например, кабины или кузова присыпаны песком, то они сохраняются дольше, как будто пролежали в консервации. Если машина глубоко в песке, мы для начала очищаем ее помпой. Однажды мы даже достали фрагмент кабины с родной серой краской. Практически не подвергаются разрушению стартеры, карбюраторы, генераторы, рамы, стекла. Вторая «полуторка», участвующая во всех мероприятиях, оборудована родными синими фарами».

Несколько экспонатов доставлено в музей из трюмов затонувших барж. По словам исследователей, летом 1942 года по Ладожскому озеру курсировали три баржи примерно одинаковых размеров – 57 метров длиной и 9 шириной, которые успели перевезти более 150 паровозов, 3000 вагонов, множество тракторов и оборудования. В ноябре два судна попали под обстрел немецкой авиации и затонули вместе с грузом.

Сейчас из трюмов барж подняты газогенераторная установка для сварочных работ на базе ЗИС-5, компрессорная установка на шасси дореволюционного броневика (это удалось установить по французским гайкам), вероятно, использовавшаяся при разборе завалов, строительстве укреплений, ремонте дорог, и СХТЗ-НАТИ – первый советский трактор массового производства с конструкцией полностью отечественной разработки.

СХТЗ-НАТИ

И установки, и трактор выставлены в музее во Всеволожске в качестве памятников эпохи. Установки возможно восстановить до рабочего состояния, если заменить воздушные ресиверы, так как оригинальные сильно проржавели и, скорее всего, не справятся с давлением газа.

Свет в блокадный город был проведен по подводному кабелю, протянутому с августа по ноябрь 1942 года. Электричество поступало с Волховской ГЭС в Кобону по воздушным линиям, из Кобоны в Ваганово – по подводному кабелю, из Ваганово в Ленинград – снова по воздушным линиям. Потеря энергии при этом составляла 35%, но для военного времени такой показатель считался допустимым. Благодаря кабелю в Ленинграде появилось электричество, правда, на один час в день.

Подводный кабель

Кабель из меди и свинца был произведен на заводе «Севкабель», операцию по прокладке разрабатывали инженеры «Ленэнерго» Никодим Сергеевич Туманов и Иван Иванович Ежов. Ежов и Туманов придумали и реализовали новый способ, который заключался в предварительном монтаже всей длины кабельной вставки в 22,5 км (более 40 барабанов в укромном месте в бухте Морье на Ладожском озере). Кабель укладывали на глубину 18-20 м, а перевозили на железной барже водоизмещением 800 тонн.

В 1944 году, сразу после снятия блокады, сверхпрочный кабель был извлечен из озера и проложен под Невским проспектом. Однако один из отрезков, длиной около 100 метров, так и остался под водой. Несколько лет назад его обнаружили водолазы ВИЦ «Дорога жизни», находка по фрагментам была передана в музеи «Битва за Ленинград», «Эрмитаж», «Ленэнерго» и «Музей Второй мировой войны» в Гданьске.

В отдельный перечень можно включить объекты, которые еще не подняты со дна озера, но которые потенциально могут стать экспонатами военно-исторического центра. Во-первых, это оборудование с уже известных поисковикам затонувших барж, во-вторых, железнодорожные цистерны, переправлявшиеся вплавь, прицепом за буксиром, в-третьих, фрагмент бензопровода, который оторвало штормом в мае 1943 года и который не смогли найти, чтобы смонтировать обратно.

Подводный кабель

Обобщая итоги многолетней работы, Олег Иликович Титберия отмечает:

«Меня часто спрашивают, зачем искать, поднимать, реставрировать технику, которая практически сгнила в воде, была взорвана в болоте или брошена где-нибудь в чащобе? Ведь значительно проще по оригинальным чертежам, которые доступны в архивах и на профессиональных форумах в сети, собрать новый аналогичный автомобиль, трактор, самолёт. Ответ прост. Невозможно сравнить эмоции от момента, когда ты садишься в кабину настоящей «полуторки», держишься за тот самый руль, за который держался военный шофер, с моментом, когда просто осматриваешь вышедший с конвейера автомобиль. Вся наша деятельность направлена на то, чтобы не просто познакомиться с историей или в очередной раз переоценить ее, а на то, чтобы прикоснуться к ней».

Музей «Битва за Ленинград» и ВИЦ «Дорога жизни» – живые музеи. Их коллекции пополняются ежегодно. В ближайшее время историки обещают расширить экспозиции пятитонным гигантом ЯГ-6, автобусом ЗИС-16, сконструированным на базе ЗИС-5, который регулярно курсировал через Ладожское озеро, эвакуируя ленинградцев, и еще одной «полуторкой», зачищенной пескоструйкой и с оставленными зияющими ранами от пуль – как памятник водителям «Дороги жизни».