В ноябре 2018 года в Московском авиационном институте состоялось торжественное открытие мемориальной доски в честь Михаила Задорнова. Инициаторами мероприятия выступили близкие и коллеги писателя. Поддержку оказали Министерство культуры РФ и Российское военно-историческое общество. Церемония завершилась концертом с участием студентов МАИ и фотовыставкой, главной темой которых стали жизнь и творчество Михаила Задорнова.

Одним из направлений творческой деятельности Задорнова было документально-историческое. Корреспондент портала «История.РФ» встретился с Андреем Николаевичем Сахаровым, доктором исторических наук, членом-корреспондентом РАН, и поговорил об их совместной работе над документальным фильмом «Рюрик. Потерянная быль», о вкладе Михаила Задорнова в современное искусство и науку и о том, как правильно обрести «потерянную быль».

«Люди эволюционировали культурно под влиянием общемировых перемен»

Михаил Николаевич Задорнов родился всего через три года после окончания Второй мировой войны. Родившись внутри фронтового поколения и взрослея среди меняющихся поколений советского государства, этот талантливый человек не остался идеологическим заложником; более того, он с большим аппетитом пробовал все, что предложил новый мир с наступлением второго миллениума. Несмотря на свой возраст, Михаил Задорнов попал в так называемый мейнстрим мышления современного человека: он легко и с юмором умел разговаривать с читателями и зрителями на самые актуальные темы. Как вы считаете, почему так?

–Дело все в том, что в советское время существовала единая идеология, в рамках которой работали все и вся: и те, кто в эту идеологию глубоко верил, и те, кто в эту идеологию глубоко не верил. Я думаю, что Михаил относился к той категории людей, которые в рамках советского общества эволюционировали культурно, идеологически, цивилизационно, под влиянием общемировых перемен. Я думаю, что это был человек, у которого, грубо говоря, работали мозги. Он не мог оставаться на позициях застывшей догматики, застывшей идеологии. Поэтому я думаю, что, когда появились условия, он сразу раскрылся в совершенно другой ипостаси, как человек, уже созревший для не только критического отношения к советской эпохе, но и к окружающему миру вообще, с объективных позиций, исторических позиций, общецивилизационных позиций.

Уже в студенчестве Михаил руководил театром при МАИ, писал, к 36 годам стал руководителем знаменитого отдела сатиры и юмора «Юности». Несмотря на эти достижения, его отец, лауреат Сталинской премии за исторический роман «Амур-батюшка», часто не одобрял творчество сына. По вашему мнению, причиной тому является все та же прозаичная разница поколений?

–Это связано с тем, что отец его был человеком старшего поколения, сформировался в условиях советской реальности, советского патриотизма, который был очень ярко окрашен в период Великой Отечественной войны. И люди, которые прошли этот период становления государства, период военный, период противостояния с западным миром, пропитывались этим влиянием надолго. Сын в этом отношении намного его обогнал, намного глубже, ярче и творчески, более осознанно подходил к проблемам, чем отец, который жил прошлой эпохой.

«Задорнов оказался на уровне достижений исторической науки»

– Фильмы Задорнова об истории наших предков сняты очень красочно и информативно, но тем не менее содержат противоречивые, спорные теории. «Призвание варягов» в контексте проблемы образования русской государственности в разные исторические периоды не раз использовалось в политических и идеологических целях. Как вы лично к этому относитесь?

–Мы с ним на эту тему много говорили, и я убежден, что Михаил в своих построениях совершенно прав. С научной точки зрения это абсолютно правомерно. Я отношусь к его работе положительно. Считаю, что, не будучи историком, он тем не менее провел огромную историческую работу: не только ознакомился с источниками, в том числе и с русскими летописными сводами, но и побывал, что очень важно, в тех местах, о которых идет речь в фильме. Это и Прибалтика (в первую очередь территория современной Латвии), и Германия. Он подробно ознакомился с топографией этих мест, поговорил с местными жителями, которые, кстати говоря, числят себя потомками балтийских славян, оставаясь в рамках германского государства, и не стыдятся этого. Он обратился к этимологии названий этих мест.  Например, город Росток (Германия) – это славянское название. Все это привело его к выводу, что норманисты не правы в своих исторических построениях.

– Неужели вы хотите сказать, что пытливый ум и любовь Михаила Задорнова к родной истории и народу стоили целой армии ученых-историков?

–Он впервые пошел по реальному пути, по реальным местам, поселениям, рекам, заливам. Историки этого никогда не делали. Он показал эту глубинную связь названий с прибалтийским славянством, показал общность этих связей с новгородскими славянами. Рюрик – это один из тех вождей прибалтийских славян, который вышел в период как раз переселения балтийского славянства на восток под немецким давлением. Рюрик является одним из тех предводителей балтийского славянства, которые появились в землях восточных славян, в землях будущего Новгорода, в районе Ладоги, и дали начало российской государственности. Это совпадает с построениями ряда крупных российских ученых, в частности академика В. Л. Янина.

– Получается, творчество последних лет жизни Михаила Николаевича разрушает привычные, общепринятые представления об основополагающих исторических фактах. Многие привыкли думать, что варяги помогли создать нам сильную страну, Кирилл и Мефодий принесли из Византии алфавит. Оказывается, это не так?

– Это все принято сейчас. Но это не спорная проблема, а проблема реальная. В моей «Истории России» (издание 2018 года, для абитуриентов, студентов, преподавателей, а также всех интересующихся отечественной историей)

об этом говорится. Мало кто сегодня обращается к первоисточникам, чаще всего это вольные переложения летописного текста, сделанные людьми, которые не владеют по-настоящему историческим материалом. В этом отношении Задорнов оказался на уровне достижений исторической науки.

«Мемориалы имеют большое значение»

– В фильме Задорнова «Рюрик. Обретенная быль» вы в шутливой манере говорите о серьезной проблеме, которую не раз поднимал и сам Михаил, – о том, что наши потомки на раскопках найдут одни айфоны и мерседесы и подумают, что русских людей здесь никогда не жило. По вашему мнению, деятельность по монументальной пропаганде, подобная деятельности Российского военно-исторического общества, поможет распознать нас в будущем по мемориалам, памятникам, именным доскам?

– Конечно, мемориалы имеют большое значение. Мне трудно говорить о потомках. Но то, что эта работа полезная и цивилизационно оправданная, – в этом нет никаких сомнений. Я думаю, что Российское военно-историческое общество работает в этом направлении с позиций объективно исторических и патриотических. Это очень важная деятельность.

– Михаил Задорнов, как и Российское военно-историческое общество, занимался филантропической деятельностью. На собранные средства, например, он установил памятник Арине Родионовне в селе Воскресенское в Гатчине, открыл общественную библиотеку в честь отца-писателя в Риге, снял свои документальные картины. Как вы думаете, какие чувства побуждают людей к такой деятельности?

– Это в первую очередь воспитание, знания, необходимость поисков правды и истины. Это творческое горение. Именно эти качества побуждают людей делать подобные, нужные и полезные для общества, дела.

– Скажите, какое впечатление на вас произвело личное общение с Михаилом Задорновым? Легко ли было с ним работать?

– Мы с ним здесь говорили по несколько часов. И это было общение на одном уровне. Хотя я являюсь профессиональным историком, а он профессиональным литератором. Но его подготовка, его знания, его увлеченность, они были таковы, что мне было легко с ним разговаривать. У нас с ним был общий язык, основанный на исторических источниках, на общеисторических и специальных знаниях, которыми он обладал, чему я удивлялся, честно говоря. Беседы с ним мне доставили большое удовольствие, потому что раньше я его видел только на экранах, а здесь это был очень интересный, очень простой, увлеченный историческими проблемами человек, который меня буквально потрошил и вытягивал все, что я знаю.

10 ноября исполнился ровно год с того момента, как от нас ушел Михаил Задорнов. Этот невероятно талантливый человек, знавший формулу русской души, умевший с ней обращаться и, благодаря этому, внесший огромный вклад в развитие духовного, философического понимания современных явлений, исторических в том числе, безусловно, достоин остаться в памяти поколений навсегда.