Преемственность в изучении курсов ОРКСЭ и истории в начальной и основной школе (личностный аспект)

8/26/2013

О.С. Уколова 

МАОУ гимназия 37,

г. Екатеринбург

Преемственность в изучении курсов ОРКСЭ и истории в начальной и основной школе (личностный аспект)

В основании комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» лежит культурологический подход. Целью изучения данного курса является «формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений» [3; с.2]. Исходя из этого, преемственность в изучении курсов ОРКСЭ и истории выстраивается по следующим направлениям:

  • Изучение культурных и религиозных традиций народов России и мира
  • Формирование навыка ведения конструктивного диалога
  • Освоение базовых общечеловеческих ценностей и нравственных норм

Поскольку отличительной чертой курса ОРКСЭ является приоритет личностных результатов обучения над предметными и метапредметными, целесообразно рассмотреть в данной статье преемственность именно в личностном аспекте, т.е. с точки зрения освоения базовых общечеловеческих ценностей и нравственных норм.

        Несомненно, главным критерием успешности освоения человеком определенных ценностей является то, что человек ведет себя в соответствии с освоенными ценностями в повседневной жизни, а также выносит суждения о поведении других людей в соответствии с ними.

        Курс истории в основной школе, в частности, в 5—6 классах, дает подростку богатый материал для подобной работы над собой. Задача учителя – помочь ученикам увидеть и осмыслить нравственное содержание в деятельности исторических персонажей, использовать исторические знания для разрешения сложных ситуаций в повседневном общении подростка с самыми разными людьми. Остановимся на некоторых возможных методических приемах.

        Одна из проблем младшего подросткового возраста – стремление во чтобы то ни стало доказать свою правоту, неумение в пылу конфликта отделить главное от второстепенного, простить обиду, понять своего обидчика.

        В курсе основ православной культуры в 4 классе изучается тема «Милосердие». Чтение и обсуждение притчи о добром самарянине подводит детей к пониманию сложнейшего для подросткового сознания призыва Христа: «Любите врагов ваших» [4]. В 5 классе можно обратиться к этой нравственной норме, например, при изучении темы «Золотой век Римской империи». Большой интерес и серьезную дискуссию у детей вызывает известная задача Г.И. Годера «Император Марк Аврелий и заговорщики» [1; с. 123]. Предлагая различные «мстительные» версии поведения императора по отношению к заговорщикам и убеждаясь в их несостоятельности, пятиклассники очень неуверенно высказывают самую, по их мнению, невероятную, но на самом деле верную версию: император не стал преследовать своих врагов. Последующее обсуждение проблемной ситуации строится вокруг вопросов: Почему Марк Аврелий так поступил? Что это – проявление силы или слабости? И – самое главное – почему потенциальные заговорщики прекратили бороться против императора, хотя никакого наказания не последовало? В результате подростки усваивают важную норму поведения, сформулированную «философом на троне»: «Лучший способ оборониться от обиды — это не уподобляться обидчику».

        В 6 классе в курсе истории России мы вновь актуализируем проблему нравственного выбора в конфликтной ситуации при изучении темы «Расцвет Древнерусского государства», рассматривая междоусобицу сыновей Владимира I. Здесь важно уйти от прямой назидательности, к которой порой сводится рассказ об убийстве Бориса и Глеба людьми Святополка. Подростки не терпят морализаторства, и для них на самом деле жизненно важен вопрос о целесообразности «непротивления злу насилием» в реальной жизни и, главное, о цене, которую приходится платить за «непротивление».

«Сказание о Борисе и Глебе» [5], являющееся одновременно и литературным, и религиозным, и историческим памятником, позволяет подросткам сопоставить различные стратегии поведения в ситуации борьбы – братское самопожертвование Бориса, мольбы о пощаде и смирение перед неизбежной гибелью Глеба, жестокость и вероломство Святополка, справедливая месть Ярослава… В ходе дискуссии шестиклассники отвечают, прежде всего самим себе, на важнейшие вопросы – о нравственных пределах на пути к достижению цели, о славе земной и посмертной, о последствиях того или иного нравственного выбора.

Умение делать осознанный выбор между добром и злом в различных жизненных ситуациях и, главное, нести ответственность за свой выбор – отличительная черта зрелой, взрослой личности. Разумеется, 10—12-летним детям крайне трудно, но необходимо это понять.

В курсе основ светской этики в 5 классе на занятии по теме «Добро и зло» младшие подростки учатся отличать добро от зла, соотносить понятия свободы и ответственности. Отправной точкой для дискуссии по этой проблеме может служить, например, сокращенный пересказ учителем (или чтение сокращенного варианта учениками) старинной шотландской легенды «Томас Лермонт Стихотворец» - достаточно сложной, но и увлекательной для детей этого возраста [2, с. 5 – 19]. Обсуждая описание странствия Томаса с Королевой Фей, полное метафор и аллегорий, пятиклассники приходят к осознанию трудности выбора между добром и злом и о неотвратимости ответственности человека за сделанный выбор. Нужно отметить, что средневековая легенда, естественно, транслирует христианскую идею о неизбежности страданий на пути к праведности. Тем не менее, именно эта идея, но уже иначе переосмысленная в эпоху Нового времени, лежит в основе светской европейской культуры (трудовая этика, чувство долга и т.д.).

На уроках истории древнего мира в 5 классе закрепляется и углубляется понимание ответственности как показателя личностной зрелости. Так, изучая тему «Религия древних греков», организуем просмотр фрагмента фильма «Древняя Греция. Герои мифов и легенд» (проход аргонавтов через Симплегадские скалы) [6, эпизод 3] и помимо традиционного вопроса о том, как представляли себе греки влияние богов на жизнь людей, предложим детям ответить еще и на такой вопрос: Почему в фильме греческие боги представлены в образах подростков? Обсуждая это задание с опорой на содержание видеофрагмента, пятиклассники приходят к выводу, что авторы фильма таким образом подчеркивают своеволие и безответственность богов, игравших судьбами людей в угоду своим прихотям. А отсюда выводится и тезис о том, что отличие взрослого от ребенка состоит в способности брать на себя ответственность.

Далее, рассказывая о судьбе Сократа или о конфликте Сенеки и Нерона (в сильно упрощенной «детской» версии) на уроках по темам «Греческие философы» и «Первые римские императоры», можно организовать дискуссию о пределах личной ответственности человека вообще: Почему Сократ и Сенека выбрали смерть, а не бегство? Что это – подчинение власти или голос совести? Должен ли учитель отвечать за действия своих учеников? Может ли и должен ли вообще один человек отвечать за другого?

В курсе истории России 6 класса подростки могут на историческом материале глубже осознать трудность и неоднозначность реального выбора между добром и злом. Почему Александр Невский, спасший Русь от натиска рыцарей-крестоносцев, жестоко подавлял восстания против ордынцев? Кто же он – герой или предатель? Кто был больше прав в начале XIV в. – пытавшиеся бороться с Ордой тверские князья или изворотливые московские? Можно ли смириться с «меньшим злом» или всегда нужно стремиться к безусловному добру? От чего зависит наш выбор? А бывает ли вообще добро или зло безусловным? Отвечая на подобные вопросы, шестиклассники не только глубже понимают исторический процесс, но и, анализируя поступки исторических деятелей, учатся выносить обоснованные этические суждения, усваивают определенные нравственные нормы и социальные навыки.

Таким образом, преемственность в изучении курсов ОРКСЭ и истории с целью достижения позитивных личностных результатов можно выстроить, руководствуясь следующими принципами:

  1. Освоение базовых общечеловеческих ценностей и нравственных норм осуществляется в процессе активной познавательной деятельности (анализ исторических ситуаций, работа с текстом, дискуссии, решение познавательных задач исторической тематики, но с нравственным содержанием).
  2. Вместо назидательности – создание дидактических условий для формулировки самостоятельных суждений подростков в соответствии с определенными ценностями и нормами.
  3. Связь ценностного содержания исторического материала с актуальными задачами развития подростков.

Все методические приемы, приведенные в данной статье, апробированы автором на уроках в 5–6 общеобразовательных или гимназических классах в 1996–2012 гг.

Ресурсы

  1. Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира / Г. И. Годер. М.: Просвещение, 1996. — 144 с..
  2. Шотландские народные сказки и предания / Пер. с англ. М. Клягиной-Кондратьевой. М.: Художественная литература, 1967. — 328 с..
  3. http://www.minobraz.ru/files/kompleksnyjj_uchebnyjj_kurs._osnovy_religioznykh_kultur_i_svetskojj_jetiki._primernaja_programma_i_struktura._annotacija.doc
  4. http://www.pravmir.ru/osnovy-pravoslavnoj-kultury-%E2%80%93-polnyj-tekst-uchebnika/#_Toc255776530
  5. http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4871
  6. Древняя Греция. Герои мифов и легенд. Документальный фильм / ВВС. М.: СОЮЗ Видео, 2006. – 100 мин.