En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Православная церковь и черноморское казачество в к. ХVIII - н. ХIХ вв.: некоторые спорные вопросы

   В настоящее время наблюдается неподдельный интерес к изучению истории православной церкви.  Усиление борьбы различных конфессий за умы и сердца россиян еще более актуализируют данную тему. В связи с чем представляется целесообразным рассмотреть взаимодействие православной церкви и черноморского казачества в к. ХVIII- н. ХIХ вв, тем более, что в этом вопросе до сих пор существует ряд противоречивых суждений.                                  

Формирование данной ситуации во многом обусловлено следующими факторами:

 1) Тенденциозность в оценки казачества. В дореволюционной России большинство исследователей идеализировали казачество и выделяли лишь положительные моменты, в советский период, напротив, казачество представлялось как реакционная сила, стоявшая на страже монархии.

Т.О. данная проблема зачастую рассматривалась не с научных, а с идеологических позиций.

 2) Отсутствие объективного подхода к роли православной церкви в истории России. Неоднозначное отношение православного духовенства к казачьим духовным традициям.

 3) Сложность самого процесса становления православия в казачьем крае.    

  В целом же рассматривая взаимоотношение казачества и православия в к. ХVIII- н. ХIХ вв. можно выделить два проблемных поля, где наиболее часто встречаются противоречивые суждения.

 1) Теоретическое.

 2) Хронологическое.

К первому блоку, посвященному изучению особенностей становления православной церкви в казачьем крае, относятся базовые вопросы, связанные с тремя проблемами.

1) Специфика казачьего верования и оценка его качественного уровня.

2) Войсковая церковная политика и ее анализ.

3) Складывание черноморского духовенства : особенности и состав.

   Все рассуждения по первому вопросу можно свести к двум тезисам. Первый - “Черноморские казаки - рыцари православия, продолжатели духовных традиций запорожцев, борцы за чистоту веры.”[1]

Второй - “Духовная культура черноморцев носила самобытный характер, и по качеству была ниже запорожской”[2].

Какой же более верен? Детальное изучение различных источников, позволяет заключить, что обе тенденции имели место.

  С одной стороны, действительно в к. ХVIII- н. ХIХ вв. у черноморского духовенства было много общего с запорожским:

1) Формировалось  из казачьей среды и существенно отличалось от российского.

2) Находилось в материальной зависимости от войска, многие монастыри носили статус войсковых.

3) Играло важную роль в военной и мирной жизни, обладало реальной властью над прихожанами.

4) Священники вступали в должность лишь с одобрения жителей куреня, поэтому пользовалось огромным уважением.

В то же время изменение социальной обстановки, способствовало формированию уже в 20-е гг. ХIХ в. и некоторых собственных черт.

   1) В отличие от запорожцев черноморцы начинают обзаводится семьями и как следствие, часть духовенства перестает соблюдать обед безбрачия, что в свою очередь способствует градации на черное и белое духовенство

     2) Черноморское духовенство хотя и сохраняет некоторую автономию, все же оказывается в большей зависимости от епархиальной и синодальной власти, нежели запорожское, которое фактически было самостоятельным,       

 3) Уровень образования черноморского духовенства был на много ниже. Острая потребность в священниках способствовала тому, что в духовное звание нередко возводились не пригодные к этому люди. Если в Запорожской Сечи духовенство состояло из самых лучших и праведных, то в Черномории обычным явлением было пьянство и дебоширство “горе священников”, что естественно подрывало авторитет церкви.[3]

 4) Значительно расширяется и социальный слой из которого комплектуется духовенство. Уже в 30-40-е гг. ХIХв.  оно пополнялось не только за счет казачества, но и иногородних, а так же российских священников и детей духовных лиц.

 Т.О. черноморское духовенство, в отличие от запорожского, уже не являлось военизированным монашеским орденом, ему были присущи черты обычного сословия, что естественно отражалось на его качественном уровне.[4]

 Изучение церковной политики войска так же позволяет выделить два подхода.

 Сторонники первого показывает огромную роль войска в жизни церкви, все основные достижения объясняют заслугами и поддержкой войскового начальства. По их мнению, материальная зависимость церкви от войска это необходимость, которая выгодно отличала черноморское духовенство от российского и способствовала церковному процветанию.

  Приверженцы второго, напротив, полагают, что именно войско замедляло и тормозило развитие церкви, постоянные вмешательства в духовные дела негативно отражалось на качестве богослужения.

Как и в первом случае, наличие двух подходов явилось следствием двойственной политики со стороны войска: с одной стороны, оно действительно способствовало церковному процветанию, с другой, стремясь полностью подчинить себе церковь, тормозило духовное развитие. Таким образом, однозначно оценивать роль  войска в жизни церкви нельзя.

 Это же характерно и для третьей проблемы. Сложность военно-политической обстановки на Кубани в к. ХVIII в. способствовало формированию противоречивой политики и со стороны высшего церковного начальства. Так в 1793г. Св. Синод постановляет “открывать в Черномории церкви только в тех куренях, где не менее 100 дворов, а спустя год он вносит дополнение к этому указу:  и разрешает возводить храмы в селениях, где меньше 100 дворов, при условии, что ближайшая церковь находится далеко, а войско согласно вести строительство за свой счет. [5] Постоянные изменения существующих законов приводят к тому, что большинство из них в казачьем крае приобретает новую трактовку. Этим  объясняется тот факт, что несмотря на существующий указ возводить в священники лиц не участвующих в битвах, черноморское духовенство первоначально в основном формировалось из бывших воинов, отличившихся в боях.[6] В связи с чем мнение о том, что оно с самого начала состояло из лиц, не участвовавших в битвах не соответствует действительности.[7] В этом плане весьма символично назначение Р. Порохни - первым войсковым протоиереем, тем более, что главным аргументом в его пользу было не родство с войсковым судьей А.Головатым, как об этом писали дореволюционные исследователи, а то, что черноморцы хорошо знали его лично по боевым сражениям в русско-турецкой войне 1789-1791 гг, где Р.Порохня блестяще выполнял обязанности войскового священника, проявлял храбрость и героизм, за что и был представлен к награде в 1795 г.[8]

Частые разногласия в документах по статистическим и хронологическим вопросам объясняются отдаленность Черномории от Москвы и С.Петербурга, отсутствие слаженной связи.

  В конце ХVIII- начале ХIХ вв., несмотря на особый интерес царского правительства к Кубани, скорость обмена информацией была настолько низкой, что сообщение успевало устареть пока доходило до адресата. В результате в документе указано одно число, а в реальности было совершенно другое. Так официальной датой открытия церковного хора считается 18 января 1811 г, в действительности хор начал функционировать еще в октябре 1810 г.[9] Это замечание верно и для церковного строительства. Почти все черноморские храмы, из-за острой потребности в них, начинали функционировать не дожидаясь епархиального благословения. В итоге к моменту официального открытия та или иная церковь как правилов течение года считалась уже действующей и регулярно посещалась прихожанами.

   Подводя итог всему сказанному, необходимо подчеркнуть, что изучение церковной истории требует от исследователя пристального внимания, соблюдения на деле, а не на словах принципа историзма и объективности, спешка и неточность в этом вопросе чреваты новыми ошибками.

  

[1] Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. Екатеринодар. 1910. Т.1. С.579,

[2] Фелицин Е.Д. Кубанское казачье войско 1696-1888. Воронеж. 1888. С.248.

[3] ГАКК Ф.689. Оп. 1. Д. 85 Л. 2, Д.9. Л.3

[4] ГАКК. Ф.689.Оп.1. Д.11. Л. 3.

[5] ГАКК. Ф. 249. Оп.1. Д. 253. Л. 20.

[6] ГАКК.Ф.250.Оп.1. Д.28.Л.190.

[7] Шептун С.В. Из истории православной церкви на Кубани.. Краснодар. 1995. С.390.

[8] ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 285. Л. 22.

[9] Кияшко Войсковые и певчие хоры. Екатеринодар. 1911. ГАКК. Ф,396. Оп. 1. Д.10017 Л. 77-78.

    

525

Поделиться

Соцсети

Новое

Голиков Филипп Иванович. Красный орёл РККА

Полярный лётчик. Мазурук Илья Павлович

Всё для фронта! Всё для Победы!

Морской лётчик. Молоков Василий Сергеевич

Воспоминания о прошлом и мысли о настоящем

Пресс-служба РВИО .

У Ржевского мемориала Советскому Солдату состоялся концерт-реквием

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Танковое сражение под Прохоровкой. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Битва за Кавказ. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Куликовская битва. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте