Правила военной жизни: из истории воинских уставов России
29 ноября 1918 года у Красной Армии появились первые документы, определяющие правила внутренней и гарнизонной службы
Существование современной армии немыслимо без целой серии главных законов, определяющих все стороны военной жизни, — уставов. В разных странах они называются то руководствами, то наставлениями, а в России традиционно называются именно «уставами», то есть установлениями, сводом правил. История отечественных воинских уставов не столь длинна, как история ратного дела на Руси, но все-таки насчитывает четыре с лишним столетия. За это время, как ни удивительно, отечественная армия получила не так уж и много сводов воинских правил, а появление каждого из них всегда было связано с проведением кардинальных военных реформ в стране.
«Боярский приговор о станичной и сторожевой службе»
Традиционно именно «Боярский приговор», утвержденный царем Иваном IV Грозным 16 февраля 1571 года, считается первым из всех русских воинских уставов. Действительно, он в полной мере соответствует понятию и роли свода воинских правил. Этот документ, «приговоренный» боярами, отвечавшими за пограничную и сторожевую службу, охватывал все стороны жизнедеятельности пусть не всей русской армии, но ее важнейшей на тот момент части — охраны внешних границ государства. Во-первых, он определял саму эту задачу, во-вторых, устанавливал правила несения службы на русских границах, в-третьих, определял то, как именно она будет организована и даже оговаривал места размещения и сроки выставления сторожевых застав и дозорных подвижных отрядов. Как и большинство уставов других государств того времени, «Боярский приговор» включал в себя элементы всех будущих воинских уставов, в том числе внутренней службы, боевого и дисциплинарного, поскольку, в частности, определял наказания за неправильное или недостойное несение сторожевой службы.
«На сторожевой границе Московского государства». Художник Сергей Иванов, 1907 г.
Источник: factoriahistorica.wordpress.com
«Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки»
Если «Боярский приговор» был первым воинским уставом Руси вообще, то «Устав ратных, пушечных и других дел» стал первым артиллерийским и пехотным уставом. Появился он в трагический для России момент — в годы Смутного времени — и должен был стать основой реформирования и модернизации русской армии, которой приходилось противостоять лучшим армиям того времени. За основу документа была взята «Воинская книга» немецкого военного теоретика барона Леонгарда Фронспергера, перевод которой был готов к 19 мая 1607 года. И еще тринадцать лет потребовалось дьяку Посольского приказа Онисиму Родишевскому сыну Михайлову, чтобы дополнить немецкий устав опытом русской армии последнего столетия и уставами других стран. В итоге 26 сентября 1620 года на свет появился рукописный «Устав ратных, пушечных и других дел», содержавший 663 статьи, определявших все стороны жизнедеятельности современной ему армии. Значительная их часть — около 500 статей — касалась пушкарского дела, а остальные оговаривали организацию похода войска и ведения осады, расписывали систему командования в армии и другие общеармейские вопросы.
Шмуцтитул «Устава ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» издания 1777 года
Источник: artillery-museum.ru
«Устав воинский сухопутный»
Правление Петра I знаменито многими нововведениями, среди которых оказался и первый настоящий воинский устав России. Работу над ним самодержец закончил 10 апреля (30 марта по ст. ст.) 1716 года. В предисловии к этому документу император всероссийский отмечал, что «отец наш (царь Алексей Михайлович. — Прим. авт.), блаженный и вечнодостойный памяти, в 1647 году начал регулярное войско употреблять, и устав воинский издан был». Но тот устав был почти полностью заимствованным, и это в корне отличало его от петровского, который стал результатом анализа опыта Северной войны и создания новой русской армии. При работе над ним Петр I, что закономерно, пользовался опытом армий других стран и их уставами, но в итоге из-под царского пера вышел совершенно оригинальный документ, соответствовавший, а во многом и опережавший состояние армии России. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что «Устав воинский сухопутный» без серьезных изменений использовался в России вплоть до второй половины XIX века! Кроме того, этот устав во многом заложил основы российского уголовного и уголовно-процессуального права в принципе, не только в отношении армии.
Шмуцтитул издания «Устава Воинского» 1737 года, вышедшего, как и первое издание, на двух языках — русском и немецком
Источник: litfund.ru
«Устав Морской о всем, что касается к доброму управлению в бытность флота на море»
Через четыре года после появления воинского устава из-под пера Петра I вышел еще один важнейший документ, регламентирующий существование новой для России составной части вооруженных сил — морского флота. Манифест о его введении в действие император подписал 24 января 1720 года, и с этого момента до начала Крымской (Восточной) войны именно «Морской устав» с дополнениями определял жизнь российского военно-морского флота. В этом смысле он был очень похож на «Устав воинский сухопутный», хотя и не был столь всеобъемлющим. В него входили пять книг, каждая из которых касалась важной стороны флотской жизни. Первая определяла систему командования и подчиненности на флоте и тактику эскадры, вторая — систему старшинства и опознавательных знаков кораблей, третья — организацию службы на корабле и обязанности каждого из членов его команды. Четвертая книга регламентировала вопросы дисциплины и награждения моряков, а пятая — вопросы наказаний за дисциплинарные проступки. Так что можно считать, что вся история регулярного парусного флота России в полной мере определялась одним главным документом — петровским «Морским уставом».
Шмуцтитул издания «Морского устава» 1720 года
Источник: prlib.ru
Уставы внутренней и гарнизонной службы Красной Армии
Русская императорская армия с петровских времен и до конца своего существования строила свою жизнь по уставам, берущим начало в XVIII веке и регулярно дорабатывавшимся. Появление первого в мире государства рабочих и крестьян привело к созданию и совершенно новой армии — рабоче-крестьянской, законы жизни которой тоже должны были быть новыми. Конечно, в полной мере этого добиться не удалось: в конце концов, армии вне зависимости от их цветов остаются армиями, и внутренние законы у них общие. И один из главнейших среди них гласит, что вооруженные силы, не имеющие хотя бы уставов внутренней и гарнизонной службы, превращаются в вооруженную толпу. Именно с этой мыслью весной 1918 года взялась за работу комиссия по подготовке первых советских воинских уставов, которые были утверждены 29 ноября того же года. В этих документах нашлось место и утверждению обязанности военнослужащего РККА «все свои действия и мысли направлять к великой цели освобождения всех трудящихся», и понятиям «революционная дисциплина» и «комиссар». Но в целом оба устава — внутренней и гарнизонной службы — не слишком сильно отличались от дореволюционных, которые и легли в их основу. Поэтому уже в 1919 году начали появляться новые советские воинские уставы, и эта работа практически без перерывов продолжалась до середины 1970-х годов.
Парад частей Красной Армии в Харькове 1 июня 1920 года
Источник: es.rbth.com
Обложка: «Запись в Красную Армию». Агитационный плакат 1918 года. Источник: oppps.ru
Смотрите также:
Как царь Иван Грозный пограничные войска создал
Воинский устав Петра I: все об армии и уголовном праве
Первые «красные маршалы»: кто они?
Орденоносцы в рясах: история флотских и армейских священников
Новое
Видео
курс "История за 1 минуту" о Иване Грозном
Иван Грозный
Судьба России в контексте империй и революций ХХ века
Лектор: Ляпустин Борис Сергеевич Российский историк, кандидат исторических наук
Февральская революция 1917 года: что это было?
Важный урок революции 1917 года состоял в следующем: если государство пренебрегает социальными правами и благосостоянием граждан, может произойти социальный взрыв