Правда и вымысел «Семнадцати мгновений весны»

Ветеран-разведчик Виталий Коротков рассказал о том, кем мог быть Штирлиц в реальной жизни, кто из советских агентов на самом деле дослужился до высоких постов в гестапо и к кому обратилась за советом Татьяна Лиознова, чтобы снять роды радистки Кэт.
11 августа 1973 года на советские киноэкраны вышел фильм «Семнадцать мгновений весны», и сразу стало понятно, что он будет культовым.
В основу военной драмы о советском разведчике, внедренном в гестапо, был положен одноименный роман писателя Юлиана Семенова. Съемки картины велись в Москве и Риге, в Грузии и ГДР… В общей сложности работа над фильмом продолжалась около трех лет.
Изначально премьера фильма была запланирована на май 1973 года – картину хотели приурочить ко Дню Победы. Но в итоге из-за визита Брежнева в ФРГ премьеру было решено отложить. Первый показ принес картине колоссальную популярность и всенародную любовь, поэтому уже через три месяца было решено устроить повторный показ «Семнадцати мгновений».
Т.М. Лиознова и В.В. Тихонов
История о разведчике Максиме Исаеве, работавшем в германской внешней разведке под псевдонимом Макс Отто фон Штирлиц, стала классикой советского кинематографа, да и сам главный герой стал нарицательным и даже превратился в персонажа многочисленных анекдотов. Именно по фильму Татьяны Лиозновой многие из нас составили впечатление о том, каким был «идеальный» советский разведчик, как выглядели офицеры СС и что происходило в высших эшелонах власти Третьего рейха весной 1945 года.
Во многом здесь надо отдать должное блестящей игре Вячеслава Тихонова, который идеально попал в образ расчетливого, хладнокровного, но при этом не лишенного эмоций шпиона. Очевидно, что Штирлиц – это образ собирательный, однако это отнюдь не означает, что у него не было прототипа в реальной жизни, а точнее… прототипов!
Тем не менее здесь, как и в любом историческом кино, есть место некоторым неточностям. К примеру, военная форма немецких офицеров, показанная в «Семнадцати мгновениях», – да-да, та самая красивая черная форма, один вид которой вызывает у многих трепет и ужас, – вовсе не соответствует той, которую действительно носили в СС. Точнее, такая форма была, только еще до начала Второй мировой войны.
О том, с кого мог быть списан образ знаменитого разведчика, почему встреча Штирлица с женой выглядит не совсем правдоподобно и о чем создатели фильма консультировались со шпионкой, родившей нескольких детей «под прикрытием», порталу «История.РФ» рассказал ветеран Службы внешней разведки России, полковник в отставке Виталий Коротков.
«Сцена свидания с женой кажется невероятной»
– Виталий Викторович, вы проработали в советской разведке 40 лет – страшно представить, какой это большой срок! Вы, как никто другой, имеете право оценивать фильмы о работе наших разведчиков. Скажите, на ваш взгляд, насколько образ советского спецагента, показанный здесь, соответствует действительности?
– Ну вы же прекрасно понимаете: работа – это работа, а творчество – это творчество. Этот фильм сделан очень здорово, блестяще написан сценарий. Что там звучит не совсем правдоподобно?.. К примеру, сцена свидания Штирлица с женой – она кажется, конечно, совершенно невероятной. Но, тем не менее, я знаю, что такие вещи осуществлялись! И, скажем, поездка и выброс в Швейцарию – это, конечно, очень рискованная операция. Но я знаю, что у нас осуществлялись и другие не менее рискованные операции.
– А почему встреча Штирлица с женой вам кажется неправдоподобной?
– Просто это крайне сложное предприятие, несущее в себе определенные риски. Но, естественно, это было сделано, чтобы морально поддержать Штирлица, показать, что о нем заботятся, заботятся о его семье. Конечно, с точки зрения идеологии это очень важный и красивый ход. И я знаю, что такие вещи делались в реальности.
– А был ли, на ваш взгляд, у Штирлица реальный прототип? Я вычитала массу версий: кто-то считает, что образ Максима Исаева списан с агента Вилли Лемана, кто-то убежден, что Штирлицем в жизни был Ян Черняк, а также Николай Кузнецов, Анатолий Гуревич, Исай Боровой. Кстати, упоминается и фамилия Коротков – не о вас ли речь?
– Это мой однофамилец, Александр Михайлович Коротков! Мы друг друга хорошо знали, были очень близки. Он был одним из моих учителей и шефов.
– Думаете, он мог быть прототипом Штирлица?
– Конечно, Александр Михайлович мог быть очень близок к этому герою. Тем более что в начале своей работы в разведке он находился на нелегальном положении, работал во Франции, в Германии… Так что он вполне мог быть прототипом Штирлица.
Полковник А.М. Коротков и генерал-полковник Г.Ю. Штумпф
«Попал в РСХА и… дорос до руководителя реферата!»
– Многие критикуют создателей фильма за один момент: Штирлиц имел звание штандартенфюрера, что у нас соответствует полковнику. Не совсем понятно, как разведчик мог дослужиться до такого высокого звания, не занимая никакой важной должности и являясь простым рядовым сотрудником. Не кажется ли это странным? И интересно узнать, какие звания обычно занимали советские агенты в гестапо?
– Вы знаете, я долгое время работал с одним человеком по имени Хайнц Фельфе. Он уже в послевоенное время работал с нами в западногерманской разведке. А в годы войны, окончив пару курсов Берлинского университета, он попал в 6-е управление РСХА – к тому самому Шелленбергу, начальнику внешней германской разведки. И через пару лет он дорос там до руководителя реферата по Швейцарии! И даже те переговоры, которые велись в Швейцарии с Алленом Даллесом (руководитель резидентуры Управления стратегических служб США в Берне в годы Второй мировой войны. – Прим. ред.), проходили через него.
– Ему удалось, как и Штирлицу, избежать провала?
– Он долгие годы работал с нами, а потом, к сожалению, был арестован. Это произошло в 1961 году. Позже Фельфе написал книгу, в которой описал свою работу у Шелленберга. Так что вот, пожалуйста, вам пример: человек, работавший в управлении у Шелленберга, возглавлял швейцарский реферат. Он блестяще работал там, а потом стал нашим человеком и оставался им до последних дней. Мы с ним переписывались до самого дня его смерти…
Х. Фельфе
«Консультант по части родов»
– Интересно, а были прототипы у других героев фильма о Штирлице? Я слышала, что создатели картины консультировались с настоящими разведчиками во время съемок. Может быть, с них списаны и другие образы?
– Здесь могу рассказать о еще одной нашей разведчице – это Анна Филоненко-Камаева. В ее семье было трое детей, и двоих из них она родила, находясь на нелегальном положении – в Китае и Латинской Америке. И Татьяна Лиознова, режиссер фильма «Семнадцать мгновений весны», обратилась к ней, попросив рассказать, как рожают наши разведчицы за границей. И Камаева рассказала ей о своем опыте. Таким образом, она стала консультантом по части родов. Это очень помогло написать сценарий для сцены, где рожает радистка Кэт.
А.Ф. Филоненко-Камаева
– Позвольте еще один вопрос в заключение – он, наверное, будет самым сложным, но важным. До сих пор вызывает споры вопрос о том, насколько наша страна была готова к войне в 1941 году. И многие упреки отправляются в том числе в адрес нашей внешней разведки: якобы «проспали» начало войны. Но ведь секретные сведения, насколько я знаю, оперативно поступали, и из разных каналов? О подготовке Германии к нападению на СССР советская агентура никак не могла не знать… Или все-таки могла?
– Я могу сказать вот что. Еще до войны Артур Христианович Артузов, когда он стал шефом разведки, ориентировал разведку на работу на перспективу, то есть на поиск людей перспективных с точки зрения их развития. В то время как раз была приобретена так называемая Кембриджская пятерка (ядро сети советских агентов в Великобритании, завербованных в 30-х годах XX века в Кембриджском университете. – Прим. ред.). Их вербовщиком был Арнольд Дейч, чье имя редко упоминается. Тем не менее Кембриджская пятерка – это его работа, и не только она. Таким образом, к началу войны советская разведка располагала ценнейшей агентурой, в том числе в Германии. Взять хотя бы того же Вилли Лемана, который был одним из начальников отдела гестапо – он был нашим агентом! Он информировал нас о производстве Германией ракетного оружия, о производстве новых типов танков, о подготовке Германии к войне. Это о чем-то говорит, правда ведь?..
А.Х. Артузов
Кстати, прямо сейчас вы можете посмотреть фильм о главном закадровом герое «Семнадцати мгновений весны» на портале «Культура.РФ», который создан Министерством культуры Российской Федерации.
Новое
Видео
Революция за 22 минуты.
Революция за 22 минуты.
Памятные даты военной истории России
Куликовская битва. Памятные даты военной истории России
День погибших в Первой мировой войне. Памятные даты военной истории России
Памятная дата России. Германия объявила войну России. Начало Первой мировой. «Австрия поспешно перешла в вооруженное нападение, открыв бомбардировку беззащитного Белграда. Мы повелели привести армию и флот на военное положение», - говорилось в манифесте Николая II