Последняя гавань русского императорского флота
В середине ноября 1920 года была завершена эвакуация Русской армии под командованием П. Н. Врангеля из Крыма
Исход русского флота
В конце октября 1920 года положение войск Русской армии генерал-лейтенанта П.Н. Врангеля в Крыму приняло критическое положение. Войска не смогли удержать Чонгарский и Перекопский перешейки и вынуждены были отступить за озеро Сиваш. Командованию армии стало ясно, что полуостров не удержать, и эвакуация войск за пределы России стала неизбежной.
Русский флот в Бизерте
Источник: pinterest.ru
28 октября эвакуация была объявлена. Для помощи в организации эвакуации в Севастополь прибыл французский крейсер «Вальдек Руссо», на котором был представитель французского флота адмирал Дюмениль. Была подписана конвенция, по которой армия и мирные беженцы передавались под покровительство Франции. В качестве залога для покрытия расходов, которые могли возникнуть в результате этого покровительства, были выставлены русские военные корабли. Тем не менее основная тяжесть проведения эвакуации легла на командование флота и его офицеров.
Трудностей хватало. Желающих эвакуироваться оказалось намного больше, чем планировалось. Многие корабли и гражданские суда были не в лучшем состоянии, а кроме того, команды многих транспортных судов были просто ненадежными.
Флагман Белого флота
Источник: pinterest.ru
Практически две недели шла эвакуация и проводилась из нескольких портов. В том числе из Ялты было эвакуировано 13 тысяч человек, из Феодосии – около 30 тысяч, из Керчи – 32 300. Всего Крым во время этой эвакуации покинуло около 150 тысяч человек.
Русская эскадра и последняя стоянка
Несмотря на то, что война нанесла значительный ущерб флоту, он все еще представлял значительную силу. Из Крыма на чужбину отправилось 126 кораблей. Их путь лежал в турецкий Константинополь. Здесь сразу пришлось продать часть судов, чтобы поддержать совсем неимущих. В помощи нуждалось большинство, в том числе и генералы.
Погрузка беженцев
Источник: pinterest.ru
В декабре 1920 года Франция согласилась принять Русскую эскадру в тунисском порту Бизерта. На 33 кораблях, пришедших в Тунис, помимо матросов и офицеров флота было 5400 беженцев.
Эскадрой командовал контр-адмирал Беренс, который очень много сделал, чтобы сохранить корабли и экипажи, помочь гражданским беженцам, но всё равно ситуация постоянно ухудшалась. Состав эскадры постепенно сокращался, средств катастрофически не хватало. Французское правительство начало уничтожение судов Русской эскадры. Часть кораблей увели из порта и ввели в состав торгового флота Франции, еще часть выкупили мальтийские и итальянские судовладельцы.
Прощай Родина
Источник: pinterest.ru
Личному составу кораблей было предложено принять французское гражданство, но не все этим воспользовались. Многие так и остались с документами о российском подданстве.
Пять лет семьи русских жили на корабле «Георгий Победоносец». В порту суда стояли очень плотно, с палубы на палубу люди перебирались по мосткам. На кораблях была создана школа, работали мастерские. Сами моряки называли свой плавучий остров военно-морской Венецией или последней стоянкой. Каждое утро на кораблях поднимался Андреевский стяг. На сушу морякам выходить было запрещено.
Русская диаспора в Бизерте жила очень сплочённо, здесь сложилась особая обстановка – островок православия в старинном мусульманском городе. Суровая жизнь сплотила оставшихся русских, и сами отношения между людьми, оторванными от родины, были особенными.
Русский флот в Бизерте
Источник: pinterest.ru
После заключения дипломатических отношений между Францией и Советским Союзом эскадра официально была расформирована. В Бизерту приехала советская техническая комиссия, был составлен список судов, которые должны быть возвращены. Но корабли так и не вернули, в дальнейшем они были проданы на металлолом.
К 1925 году, когда русский флот прекратил своё существование в Бизерте, русских здесь оставалось всего 149 человек.
Главная хранительница традиций русского флота
А вот сохранению памяти о русской эскадре в Безерте мы обязаны воспоминаниям Анастасии Александровны Манштейн-Ширинской. Она была свидетельницей эвакуации русских кораблей из Крыма во время Гражданской войны и прожила всю свою долгую жизнь (до 97 лет) в Тунисе. Большой заслугой Анастасии Александровны стало сохранение исторических реликвий и памяти о русских моряках, не по своей воле оказавшихся в далекой африканской стране.
Эвакуация с Графской пристани
Источник: pinterest.ru
8-летней девочкой она вместе с матерью попала в Бизерту на миноносце «Жаркий». Командиром корабля был её отец А. С. Манштейн. В течение многих лет она была старейшиной православной общины в Бизерте, работала педагогом. На свои скромные средства и небольшую помощь, которую могли оказать немногочисленные в Тунисе русские, она ухаживала за могилами тех, кто прибыл некогда с Русской эскадрой, приводила в порядок храм, построенный эмигрантами. 5 мая 1997 года указом Президента РФ она получила российское гражданство.
Эскадренный броненосец Сисой Великий
Источник: pinterest.ru
В сентябре 2017 года в Тунисе состоялся вечер памяти, посвященный 105-летию со дня рождения Анастасии Александровны Манштейн-Ширинской. Анастасия Александровна – главная хранительница памяти о русской эскадре и её моряках, живой пример веры и достоинства. Этот вечер был проведён при активном участии Посольства РФ в Тунисе и национальной общественной ассоциации российских соотечественников клуба «Жаркий».
P.S.
Но, к счастью, история русского флота, оказавшегося на чужбине, на этом не закончилась. Ещё в августе 2014 года в Ялте состоялась встреча Президента России с деятелями культуры. На этой встрече Министр культуры Российской Федерации, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский передал Владимиру Путину отреставрированный Андреевский флаг с последнего из нашедших пристанище в Бизерте корабля Русского императорского флота «Император Александр III». Президент поблагодарил В. Мединского за усилия по возвращению флага и предложил присвоить одному из новых кораблей имя Александра III. Все мы очень ждем, что это случится в ближайшем будущем. А всем, кто интересуется отечественной историей, кому дорога память о героях-моряках, хочется узнать об Андреевском флаге и о судьбе крейсера «Александр III», мы предлагаем посмотреть фильм, подготовленный при участии РВИО, «Флаг. Символ преемственности».
Обложка: pinterest.ru
Смотрите также:
Настоящая история «Авроры»: десять фактов о легендарном крейсере
Последнее плавание фрегата «Паллада»
Новое
Видео
Советская военная форма.
Советская военная форма.
Внешняя политика России 1801-1825 гг.: основные этапы и направления
Основной вызов этого времени, и не только для России, но и мира в целом, связан с наполеоновской агрессией. Латентная враждебность в отношении Российской империи существовала и в Англии. Даже в случаях войн с Турцией, Швецией и Ираном за спиной противников обнаруживалось французское или английское участие. Наполеон представлял исторически реализуемый западный проект, предполагавший решение двух принципиальных задач: объединения западного мира и установления мирового господства. По его мнению, все европейцы должны были составить единую нацию, куда русские не включались. Поэтому войны с европейскими государствами мыслились как внутринациональное дело, а борьба с Россией - как противостояние с внешним противником, символизирующем собой варварство. Кульминацией внешнеполитического противостояния с наполеоновской Францией стал 1812 год. Геополитические задачи, возлагаемые Наполеоном на этот поход, не ограничивались принуждением России к континентальной блокаде. В замыслах французского императора было создание на западных российских территориях ряда буферных государств (пример - Великое княжество Литовское). Одним из основных внешнеполитических последствий правления Александра I стало утверждение Российской империи как великой державы и усиление ее стабилизирующей роли в европейской политике. Однако ценой этого стала "примерка" на себя роли "европейского жандарма" (санкционирование военной интервенции в Испании, Италии и Пьемонте) и, самое главное, жертвование внешнеполитическими интересами России во имя европейской безопасности. Тем не менее, за первую четверть XIX ст. границы империи существенно расширились (Финляндия, Польша, Северный Азербайджан, Дагестан, Валахия, Грузия), обеспечив благоприятное геополитическое положение страны.
2 мая 1945 год Взят Берлин!
2 мая 1945 года войска Маршала Жукова и Маршала Конева полностью овладели Берлином. Столица фашистского «рейха» пала, остатки берлинского гарнизона сдались в плен. Над Рейхстагом развевалось Красное знамя – Знамя Победы.