После парада. Об уместности рекламы в популяризаторских жанрах
Рунет разразился очередным скандалом.
Под раздачу попало Российское военно-историческое общество. За то, что на марше по Красной площади в честь парада 7 ноября 1941 года в реконструкторской части ехали отремонтированные машины времён Великой Отечественной войны с эмблемами РВИО, которое организовывало это мероприятие. А учитывая, что на эмблеме изображен двуглавый орёл, это усилило негодование до небес – до уличений в святотатстве и ревизионизме.
Вот так, например (не указываю автора не потому что боюсь обидеть хорошего человека, а потому что много их):
И вот что я хочу сказать всем возмутившимся по этому поводу.
Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему в нашем с вами детстве всего этого не было?
Нет, мы, конечно, во дворах играли в партизан и немцев.
Но не было реконструкций, наклеек на машины «Спасибо деду за Победу!», в магазинах к 9 мая не продавали пилотки, на улицах не раздавали георгиевские ленточки, и не было традиции наряжать детей, начиная с совсем крохотуль, в «гимнастерки» на День Победы.
Почему?
Потому что это… карнавал. Игра, развлечение – причём не слишком высокого стиля.
В ситуации, когда в стране огромная часть населения была теми самыми людьми, которые своими руками выковали Победу и которые жили среди нас, растили нас, строили страну, когда в каждой семье был близкий родственник, погибший на войне, – надеть на себя стилизованную гимнастерку было просто немыслимо. Потому что её фальшь рядом с настоящими солдатами Великой Отечественной была невыносима.
Но теперь всё изменилось. Это вовсе не плохо. Наоборот – это естественный ход вещей для человеческой натуры и памяти.
От войны нас отделяет уже больше семи десятилетий. Большая часть молодого поколения никогда не встречала своих воевавших прадедов, те ушли ещё до их рождения. Живых же ветеранов остается исчезающе мало, и они больше не живой фундамент общества, как было в нашем детстве, а глубоко пожилые люди со всеми вытекающими последствиями.
И вовсе не зря в 1990-х определённые круги и в России, и за рубежом с нетерпением ожидали угасания и в итоге смерти Дня Победы как главного праздника страны.
Расчёт был вполне верен: уйдут ветераны – общество забудет про них и про то, что они сделали.
Но Россия не забыла. Наверное, сработал национальный инстинкт самосохранения. Нам просто нельзя было забыть Великую Отечественную.
День Победы (как и сама война) не был забыт, но он обновился в форму, которая гарантирует продолжение его жизни на многие годы вперед уже в современном мире. Кстати, аналогичные процессы характерны и для других стран, будь то День независимости США или реконструкторские традиции Британии.
Строгие ритуалы первых послевоенных десятилетий (вечный огонь, уроки мужества, монументальная пропаганда и т.д.) оказались в наше время дополнены «облегчёнными» формами, которые помогают удерживать праздник в мире, в котором скоро не останется ни одного ветерана. За последние годы для сохранения памяти о войне и Победе в российском обществе возникло множество театрализованных, развлекательных и игровых элементов – от реконструкторских представлений и концертов поп-звёзд в гимнастёрках до георгиевских ленточек и наклеек на автомобили. Эти новые элементы помогают вовлекать в общее пространство национальной памяти молодые поколения, для которых те события слишком отдалены, чтобы цеплять их сухим материалом из учебника.
А ещё к процессу присоединился бизнес, который создал целую индустрию памяти о войне. Это тоже хорошо, потому что бизнес заинтересован в развитии и будет делать всё от него зависящее, чтобы продолжаться и расти. Будут создаваться и внедряться новые продукты, привлекающие аудиторию. Праздник и связанные с ним традиции будут всё глубже прорастать в российское общество.
Самый опасный враг – забвение – будет побеждён (уже побеждён) на много десятилетий, а то и веков вперед. Память о войне и Победе будет жить и время над ними не властно.
Но обладателям тонкого вкуса есть над чем презрительно фыркнуть. Существенная часть новых традиций, работающих на поддержание общественной памяти, отдают легковесностью и явно относятся к низкому жанру. Реконструкций это в полной мере касается, не в обиду будет сказано для самих реконструкторов.
Марш на Красной площади 7 ноября также не является исключением. Это привлекательная для современной аудитории форма напоминания об очень важном событии. Привлекательная, но – что уж тут спорить – легковесная, особенно в реконструкторской части.
Соответственно, жалобы на рекламу организаторов в заведомо развлекательной части мероприятия выглядят довольно забавно.
Было бы понятно и логично, если бы возмущение критиков касалось реконструкторской части в целом, и в ней видели бы оскорбление памяти участников парада 1941 года, большинство которых пали в битве под Москвой. Но позиция: «Вот эта часть балагана (извините, театрализованного представления – автор текста действительно недолюбливает реконструкции) нам нравится, но логотип на реквизите – ужас и кошмар», – просто абсурдна.
А если всё-таки посмотреть ситуацию поближе, то и тут, как говорится, «не всё так однозначно». РВИО – не коммерческая структура, а популяризаторская и просветительская. Дополнительное паблисити для привлечения новых участников и волонтёров, особенно среди юного поколения, в военные лагеря, в поисковые отряды и пр., – именно на таких мероприятиях вполне уместно и естественно (повторяю: не буду спорить о вкусе и чувстве меры).
И ещё. Понятно, что это сложно, но рано или поздно всем недовольным придется осознать и принять, что двуглавый орёл и триколор, красное знамя и серп и молот, – они все равноправные символы России. Как мавзолей Ленина, рубиновые звёзды Кремля, Покровский собор, Минин и Пожарский. Устраивать истерику каждый раз, когда эти символы собираются все вместе, выглядит всё менее уместно. И было бы вовсе неплохо со стороны государства, кстати, это общекультурное понимание подкрепить какими-никакими официальными статутами, а не раздавать ценности налево и направо в пользование кому ни попадя.
А активным кругам российского интернет-общества лучше бы поменьше громких эмоциональных реакций и побольше здравого смысла, а саму массу этой энергии – канализировать в мирное русло. Ну, например, присоединиться к подросткам, которые под эгидой РВИО как раз и ремонтируют военную технику времён Великой Отечественной, которая 7 ноября прошла по Красной площади.
Новое
Видео
Зоя и Вера
Зоя и Вера. Фильм Российского военно-исторического общества
18 апреля 1242 год Ледовое побоище
18 апреля 1242 года – День воинской славы России. На льду Чудского озера русские воины новгородского князя Александра Невского одержали победу над нем ...
Памятные даты военной истории России
Битва при Молодях. Памятные даты военной истории России