Понимать логику истории: чего не хватает нынешним школьным учебникам

Напомню, что уже с этого учебного года вступил в силу историко-культурный стандарт школьного образования. А вот учебники истории, разработанные в соответствии с эти стандартом, придут в школу не ранее 1 сентября 2016 года.
А каковы те, что есть? Насколько они соответствуют этому стандарту?
Сейчас в средней школе принят концентрический принцип изучения истории России. В 6–9 классах (это так называемый первый концентр) проходится её систематический курс. А в 10-м и 11-м – курс, помогающий ученику осмыслить историю России в контексте мировой истории и мировой культуры.
В первом концентре используются в основном две линейки, два ряда продолжающих друг друга учебников истории России. Первый учебник каждой линейки предназначен для 6-го класса, второй – для 7-го, третий – для 8-го и четвертый – для 9-го.
Линейка 1 – это:
1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века.
2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI – XVIII век.
3. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век.
4. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России ХХ – начало XXI века.
Линейка 2 – это:
1. Пчёлов Е.В. История России с древнейших времен до конца XVI века.
2. Пчёлов Е.В. История России. XVII – XVIII века.
3. Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. XIX век.
4. Загладин Н.В., Минаков С.Т., Козленко С.И., Петров Ю.А. История России ХХ – начало XXI века.
Линейка 1 более академична (в хорошем смысле слова). Тексты её учебников ориентированы на то, чтобы разъяснить русскую историю. Они более сбалансированы – каждой теме, каждому вопросу отведено то место, которого они заслуживают.
Линейка 2 более красочна (в изложении, а не в оформлении). Тексты её учебников (за исключением, пожалуй, последнего) ориентированы на то, чтобы русскую историю рассказать. Вопросам, которые могут заинтересовать школьника больше, чем другие, и места уделяется больше, чем другим.
Разбирать конкретное содержание учебников (а в них встречаются иногда фактические ошибки) мы сейчас не будем, об этом речь впереди. В целом, с точки зрения объёма материала, новому историко-культурному стандарту обе линейки старых учебников почти полностью соответствуют.
Мелких несоответствий стандарту – буквально раз, два и обчёлся.
Например, в обеих линейках отсутствует характеристика таких важнейших русских земель середины XII – начала XIII вв., как Черниговская и Смоленская; нет и характеристики Киевской. В Линейке 1, кроме того, не упомянуто о Торговом уставе царя Алексея Михайловича и о военных столкновениях русских с маньчжурами в Приамурье в XVII в. – говорится лишь о некоем абстрактном столкновении интересов России и Китая в этом регионе.
Вот, кажется, и всё.
Несколько хуже с осмыслением приводимого фактического материала. То есть с тем самым качеством, которое мы с вами отметили как главное и самое ценное в историко-культурном стандарте – что представляет собой связный текст, дающий основу для формирования у школьников цельных образов прошлого.
Так, из Линейки 2 трудно понять сущность реформ Петра I – нацеленность их на модернизацию страны. Термин «модернизация» – где-то на задворках соответствующего раздела учебника.
И в Линейке 1, и в Линейке 2 не отмечено, что период 1725 – 1762 гг. – это период не разрушения (как считалось вплоть до конца ХХ в.), а развития сделанного Петром I. Факты, из которых вытекает такой вывод, приведены во вполне достаточном количестве, а вывода нет.
Точно так же не предложен школьнику цельный образ елизаветинского царствования – не указано, что это был период стабилизации, когда страна получила возможность отдышаться после бурной, спешащей эпохи Петра I и не менее нестабильного периода 1725 – 1741 гг. с его дворцовыми переворотами.
Не выделена сущность политики большевиков в конце 1917 – начале 1918 гг. – нацеленность её на построение в России социализма по К.Марксу и на утверждение необходимой для этого диктатуры пролетариата. Без этого стержня многочисленные факты большевистских преобразований, приведённые в учебниках обеих линеек, трудно не только осмыслить, но и просто запомнить.
То же самое с «великим переломом» 1920-х – начала 1930-х гг. Зачем проводилась индустриализация СССР? Зачем проводилась коллективизация сельского хозяйства? Ради чего ломались судьбы миллионов людей? Непонятно. А всего-то и надо было указать, что:
- во-первых, ради всё той же цели – построения марксистского социализма; что после «перехода к обороне», осуществлённого большевиками в 1921 г., с началом нэпа, опять начался период «социалистического наступления»;
- во-вторых, ради системной, комплексной модернизации страны - экономической, социальной, гуманитарной; ради реального её суверенитета (что и называлось «построением социализма в одной отдельно взятой стране»);
- и, наконец, ради Победы в грядущей войне, неизбежность отчётливо понимало советское руководство – не как прогноз, а как факт.
Без всего этого школьнику будет невозможно сформировать в своём сознании цельный образ эпохи.
Могут сказать: так ведь это же первый концентр, это ещё слишком маленькие дети. Вот во втором концентре, в 10-м и 11-м классах, все эти стержни, все эти обобщения им и дадут.
Но, во-первых, такие обобщения нужны уже при первом изучении материала. Это же основа всех изучаемых фактических событий! Да и не так уж эти обобщения сложны для семи-, восьми- и девятиклассников.
А, во-вторых, тут ничем не помогают и используемые сейчас учебники 10-го и 11-го классов. Ни учебник И.Л. Андреева, И.Н. Данилевского и В.В. Кириллова «История России с древнейших времен до конца XIX века» для 10-го класса, ни учебник «История России ХХ – начала XXI века» для 11-го класса, написанный авторами соответствующего учебника для 9-го класса из Линейки 2.
Обобщений, о которых шла речь, и там практически нет.
А это значит, что при введении в оборот с 1 сентября 2016 года новых учебников недостаточно просто переставить в выходных данных год издания; недостаточно даже формальной «справки» о соответствии их историко-культурному стандарту. Нет, соответствие фактического содержания новых учебников духу поставленных задач должно быть настоящим, не «для галочки».
И контролировать это соответствие надо прямо сейчас.
***
Читайте также:
Андрей Смирнов. История, выйти из сумрака! Задачи исторического канона и проблемы с его внедрением
Обложка: фото автора Андрея Смирнова.
Новое
Видео
Холодная война: Разрядка
Холодная война: Разрядка
10 апреля 1944 год Освобождение Одессы
10 апреля 1944 года войска одессита генерала Малиновского освободили Одессу от фашистов. Над Оперным театром был поднят красный флаг. Одесса одной из первых получила высокое звание «Город-Герой»
Памятные даты военной истории России
Битва при Халхин-Голе. Памятные даты военной истории России