En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Поисковая работа и проблемы сохранения воинских традиций

«Кто видел цветение сакуры хоть раз –

Не забудет никогда. Три дня цветения –

Как короткая, но яркая человеческая жизнь» - писал герой самурайского эпоса князь Такэда Сингэн, которого вражеская пуля настигла, когда он любовался закатом.

Видимо, постоянная близость смерти, до предела обостряющая чувства и ощущение жизни, заставляет «людей войны» настолько трепетно относиться к прекрасному, что они готовы, пренебрегая очевидной смертельной опасностью, любоваться торжественным и таинственным небом, густо окрашенным багровыми тонами, яркость которых оттеняет надвигающуюся тьму. Жизнь воина подобна заходящему солнцу – будто застыла на переходе от света жизни к тьме смерти. Как и закат вспыхивает она особенно ярко, собираясь уже затем погаснуть окончательно.

Несмотря на все различия в культурных традициях, одно из центральных мест в национальной культуре любого народа занимает почитание доблестных воинов.

Например, отмечаемый в США 11 ноября День ветеранов (VeteransDay) является одним из самых почитаемых государственных праздников в стране. Каждый год в этот день американцы чествуют всех ветеранов всех войн, вспоминая тех, кто служил своей стране, отдавая все лучшее, что у них было. В День ветеранов во многих городах проходят военные парады, а в церквях – службы в память о погибших американских солдатах. В этот день памятные мероприятия проходят по всей стране [2; 3; 4; 5].

Государственным днем памяти в Германии является «День народной скорби» (Volkstrauertag). В этот день обязательно проходят траурные мероприятия. Центральный траурный митинг проходит в пленарном зале Бундестага. Обязательной частью митинга являются речи Канцлера и представителей дипломатического корпуса, а также музыкальное оформление: исполнение национального гимна и песни «Хороший товарищ». Подобным образом проходят митинги во всех федеративных землях и большинстве городов Германии [6].

Следует согласиться с К.А. Степанчиковым в том, что «за всем этим стоит очень большая проблема сохранения страны, это культивируемый издревле… культ павших героев, который является показателем силы любого народа» [11]. Культ павших героев имеет столь же длительную историю, как и само человеческое общество.

По своей сущности, герой – это, прежде всего, тот, кто не руководствуется личными эгоистическими интересами, кто отвергает и презирает их во имя чего-то высшего.

Поскольку именно «война является наиболее альтруистическим из всех видов человеческой деятельности, который сродни священнодействию и сливается с ним» [8, c. 237 – 238], закономерно, что понятия «герой» и «воин» часто сливаются воедино.

В системе национального менталитета каждого народа важное место занимает, исторически сложившееся понятие о том, кто такой воин и каким он должен быть, как воспитать воина и т.д. Черты русского воинского идеала древние авторы подчеркивают у русских воинов в произведениях т.н. «Куликовского цикла», а также в других древнерусских литературных памятниках, таких как «Слово о полку Игореве», «Житие Александра Невского», «Александрия», «Поучение» Владимира Мономаха и т.д. По большому счету, на них же акцентирует внимание Петр I в своих «Уставах» и «Артикулах», генералиссимус А.В. Суворов в «Науке побеждать», они воспеты в национальном эпосе, литературе, живописи и кинематографе из глубины веков и до наших дней. В этой связи особый интерес представляет сходное понимание черт истинного воина в традиции, как русского, так и других народов.

Эти черты предопределены уникальным характером войны как особой сферы человеческой деятельности. В свою очередь, «уникальность войны состоит именно в том, что она всегда была и по-прежнему остается единственным творческим видом деятельности, в котором разрешается и требуется неограниченная отдача всех способностей человека, нацеленная против оппонента, который так же силен, как и сам человек» [8, c. 248]. Следствием этого является то, что «война не начинается тогда, когда одни убивают других; она начинается тогда, когда те, кто убивают, рискуют сами быть убитыми. Те, кто осуществляет первое, но не второе, называются не воинами, а головорезами, убийцами, палачами или награждаются еще более нелестными эпитетами» [8, c. 238 – 239]. Вспомним хотя бы, как герой братьев Вайнеров офицер-фронтовик Володя Шарапов сорвал орден Отечественной войны с груди бандита Фокса со словами: «люди за этот орден кровь свою проливали, а ты чужую».

М. Кревельд весьма точно подмечает, что «опасность – это нечто большее, чем просто характеристика обстановки, в которой ведется война; с точки зрения участников войны и зрителей, опасность относится к числу наиболее притягательных аспектов войны, и даже, можно сказать, ее raisond’être» [8, c. 246]. «Для победы над опасностью необходимы такие качества как смелость, гордость, преданность и решимость. Таким образом, опасность может заставить людей превзойти самих себя, понудить их стать чем-то большим, нежели они есть на самом деле. И наоборот, решимость, преданность, гордость и отвага имеют смысл и проявляются только перед лицом опасности. … чем сильнее опасность – тем больший вызов она бросает человеку и тем больше славы приносит ее преодоление» [8, c. 247]. Подтверждением этой мысли служат слова самурайского трактата «Хагакурэ»: «Если попадаешь в беду или оказываешься в трудной ситуации, недостаточно сказать, что ты совсем не волнуешься. Нужно бросаться навстречу трудным ситуациям храбро и с радостью. Помни о поговорке «Чем больше воды, тем выше корабль» [7, с. 67]. Эта же идея звучит в боевых приказах периода Первой мировой войны: «обстановка для нас сложилась не легкая – тем больше славы и чести победить врагов наших при этой тяжелой обстановке» [9, л. 134].

Подвергая свою жизнь риску, «воину дано приблизиться к границе, разделяющей жизнь и смерть, или даже ее пересечь» [8, c. 248]. Именно поэтому воин воспринимается как еще и как человек, обладающий наивысшей степенью свободы, ибо «те, кто смотрит смерти в лицо, вошли в царство, где над ними уже не властны смертные и где они уже не подчиняются ничему, кроме своей свободной воли» [8, c. 242]. Глубокий символизм, отражающий наивысшую степень свободы человека, смотрящего в глаза смерти, заключен в традиционном приветствии римских гладиаторов: «Ave, Caesar, morituritesalutant». Раб, идущий на смерть, многократно свободнее властелина.

Для нашего рассуждения принципиально важно, что «то, ради чего люди воюют, необязательно имеет какую-либо действительную ценность. … предметы, которые в иной ситуации совершенно бесполезны, могут приобрести самую высокую ценность только потому, что их появление связано с войной, напоминая таким образом о встреченных, пережитых и преодоленных опасностях» [8, c. 250]. Культивирование этого чувства и сохранение воинских традиций выражается в том, что «… каждая армия имеет набор предметов, специально созданных для того, чтобы служить символами, и считающихся намного более драгоценными, чем даже пролитая кровь. Знамена, флаги и тому подобные воплощения военной традиции имеют столь же древнюю историю, как и сама война, и в обычных обстоятельствах совершенно необходимы для поддержания воинского духа… их значимость неизменно возрастает по мере того, как несут их в бой, потом сражаются за них и, наконец, проливают кровь… солдаты отдавали и отдают жизнь за свои знамена не потому, что те обладают какой-то практической или иной ценностью, а потому, что понятие «знамя» и понятие «честь» слиты для бойцов воедино» [8, c. 254].

Это находит отражение в эпосе разных народов. «Не посрамим же Земли Русския! Ляжем здесь костьми: мёртвые срама не имут! Станем крепко…» [1, с. 53] - говорит князь Святослав Игоревич, обращаясь к войску. «Победа или поражение - это вопрос временных обстоятельств. Чтобы избежать позора, нужно выбрать иной путь - смерть. Настоящий мужчина не думает о победе или поражении. Он безрассудно бросается вперед - навстречу смерти» [7, с. 42] – вторит ему Ямомото Цунэтомо. «Когда награды теряют всякий смысл, а наказание перестает быть сдерживающим фактором, только понятие чести сохраняет свою власть над людьми и побуждает их маршировать под нацеленными на них дулами пушек. Это единственное, что человек может взять с собой в могилу, даже если, как это часто бывает, у него и не будет своей отдельной могилы» [8, c. 254].

В то же самое время, честь – абстрактное понятие. Человеческая психология требует для абстрактных понятий конкретного вещественного выражения. Таким выражением и служат Боевые Знамена, оружие, воинские ритуалы и военная форма одежды. 

«Все эти и другие предметы, применяющиеся в военных церемониях и обладающие соответствующим символизмом, несут в себе глубокий парадокс. Все они «реальны» и «не реальны» одновременно. К примеру, флаг – это всего лишь кусок цветной материи. Однако в то же самое время он и бережно хранимый талисман. Тоже самое можно сказать и об униформе, оружии, заветных трофеях, а также о строевой маршировке и горделивом расхаживании вокруг этих символов. Предположить, что воины, которые выполняют все эти ритуалы, не имеют понятия об их вещественной сущности, значило бы оскорбить их, усомнившись в их умственных способностях» [8, c. 255].

Сегодня в нашей стране поисковики и другие общественники-энтузиасты, причем, часто сами того не осознавая, занимаются сохранением исторической памяти и воинских традиций, сохраняя тем самым честь народа, армии и свою. Но многие из них своей делают это неосмысленно и бессистемно. Хотя именно в этом, на наш взгляд, состоит действительный смысл поисковой работы, которую мы определяем как особый вид военно-патриотической и историко-культурной деятельности, направленный на поиск, идентификацию и надлежащее погребение погибших в связи с вооруженным конфликтами, установление имен и увековечение памяти павших защитников Отечества, установление и защиту исторической правды и справедливости, сохранение воинских традиций, исторической памяти и историко-культурной самоидентификации народа. Задача Российского военно-исторического общества, а также Министерства обороны, Министерства культуры и других уполномоченных государственных структур состоит в том, чтобы придать этой работе осмысленный, научно обоснованный и системный характер.

 

Литература и источники:

 

  1. «Изборник». Сборник произведений литературы Древней Руси. М., 1969. – 800 c.
  2. Справочная статья. URL: http://daypic.ru/holiday/9446.
  3. Справочная статья. URL: http://tank.uw.ru/articles/other/veteran/.
  4. Справочная статья. URL: http://www.voanews.com/russian/news/america/US-Honoring-Military-Personnel-on-Veterans-Day-2011-11-11-133689478.html.
  5. Справочная статья. URL: http://www.voanews.com/russian/news/US-Veterans-Day-2011-11-11-133675043.html.
  6. Справочная статья. URL: http://www.vprazdnik.ru/prazdniki/0/0/2266/.
  7. Кодекс Бусидо. Хагакурэ. Сокрытое в листве. – М.: Эксмо, 2006. – 432 c.
  8. Кревельд М. ван. Трансформация войны. / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 344 c.
  9. Приказ XXII-му армейскому корпусу № 7 от 25 января 1915 года (РГВИА. Ф. 2537. О. 2. Д. 29. Л. 131 – 134).
  10. Степанчиков К.А. Выступление на Международном совещании в Туле (расшифровка аудиозаписи А.А. Забелина). URL: http://www.iskateltula.ru/stati/stepanchikov-konstantin-anatolevich-iz-doklada-na-mezhdunarodnom-soveshani-v-tule-1-chast.html
  11. Степанчиков К.А. К вопросу о поисковом движении бывшего СССР // Из материалов «круглого стола» фракции «Справедливая Россия» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации «О совершенствовании правового регулирования проведения поисковой и архивной работы в целях увековечения памяти погибших при защите Отечества в годы Великой Отечественной войны 25 марта 2010 года (стенограмма). URL: http://iskateltula.ru/stati/vystuplenie-konstantina-stepanchikova-v-gosudarstvenoi-dume.html
396

Поделиться

Соцсети

Новое

Краткая история польской русофобии. XX-XXI вв.

Методические материалы по истории «украинского вопроса»

Ростислав Мединский награжден Памятным знаком «Комсомольская правда»

К 85-летию со Дня основания Рязанского военного автомобильного училища

Алексей Андреевич Туполев: 100 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Освобождение Вильнюса от немецко-фашистских захватчиков. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Смотри видео Брусиловский прорыв.

Видео

Памятные даты военной истории России

Подвиг крепости Осовец. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте