En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику
В закладки

Поездка Ярослава Всеволодовича за ярлыком к Батыю

Первая поездка русского князя Ярослава Всеволодовича в Орду за получением ярлыка (грамоты с разрешением) на княжение у ордынского хана Батыя (Бату).

ЗОЛОТАЯ ОРДА

Особый интерес при рассмотрении названия основанного Бату государства представляют материалы русских летописей. В самом начальном периоде существования Золотой Орды летописцы по отношению к ней употребляют все тот же этнический термин: русские князья ездят «в татары к Батыеви» и возвращаются «ис татар». В наиболее ранних летописных сводах название «Орда» впервые отмечено под 1257 г. (в Лаврентьевской летописи). Однако, скорее всего, это результат более позднего исправления, так как под 1258 г. в летописи вновь встречается выражение «в татары». В восстановленной М. Д. Приселковым Троицкой летописи «Орда» впервые фигурирует под 1277 г., а до этого в ней употребляются выражения «в татары», «ис татар». В Рогожском летописце (середина XV в.) название «Орда» впервые применено под 1244 г. Это явная дань составителя летописи установившейся терминологии XV в.: он автоматически заменил при переписке с более древней рукописи стоявшее там слово «в татары» на прочно укоренившееся в XV в. «в Орду». Характерно, что в дальнейшем изложении составитель Рогожского летописца отнесся более внимательно к имевшимся в его распоряжении источникам, сохранив их терминологию («к Батыю», «в татары», «ис татар»). Наименование «Орда» в этом источнике прочно утверждается с 1293 г. на все последующее время существования Золотой Орды. Для летописных сводов, составлявшихся в XV—XVI вв., характерно употребление термина «Орда» с самого начала основанного Бату государства (Московский летописный свод конца XV в. — с 1243 г., Симеоновская летопись — с 1243 г., IV Новгородская летопись — с 1246 г., I Софийская летопись — с 1245 г.). При этом в них иногда встречаются рецидивы сохранения более древнего текста, использовавшегося при составлении этих летописей, например в Симеоновской под 1252 г.: «иде... в татары». Рассмотрение данных русских летописей показывает, что первоначально на Руси новое [152] монгольское государство не имело какого-либо специального названия, его заменяло этническое определение «татары». В 80—90-е годы XIII в. на смену ему приходит наименование «Орда», прочло утвердившееся во всех русских официальных документах и летописях в XIV в. Употребление этого названия на страницах летописей до 80-х годов XIII в. является характерной чертой источников XV—XVII вв. Происшедший в 1360-х годах раскол Золотой Орды, ставший следствием междоусобных войн, также нашел отражение в русских летописях. Согласно им, в это время возникают Муратова Орда и Мамаева Орда. Составителям Никоновской летописи, располагавшим большим кругом источников, было известно существование нескольких орд в конце XIV и в XV в., о чем можно судить по титулу Тохтамыша: «царь Воложский и всех орд высочайший царь». Здесь же называются Синяя Орда и Заяицкая Орда. В связи с этим составители свода для отличия владений Тохтамыша от других орд вводят по отношению к первым специальный термин — «Большая Орда Волжская» или просто «Большая Орда». Последнее наименование впервые появляется в Московском летописном своде конца XV в. под 1460 г. Оно не было изобретением русских летописцев — так называл свои владения хан Ахмед в ярлыке Ивану III, пытаясь тем самым подчеркнуть свое главенство среди нескольких орд, возникших на развалинах основанного Бату государства. Московские летописцы, видимо знакомые с этим ярлыком, первыми ввели в обиход сочетание «царь Ахмут Большия Орды».

Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды В XIII—XIV вв. М., 1985 http://annales.info/volga/egorov/04.htm

РУССКИЕ КНЯЗЬЯ И ОРДА

Татары оставляли в покое только те народы, которые признавали над собою власть их; противиться им не было средств у владимирского князя: мы видели, какой ужас напал на жителей при вести о вторичном появлении татар в русских пределах; надобно было покориться, надобно было изъявить эту покорность лично перед ханом, – и Ярослав отправился в Орду к Батыю, который раскинул стан свой на берегу Волги; Батый, по словам летописца, принял Ярослава с честию и, отпуская, сказал ему: «Будь ты старший между всеми князьями в русском народе». Вслед за Ярославом отправились к Батыю и все родичи его, а сын великокняжеский, Константин, поехал дальше, к великому хану; но присутствием сына не удовольствовались: в 1245 г. Константин возвратился в Русь, и отец его Ярослав должен был сам отправиться в Татарию, где в августе 1246 года был свидетелем воцарения Куюка, сына Угедеева, Известный уже нам путешественник, монах Плано-Карпини встретился с Ярославом в Орде; невелика была, по его словам, честь, которою пользовался здесь старший князь русский; но все же эта честь была относительно велика, ибо Ярославу давали высшее место перед всеми другими владельцами. Тот же путешественник оставил нам некоторые подробности и о смерти великого князя, последовавшей в 1246 году; Ярослава позвали к матери великого хана, которая, как бы желая оказать честь русскому князю, дала ему есть и пить из собственных рук; но, возвратившись от ханши, Ярослав заболел и через семь дней умер, причем тело его удивительным образом посинело, почему все и думали, что ханша отравила его, дабы татары могли свободнее владеть Русью […].

Соловьев С.М. История России с древнейших времен http://magister.msk.ru/library/history/solov/solv03p3.htm

НРАВЫ И ОБЧАИ В ОРДЕ

Монголы жили тогда еще совершенно кочевою жизнью, хотя и окружали себя роскошью цивилизации тех стран, которые они покорили и опустошили. Еще постоянных городов у них на Волге не было; зато были, так сказать, подвижные огромные города, состоявшие из разбитых по прихоти властелина кибиток, перевозимых на телегах с места на место. Где пожелает хан, там устраивался и существовал более или менее долгое время многолюдный кочевой город. Являлись ремесла и торговля; потом — по приказанию хана — все укладывалось, и огромный обоз в несколько сот и тысяч телег, запряженных волами и лошадьми, со стадами овец, скота, с табунами лошадей, двигался для того, чтобы, через несколько дней пути, опять расположиться станом. В такой стан прибыли наши князья. Их заставили, по обычаю, пройти между двумя огнями для очищения от зловредных чар, которые могли пристать к хану. Выдержавши это очищение, они допускались к хану, перед которым они должны были явиться с обычными земными поклонами. Хан принимал завоеванных подручников в разрисованной войлочной палатке, на вызолоченном возвышении, похожем на постель, с одною из своих жен, окруженный своими братьями, сыновьями и сановниками; по правую руку его сидели мужчины, по левую женщины.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М., 1993; 2006. Первый отдел: : Господство дома Св. Владимира

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/kost/08.php

ЯРЛЫКИ ХАНСКИЕ

(от тюрк, ярл-эк - повеление, приказ) - письменные документы, обычно исходившие от монголо-татарских ханов. Под ярлыками ханскими могли пониматься дипломатические ноты и тексты межгосударственных договоров. Однако наиболее часто ханские ярлыки являлись иммунитетными льготными грамотами, дававшимися ханами Золотой Орды, казанскими и крымскими ханами подвластным им светским и духовным феодалам. Ханские ярлыки утверждали русских князей на столах их княжеств. По ханским ярлыкам, выданным руссским митрополитам за молитву о ханах, русская церковь освобождалась от подчинения ордынской администрации, от уплаты налогов со своих владений, от несения повинностей. Ханские ярлыки являются важными историческими источниками, содержащими сведения о территориальном делении Золотой Орды, подвластных ей землях, их административном устройстве, видах и нормах феодальной эксплуатации.

Шлем князя Ярослава Всеволодовича

Вот удивительный случай и возможность потрогать живую историю если не руками (а руками сейчас и не модно), то глазами. Перед нами те самые доспехи, которые князь Переславский Ярослав Всеволодович 21 апреля 1216 года спрятал под кустом, удирая с поля «самого кровопролитного сражения в истории русских междоусобиц».

Завязка этой истории в том, что великий (и могучий) князь владимирский Всеволод Юрьевич (1154-1212) породил целых 12 детей, в том числе, восемь сыновей, — за что получил прозвище Большое гнездо. После смерти князя мальчики, конечно, передрались. Делили земли, престолы, кровь лилась рекой.

Сын Всеволода, князь Переславский Ярослав, мстительный и жестокий человек (и папа Александра Невского, к слову), принимал в этой сваре самое активное участие. Попытался сесть в Новгороде — горожане его выгнали. Взял в осаду Республику, спровоцировал голод — горожане решили дать ему вооружённый отпор.

Каждая сторона позвала друзей с войсками, Новгород, например — известного рубаку князя Мстислава Удатного. Так что 21 апреля 1216 года в урочище Липицы у реки Гза (сейчас это Владимирская область) сошлись новгородцы, смоляне и ростовчане с одной стороны, и владимиро-суздальцы и муромчане с другой.

Теги:
XIII векСредневековая РусьЗолотая ОрдаМонголо-татарское иго
8422

Поделиться

Соцсети

Новое

Краткая история польской русофобии. XX-XXI вв.

Методические материалы по истории «украинского вопроса»

Ростислав Мединский награжден Памятным знаком «Комсомольская правда»

К 85-летию со Дня основания Рязанского военного автомобильного училища

Алексей Андреевич Туполев: 100 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Смотри видео Брусиловский прорыв.

Видео

Памятные даты военной истории России

Битва при Молодях. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

День погибших в Первой мировой войне. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте