«Поэтому на могилу кладут яйца и водку». Что такое Антипасха и Красная горка, и что у них общего?

Эксперты в интервью порталу «История.РФ» – о том, что такое Антипасха и почему Фому прозвали неверующим.
Антипасха, Фомино воскресенье, Красная горка – всё это, по сути, названия одного и того же праздника, который в 2018 году пришелся на 15 апреля. На вопрос, когда отмечается Антипасха, ответ простой: на следующей неделе после собственно Пасхи. Она представляет собой повторное обращение к этому важному для всех христиан празднику. При этом полное официальное название этого дня звучит в русском языке так: «Воскресение подобное Пасхе, или осязание святого, славного апостола Фомы».
В этот последний день Светлой седмицы верующие вспоминают о чуде уверения апостола Фомы, история которого породила известное в народе выражение «Фома неверующий». Дело в том, что, когда Христос после своего чудесного Воскресения явился к ученикам, апостола Фомы среди них не было. Смерть Спасителя потрясла Фому: он верил, что потеря его невосполнима, и погрузился в глубокую скорбь. И когда другие ученики пришли к нему с радостной вестью о Воскресении Иисуса, он не поверил им и лишь ответил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».
Тогда, на восьмой день после Воскресения, Христос явился Фоме и в качестве доказательства показал ему свои раны. Тогда горячая вера и радость вновь охватили апостола, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Важно отметить, что это первое и единственное в Библии упоминание Христа именно как Бога. Таким образом, своими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.
В народе первое воскресенье после Пасхи называют Красной горкой. Восточные славяне в этот день праздновали начало весны: водили хороводы, жгли костры, устраивали ярмарки невест. Кстати, именно в этот день на Руси было принято справлять свадьбы и устраивать сватовства.
О том, как в одном празднике переплелись христианская и языческая традиции и заслуженно ли Фому называют неверующим, сайту «История.РФ» рассказал известный богослов, религиовед, преподаватель Московской духовной академии, диакон Юрий (Георгий) Максимов.
«В Церкви Фому никто не называет неверующим»
– Отец Георгий, а почему все-таки такое название – «Антипасха»? Звучит как-то недобро…
– «Антипасха» – это греческое слово, и «анти» действительно означает «против». Но это не обязательно значит, что кто-то против кого-то в идейном смысле, что кто-то с кем-то враждует и так далее. «Против» здесь, скорее, в ином смысле – «напротив». Допустим, стоит дом, и напротив него – другой: по-гречески это тоже «анти», то есть употребляется то же самое слово. Так и здесь: Антипасхой этот праздник называется именно потому, что это воскресенье, следующее за Пасхой. Таким образом, оно находится напротив Пасхи.
– А почему этот день связан именно с апостолом Фомой? Значит ли это, что его вера в Воскресение Христа – действительно очень значимое событие для христианских верующих, которое можно приравнять к самой Пасхе?
– В принципе, после Воскресения Господа и до Пятидесятницы произошло много ярких событий. Но это действительно наиболее яркое событие, которое не только показывает явное исповедание того, что Христос есть Господь Бог. Ведь, обращаясь к апостолу Фоме, Господь говорит про всех нас – всех христиан последующих веков. Он говорит Фоме: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны же те, кто уверовал, не видевши». В этот момент Господь упоминает всех нас, которые уверовали в него, не видев того, что видел апостол Фома. На мой взгляд, это тоже одна из отличительных особенностей этого фрагмента Писания.
– Но заслуженно ли Фому прозвали неверующим? Я читала, что, хоть он и усомнился в Воскресении Христа, он был одним из самых преданных его учеников. Да и к тому же в момент, когда Иисус явился к апостолам после своего Воскресения, Фомы не было в доме…
– «Неверующий» в данном случае – это не церковное, а просто народное определение. В Церкви его никто не называет неверующим. Но сам Господь в Писании говорит: «Подойди, видь и не будь неверующим, но верующим». Отсюда и взялось это сочетание – «Фома неверующий».
– Один богослов высказал версию о том, что в Евангелии эпизод с Фомой не обошли вниманием в том числе для того, чтобы показать, что даже апостолы, которые были рядом с Христом, видели все Его чудеса, – даже они были простыми людьми, они тоже могли сомневаться... Это как бы напоминание о том, что все мы – люди и подвержены слабостям. Согласны ли вы с таким видением?
– Думаю, что нет никакой нужды в том, чтобы показать человеческую сторону апостолов, потому что они там и так показаны со всех человеческих сторон: и Христа оставили, и убежали, потому что испугались, и так далее. В данном случае то, что конкретно апостол Фома испытывал недоверие, связано с тем, что речь шла о действительно исключительном, выдающемся событии – воскресении из мертвых.
«Специальные яйца для усопших»
Фольклорную сторону праздника и традиции, связанные с Красной горкой, для нас открыл преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Никита Гайдуков. Как оказалось, Красной горкой некоторые славяне называли не воскресенье после Пасхи, а вторник Радоницкой недели, а порой и всю неделю целиком. Радоница – время так называемых «радостных весенних поминок». Подробнее о том, как встреча весны связана с поминовением усопших и где проходит грань между церковной и народной традициями, Никита Евгеньевич рассказал просто и ясно:
– Я считаю, что оба эти названия – и «Радоница», и «Красная горка» – связаны с поминовением усопших, которое проводится во вторник второй недели (по Пасхе – прим. ред.). Соответственно, по Евангелию эта неделя называется Фоминой, а официально, по церковным календарям, она называется Антипасхой – по крайней мере, так ее называют греки. Самым главным (для восточных славян – прим. ред.) на этой неделе было поминовение во вторник усопших, которое изначально называлось Радоницей и Красной горкой, а потом это уже распространилось на всю Фомину неделю.
– Выходит, что это не языческая традиция?
– Нет, это никак прямо не связано с языческой обрядностью. Красная горка –это не какой-то языческий праздник, который был ассимилирован. Связано это с тем, что ни на последней неделе Великого поста (Страстной неделе), ни на Пасху поминовение усопших в принципе не совершается. И все сороковины, все отпевания проводятся по особым чинам. А во вторник Фоминой недели впервые совершается лития (заупокойная служба, более короткая, чем панихида – прим. ред.), и никакого уставного поминовения, никакой вселенской панихиды там не положено. Поэтому это как бы такая церковная традиция – совершать в этот день большое поминовение усопших. На Руси это поминовение изначально было связано с церковным поминовением, потом люди шли на кладбище, и там уже происходили эти обряды, связанные с трапезой, в которой как бы принимали участие и усопшие. Именно поэтому у нас на могилу принято класть яйца и водку: подразумевается, что мы едим, и умерший тоже ест вместе с нами.
– Насколько я понимаю, «красная» здесь означает «красивая» – так же, как славяне называли весну или миловидных девушек. Но почему горка?
– Горка здесь не в том смысле, что это рельеф, это означает «множество»: много красоты. Знаете, ведь горкой до сих пор называют ситуацию, когда много вещей. Вот отсюда и название. Оно упоминается с XIV века, и ясной этимологии у него нет.
– А как с этим связаны свадебные гуляния? Почему на Красную горку было принято жениться?
– Гуляния и свадьбы тоже не совершались во время поста и на Светлой седмице, и вторник второй недели после Пасхи был первым днем, когда можно совершать свадьбы. То есть это связано с древней традицией не совершать свадьбы в праздники и на Светлой седмице. Это остатки самого древнего поста, который когда-то был в Церкви, – праздничного поста, который подразумевал и воздержание в праздники.
– А какие еще обычаи были приняты на Красную горку?
– Различные фольклорные весенние традиции: закликание весны, катание яиц. Причем на Красную горку использовали другие, специальные яйца – для усопших. Это было связано именно с традицией поминовения умерших. А закличка весны – это такой древний обряд, когда призывают прийти весну. Я не думаю, что это остатки каких-то древних славянских литургий; скорее, просто календарные даты. У нас еще есть весенний Юрьев день (Егорий Вешний), который приходится на 23 апреля (6 мая по новому стилю). С ним тоже была связана определенная обрядовость. Общая схема такова: были церковные праздники и традиции, не прописанные в церковном уставе, которые были осмыслены народом в определенных терминах, с определенным пониманием. Возможно, что эти заклички тоже когда-то были какими-то призывами к усопшим или от усопших, но это не какая-то исконная древнеславянская традиция. Понимаете, в чем дело: ведь у нас этот церковный календарь появился довольно давно, и на рубеже XIV–XV веков люди уже по нему жили. Но он никогда не был осмыслен! Все эти даты, названия, празднования дней святых и что они значат – они никогда не были осмыслены. Людям это не растолковали. Причем это до сих пор так. Если вы у любого греческого мальчика спросите, что такое Пасха, он вам объяснит, что это Воскресение Христово. А у нас взрослый человек, который ходит в церковь, скажет, что это кусок творога, который едят после того, как все причастятся. Поэтому, если какие-то вещи не осмыслены, то их место занимают бытовой смысл и народные толкования. Если есть поминовение усопших, то, естественно, появляется и общение с усопшими вместо молитвы, и какие-то обряды, связанные с общением с покойниками. Я думаю, что они имеют вторичное происхождение.
Новое
Видео
Первые выстрелы, первые неудачи (видеоблог Петра Романова)
Первые выстрелы, первые неудачи (видеоблог Петра Романова)
25 апреля 1945 год Встреча на Эльбе
25 апреля 1945 года на Эльбе произошла встреча советских и американских войск. Рота советского лейтенанта Голобородько и разведгруппа американского лейтенанта Котцебу встретились в 13 часов 30 минут в районе города Торгау
Расцвет Древнерусского государства при Владимире I и Ярославе Мудром в конце Х – середине XI вв. Русь при Ярославичах и Владимире Мономахе
Лекция посвящена истории расцвета и постепенного упадка древнерусского государства. Лекция охватывает события с момента гибели князя Святослава в 972 г. до распада древнерусского государства после смерти великого князя Мстислава Владимировича в 1132 г. Внутри этого времени выделены следующие этапы развития государства Русь: междоусобие Святославичей, "героический век" - княжение Владимира I (980-1015), междоусобие Владимировичей (1015-1019), расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром (1019-1054), постепенный упадок центральной власти при сыновьях и внуке Святополке II Ярослава Мудрого Х в., последнее временное усиление авторитета великокняжеской власти в княжение в Киеве Владимира Всеволодовича Мономаха (1113-1125) и его сына Мстислава Великого (1125-1132). В лекции разобраны вопросы о формировании территории государства Русь, развитии русского колонизационного процесса, становлении древнерусской народности, тенденции в развитии центрального и местного государственного управления Руси в конце Х - начале XII вв. Становление и развитие письменного права ("Русская Правда"). Основные направления и события внешней политики и международного положения Руси. Поднят вопрос о причинах и значении крещения Руси и развитии новой христианской культуры древнерусского народа. Рассмотрены причины упадка центральной власти во второй половине XI в., в частности роль в данном вопросе затухания международной торговли по пути "Из варяг в греки". Анализируются отношения Руси с Великой Степью. Даны характеристики ряда древнерусских князей, в особенности - Владимира I, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха.