Подлодки снова в моде. К годовщине создания музея имени самого знаменитого подводника

В этот же день в 1905 году:
в Москве основана
«Русская монархическая партия»
8 мая 1997 года открылся музей подводного флота имени Александра Маринеско.
The Independent Barents Observer посвятил один из своих недавних материалов российской подводной лодке «Белгород». Предполагается, что она станет самой крупной в мире и будет использоваться для поиска полезных ископаемых в Арктике. Впрочем, есть и другие данные. Фраза «самый большой» указывает, как правило, не на утилитарное или научное, а на военное применение.
Сегодня, когда мы справляем 20-ю годовщину открытия музея подводного флота, стоит поговорить о том, насколько далеко подводный флот России ушёл с сороковых годов прошлого века.
Неванильный персонаж
Александр Маринеско – из тех людей, что не годятся для лубочных сказаний о героях войны вообще никак. «С детства мечтал защищать родину, как отец, дед и прадед…» – ничего подобного. Да, его отец – Ион Маринеско – служил на корабле румынского королевского флота. Только кочегаром. И не из высоких побуждений, а чтобы вырваться из бедности. Вырваться не получилось: повздорил с офицером, получил от него пощёчину, отвесил в ответ не хуже. Кочегару грозил трибунал, но из-под ареста он бежал. Перешёл границу, осел в Одессе, женился, стал рабочим. И, по всей видимости, отсоветовал сыну ходить в военные моряки: мол, не наше это.
Сын послушался, пошёл учиться, чтобы потом податься в торговый флот. Но судьба распорядилась по-своему, вышло примерно как у Александра Голованова: хоть и ушёл перед войной в гражданский воздушный флот, а войну закончил главным маршалом авиации. А Маринеско отправили на специальные курсы комсостава РККФ по комсомольской линии, откуда он попал не на сухогруз какой-нибудь, а на подводную лодку. Возможно, дальнейшие его злоключения как раз из-за этого фортеля.
Командование неоднократно накладывало на Маринеско взыскания за загулы, карточную игру, в октябре 1941 года комиссару дивизиона, в котором служил будущий герой, за грехи его подчинённого впаяли 10 лет лагерей. Если бы дело было в 1942-м, то, согласно приказу № 227, лагеря заменили бы тремя месяцами штрафбата. И, после отбытия, восстановили бы в звании. Но в 1941 году такой нормы ещё не существовало и на фронт он поехал без всяких условий. Добро бы Маринеско эта история отрезвила – во всех смыслах, так нет же.
С другой стороны, это не означает, что он всю войну пил да гулял. Ходил в походы, атаковал транспорты, в 1942-м даже высаживал десант, задачей которого было умыкнуть у немцев «Энигму» (в 1942 году немцы начали заменять «Энигму I» на «Энигму G», из-за чего союзники на некоторое время лишились возможности дешифровать переговоры немцев). Но машины в месте высадки не оказалось, иначе бы Маринеско был бы знаменит совсем иначе.
Вернуться знаменитым
Война уже заканчивалась – стояла зима 1945 года. А на счету у кап-три Маринеско не так чтобы густо. Потопление транспорта «Зигфрид» в 553 регистровых тонны (да и тот, как выяснилось после войны, не затонул) за 4 похода. Но как раз этой зимой всё изменилось.
В пятый боевой поход Маринеско ушёл по неизбывной доброте его флотского начальства. Которое, вероятно, не хотело в конце войны отдавать его под суд за очередной загул. Или сор из избы выносить не хотело. Тем более, что после 30 января 1945 года всё это уже неважно. Именно в этот день С-13 под командованием Маринеско потопила транспорт «Вильгельм Густлофф». Очень крупный транспорт – почти 25,5 тыс. регистровых тонн. О количестве жертв спорят до сих пор, но обычно цифра в вилке 7-10,5 тыс человек. Большая часть – гражданские, о чём, конечно же, стало известно сильно позже и уж точно не было известно Маринеско. Откуда бы на военном транспорте в сопровождении миноносца взяться гражданским лицам? По иронии судьбы, вторая крупная группа пассажиров – курсанты Кригсмарине, будущие подводники (свыше 900 человек). А чуть позже Маринеско добавил к этому результату транспорт «Штойбен», доведя свой суммарный результат за войну до 42,5 тыс регистровых тонн (результат у подводников считается не по количеству, как у лётчиков, а по тоннажу). И с этим показателем он оторвался далеко от всех прочих подводников СССР. Не говоря уж о том, что никто и никогда не наносил подводному флоту Германии такого единовременного урона.
Так что как минимум половина вопросов о том, почему музей подводных сил назван именем Маринеско, отпадают сами собой.
Новое прочтение
Кстати, в 1997 году случилось не открытие, а переоткрытие музея. Существует он ещё с 1980-х годов и был посвящён действию подлодок типа «С» на Балтике. А в 1997-м ему расширили экспозицию – теперь он представляет весь подводный флот России, начиная ещё с дореволюционных времён. Но вернёмся к Маринеско.
На самом деле его заслуга – не столько в потопленных транспортах и курсантах-подводниках противника, а в результате как таковом. Военно-морской флот СССР и подводный флот в частности во время Великой Отечественной по объективным причинам были не слишком активны. С одной стороны, так сложились обстоятельства, с другой – флот вынужден был выполнять задачи по обстановке: участвовать в обороне и прикрывать отход (на первом этапе войны), встречать ленд-лизовские конвои, поддерживать огнём десанты в Крыму. Все основные операции проводились на суше, из-за чего может возникнуть обманчивое впечатление, что флот под водой не так уж и необходим, что его можно компенсировать другими видами и родами войск. Двойная победа Маринеско демонстрирует, что подводному флоту нужно найти своё место в стратегии обороны, а малая результативность в период войны – лишь следствие того, что это место к тому времени не нашли.
Зато нашли после войны. Один из стендов музея посвящён проекту самой первой атомной подводной лодки (постановление Совмина СССР от 9 сентября 1952 года). Только недавно проведены первые ядерные испытания и пущены первые советские реакторы: научный и промышленный. И вот буквально с колёс ставится задача: упаковать это в формат подлодки. Нужно понимать, что атомная промышленность в те годы только создавалась, урана всё ещё не хватало. Нужно было очень верить в проект АПЛ, чтобы в то время тратить на него ресурсы. Как знать, возможно именно атаки Маринеско питали эту веру.
Зато теперь мы собираем плоды этих инвестиций. Подлодка «Белгород», с которой мы начали, известна не только как «возможно научное судно». Но и как одна из подлодок, которые, возможно, будут обслуживать проект «Статус-6» (необитаемые АПЛ с ядерным зарядом). Фактически, это перезапуск идеи Сахарова о 100-мегатонной торпеде – только на современной технической и элементной базе.
Предполагается, что обслуживающая подлодка будет запускать подлодки-дроны, а затем держать с ними связь. А они, в свою очередь, станут элементом т.н. системы «Периметр» (гарантирует непоправимый урон США и их союзникам в случае атаки на Россию). Всё это – дело ближайших лет, а дальше… Подводные военные мини-базы?
***
Гоняться подлодками за боевыми или транспортными кораблями – это вчерашний день, так воевали ещё в Первую мировую и как раз Маринеско был одним из последних, кто закрыл этот «гештальт». Пора двигаться дальше.
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
Освобождение Минска. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Восстание в лагере Собибор. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Освобождение Вильнюса от немецко-фашистских захватчиков. Памятные даты военной истории России