Письмо, изменившее жизнь. Судьба самой знаменитой туристки в СССР
«… кто соблазнит одного из малых сих, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» - Новый Завет.
…Почему не напишут ему письмо и не спросят?
Говорят, что о детях надо заботиться, как о растениях, о сосуде или о свежей пашне. Маленькие люди, подобно чистому листу, открыты для любых начертаний, которые будут на них нанесены. Они еще не впитали достаточно информации об окружающем мире, не испытали на себе многие события, не выполняли задачи, с которыми сталкиваются взрослые. Их оценочным суждениям не мешают, например, такие сложные понятия, как «мораль», «выбор», «взаимоотношения», «бдительность». Поэтому многие реалии взрослого мира кажутся детям непонятными, ведь они проецируют наивную и простую картину своего, зачастую неконфликтного, открытого окружения.
Поэтому когда 22 ноября 1982 года на обложке журнала Time был размещён портрет нового Генерального секретаря ЦК КПСС Юрия Андропова, а само издание посвятило ему несколько статей, прочитавшая их школьница из штата Мэн Саманта Смит спросила у своей матери: «Если Андропова все так боятся, почему не напишут ему письмо и не спросят, собирается ли он начинать войну?»
На что мать ответила: «Почему бы тебе самой не написать ему?».
Виток холодной войны
Несмотря на прогнозы политологов, обещавших разрядку и затухание холодной войны, в 1983 году начался следующий этап гонки вооружений, а также обмен недружелюбными политическими жестами между СССР и США. Американские военные базы в Европе уже давно занимали в десятки раз больше территорий, чем политические организации. Советский Союз под неодобрение мировой общественности ввел войска в Афганистан. Обе страны развертывали новейшие системы стратегического ядерного вооружения и защиты от него.
Масла в огонь подливали наука и искусство – на страницах изданий, художественных выставках и в кинолентах в свет входили произведения пацифистского и постапокалиптического характера, а развитие технологий сулило роботизацию вооружений и даже размещение систем ПРО в космосе, не говоря уже о создании новых, технически непревзойденных образцов.
В США нового генсека Андропова быстро демонизировали. Он был выходцем из КГБ, участвовал в силовых акциях в странах ОВД, жестоко преследовал инакомыслящих и несогласных. Сороковому президенту США Рональду Рейгану доставалось не меньше: его обвиняли в разжигании войны после лозунга «догнать и перегнать ядерное превосходство СССР», американское общество устало от постоянных военных операций по всему миру, от охоты на иностранных агентов и страха увидеть с утра за окном ядерный гриб.
В такой обстановке 10-летняя Саманта решила написать письмо в Кремль «очень опасному человеку», по мнению Time.
Последствия двух писем
Напряженная ситуация в мире порождала естественную реакцию. Помимо миротворческих и пацифистских организаций в моде были детские письма в государственные организации или конкретным политическим лицам своих и других стран.
У Саманты уже был подобный опыт – она писала королеве Елизавете Второй. Девочка увидела репортаж о королевском визите в Канаду и была восхищена обаянием Елизаветы. Саманта получила ответное письмо, и это дало ей уверенность в том, что каждое обращение получит ответ. Однако с Андроповым все получилось не совсем так.
Насмотревшись программ по телевизору о ядерной войне, которая разрушит землю и не оставит победителей, девочка спросила у мамы, кто может начать конфликт. Джейн Смит, трудившаяся социальным работником, дала ей тот самый номер Time со статьями об Андропове и СССР. Прочитав их, девочка поняла, что ядерное оружие есть у каждой из стран, что каждая сторона готова его использовать и каждая – боится применения этого оружия другой стороной. Девочке, привыкшей к незатейливому общению со сверстниками, это показалось глупым. Тогда она и предложила маме написать письмо Андропову, на что получила ответное предложение сделать это самостоятельно. Так девочка и поступила. Текст письма:
«Уважаемый мистер Андропов,
Меня зовут Саманта Смит. Мне десять лет. Поздравляю Вас с Вашей новой работой. Я очень беспокоюсь, не начнётся ли ядерная война между Россией и Соединёнными Штатами. Вы собираетесь проголосовать за начало войны или нет? Если Вы против войны, скажите, пожалуйста, как Вы собираетесь помочь предотвратить войну? Вы, конечно, не обязаны отвечать на мой вопрос, но я бы хотела получить ответ. Почему Вы хотите завоевать весь мир или, по крайней мере, нашу страну? Бог создал мир, чтобы мы жили вместе и заботились о нём, а не завоёвывали его. Пожалуйста, давайте сделаем, как он хочет, и каждый будет счастлив».
Саманта Смит.
Весной 1983 года, когда Саманта была в школе, ее позвали к телефону. Корреспондент United Press International сообщил девочке, что ее письмо было опубликовано (частично) в советской газете «Правда». Когда она вернулась домой, поняла, что стала центром внимания – ее ожидала толпа репортеров, на вопросы которых семье пришлось отвечать допоздна.
Внимание СМИ было значительным, однако внимания от кремлёвского адресата Саманта не получила. Тогда она написала второе письмо, на этот раз послу СССР в США А.Ф. Добрынину, впрашивая, собирается ли Андропов писать ей ответ. Аппаратчики спохватились, и 26 апреля 1983 в почтовом ящике Смитов уже лежало письмо от Андропова (датировано оно было 19 апреля, очевидно, доставку осуществляла срочная дипломатическая почтовая служба). Оно было на русском языке с приложенным переводом на английский. Приведем реплику, которую Андропов посчитал ответом на вопрос Саманты:
«И у Америки, и у нас есть ядерное оружие – страшное оружие, которое может в один миг убить миллионы людей. Но мы не хотим, чтобы оно когда-либо было пущено в ход /…/ «Почему вы хотите завоевать весь мир или по крайней мере Соединенные Штаты?» Ничего подобного мы не хотим. Никто в нашей стране – ни рабочие и крестьяне, ни писатели и врачи, ни взрослые и дети, ни члены правительства не хотят ни большой, ни «малой» войны».
В этом ответном письме генсек пригласил Саманту посетить СССР вместе с семьей. Перед отправкой письма посольство обсудило возможность публикации ответа Андропова с отцом девочки Артуром Смитом – преподавателем местного вуза. Письма попало в газеты, а сам факт переписки освещался в СМИ многих стран мира, Саманту приглашали на интервью, в телешоу, на мероприятия. Когда стало известно, что Смиты принимают приглашение посетить СССР, их проконсультировал представитель Госдепартамента США, однако ни политики, ни официальные органы не давали оценочных комментариев по поводу поступка девочки.
Туризм под взглядом телекамер
С 7 на 8 июля 1983 года Смиты прибыли в Москву. За две недели они проехали по маршруту Москва – пионерлагерь «Артек» (Крым) – Ленинград – Москва. Путешествие с насыщенной культурной программой длилось две недели. В первые же дни Смиты посетили в Москве Кремль, мавзолей Ленина, Вечный огонь и могилу Неизвестного Солдата, театры, музеи, Дома пионеров. Для них были организованы встречи с известными людьми, например, с В. Терешковой. Насыщенной была и поездка в Ленинград. Попутно Саманта изучила историю России, посетив Петергоф, Эрмитаж. Узнала и американская девочка и о героической стойкости ленинградцев в годы Великой Отечественной войны, например, прочитала дневник Тани Савичевой.
О путешествии в «Артек» стоит сказать отдельно. Саманта погрузилась в жизнь своих сверстников, жила в общей палате с другими девочками, соблюдала лагерное расписание, участвовала в мероприятиях, а также в съемках документального фильма о лагере. Оттуда она забрала с собой пионерскую форму.
Семью всюду сопровождали десятки репортеров, поэтому за поездкой Смитов наблюдали во всем мире. По воспоминаниям современников, многие относились к визиту скептически, но, увидев кадры или фотографии Саманты в Москве или с детьми в «Артеке», быстро меняли свое мнение. То же самое, как правило, происходило с теми, кто считал поездку политическим трюком и средством пропаганды. Девочка стала настоящим послом доброй воли. Сам Андропов, правда, из-за проблем со здоровьем, не смог встретиться со Смитами, но они обменялись подарками.
После трогательного прощания с СССР, а затем торжественной встречи в штате Мэн Саманта стала желанным гостем на детских или миротворческих мероприятиях, телешоу, политическим интервьюером. Она часто давала интервью, получала письма от своих друзей из Союза, слова поддержки или критики звучали от незнакомых людей. С помощью родителей она написала книгу и стала сниматься в кино и сериалах.
Пешка в политической игре или невинный ребенок?
СМИ пристально следили за каждой мелочью во время поездки Саманты, а также за ее дальнейшей деятельностью. В США отношение к поездке и в обществе, и среди лидеров было различным, мнения иногда были полярными. В СССР информационные бюро акцентировали внимание на миротворческой сути этой акции, но часть населения отнеслась к событию скептически, особенно молодые люди. Пытливые умы тут же породили многочисленные теории заговора. Была ли Саманта завербована советскими спецслужбами? Была ли она завербована американскими спецслужбами перед поездкой? А, может, случилось и то и другое?
На последнем витке холодной войны СССР начал выжимать из себя последние силы, гонка вооружений истощила страну. Андропов видел, как разлагается общество, вероятно, это отчасти и стало причиной его суровой внутренней политики. Так и Рейган понимал, что госдепартамент не может контролировать каждый канал СМИ, говорящий о раздутом армейском бюджете, ужасе ядерного апокалипсиса, контролировать толпы призывающих к миру демонстрантов. Получается, Саманта просто пришлась ко двору. И ребенок оказался удобным поводом для зависшей «разрядки», ручками которого важные люди из кабинетов могут «протянуть оливковую ветвь», негласно передать то, что с трибун в больших залах, на дипломатических встречах и с экрана телевизора они сказать не могут. Если ей решили воспользоваться как «разрядным заземлителем», а потом под лозунгом «устами ребенка…» продвигать новые тренды в политике, что ж, в таком случае Саманте действительно удалось стать послом доброй воли.
Надо заметить, что посольство СССР перед поездкой обсуждало со Смитами только детали тура, а из правительства США к ним только один раз приехал уполномоченный специалист, который проконсультировал, с чем они могут встретиться, что делать можно, чего не следует, как поступать в неловкой ситуации или не сделать что-то против своей страны. Полагаю, что всю поездку Смиты, а также американские и советские журналисты и сопровождающие находились под присмотром спецслужб.
Некоторые американцы ругали организаторов и Смитов за излишнее панибратство с русскими. В целом их критику можно описать цитатой из заметки в Miami Herald: «Никто не отрицает, что Саманта Смит вела себя с достоинством и непосредственностью, типичной для молодой американки. Этим она заслужила восхищение. Однако нельзя сказать того же о Джейн и Артуре Смитах, позволивших Кремлю играть своей дочерью, как пешкой». Другие же открыто заявляли, что семья девочки потакает коммунистам и их пропагандистской машине. После поездки Саманту часто спрашивали на эту тему, но здесь ее мнение, которое до сих пор разделяет ее мать, вполне мудро для подростка. Смит считала, что даже если государства и пытались использовать Саманту в психологической войне, оба народа от этого только выиграли, потому что она делает доброе дело, и все это видят. То есть это была хорошая реклама и для Советского Союза, и для американцев тоже. «Думаю, что меня использовали, но если это и была пропаганда, то пропаганда мира», – так ответила Смит-младшая на критику в эфире NBC. Ее мать позже добавила: «Благодаря поездке Саманты, по телевизору в США впервые показали, как играют советские дети. До этого нам показывали сплошные парады с танками и солдатами. А советские люди впервые увидели, что у американцев тоже есть семьи».
После возвращения Смит участвовала в общественной деятельности, например, в обществе «СССР – США», считая своим долгом борьбу за мир и дружбу между детьми. Кто знает, стала бы она в дальнейших событиях светочем примирения или «перезагрузки»? А может, политиком или независимым общественным деятелем мирового уровня? Вела бы она свою линию или стала бы работать на спецслужбы одной из стран? А может, она организовывала бы российско-американское сотрудничество или даже вступила в искренний или показательный брак с гражданином СССР. А может, с ней была бы связана шпионская история, которая была бы вскрыта через много лет? Этого мы уже не узнаем.
25 августа 1985 года Саманта с отцом возвращалась со съемок сериала «Улица Лайм» из Великобритании. В Бостоне Смиты пересели с лайнера на небольшой винтовой самолет местных линий, чтобы добраться до дома в Мэн. Во время одной из промежуточных посадок самолет разбился из-за слишком раннего снижения, оба члена экипажа и все шестеро пассажиров погибли. Многие тут же заговорили, что крушение нельзя считать случайным. Версии выдвигались разные, однако расследование подтвердило, что причиной крушения стала ошибка пилота.
Впрочем, причина аварии не восполнит утраты, которую в тот день понесло человечество.
Сейчас именем Саманты Смит названы множество мироворческих фондов, российско-американских предприятий и организаций, занимающихся зашитой детей. Имя Саманты – юного посла доброй воли – увековечено в памятниках и книгах, на земле и в космосе.
Новое
Видео
«1945. Встреча на Эльбе». Вопросы и ответы к лекции для студентов МГИМО
«1945. Встреча на Эльбе». Вопросы и ответы к лекции для студентов МГИМО
Великое переселение народов и славянская колонизация Восточно-Европейской равнины
В лекции дана общая картина эпохи Великого переселения народов. Подняты причины этого явления, его этапы, характерные черты, итоги и значение. Дана характеристика как европейским народам (германцам, славянам), участвовавшим в Великом переселении, так и азиатским кочевым союзам племен (гуннам, аварам и другим тюркским племенам), которые степным коридором прорывались из восточных степей на европейское пространство и вместе с европейскими "варварами" стали разрушителями античного мира. В лекции названы наиболее значительные вожди "варварского мира" - Одоакр, Теодорих, Аттила. Поднимаются вопросы о зарождении новых варварских королевств на землях бывшей Римской империи и за ее пределами. Особое внимание уделяется отличиям эпохи великого переселения народов в романно-германской истории и истории восточных славян, т.к. это существенный момент, определивший многие особенности последующей русской истории. Наиболее важными отличиями явилось отсутствие античного наследства на территориях, осваиваемых восточными славянами, и более суровый природно-климатический фактор. Все это задержало социально-экономическое развитие восточного славянства в сравнении с германо-романскими народами в эпоху Средневековья. В лекции поднята также проблема происхождения славян, в частности указано на расхождение выводов лингвистов и археологов относительно времени отделения праславян от древнеевропейского сообщества и формирования славянства как самостоятельного народа. Славяне представлены как земледельческий народ, однако степень развития земледелия у разных восточнославянских племен была разной. Более совершенные технологии земледелия (перелог, пашенное земледелие) распространились на юге восточнославянского мира в Поднепровье, и на его базе здесь быстрее шел процесс разложения первобытного строя. В более северных районах господствовало подсечно-огневое земледелие, что обусловило и сохранение там первобытного родового строя. Дана картина колонизации восточнославянскими племенами Восточно-европейской равнины: от лесостепи Среднего Поднепровья до северных озер, от Карпатских гор до Волго-Окского междуречья. Славяне ассимилируют значительную часть угро-финского и летто-литовского населения Восточно-европейской равнины, делают своими данниками периферийные угро-финские племена. В то же время ряд восточнославянских племен (поляне, северяне, вятичи) оказываются в даннической зависимости от Хазарского каганата, большого государства, расположенного на торговых путях в Прикаспийской степи. Славянская колонизация на Верхней Волге сталкивается со встречным движением тюркской колонизации из района Волжской Булгарии. С севера "из-за моря" в районы, колонизуемые восточными славянами, начинают проникать скандинавские воины-купцы варяги, открывающие Великий Волжский торговый путь и путь "Из варяг в греки", которые связывают европейские народы и государства с богатым и развитым Востоком. Варяги становятся деятельными участниками восточнославянской истории, в которой сам торговый путь "Из варяг в греки" начинает играть огромную роль, стимулируя образование центров консолидации восточнославянских племен.
Зоя и Вера. Фильм Российского военноисторического общества
Зоя и Вера. Фильм Российского военноисторического общества