Писатель Сергей Смирнов. Тайны Брестской крепости
23 июля 1956 года в радиоэфире впервые прозвучала авторская передача С. С. Смирнова «В поисках героев Брестской крепости». Как ни странно, о подвиге защитников Брестской крепости страна узнала только после его выступлений.
Никто не забыт, ничто не забыто
Эти слова замечательной поэтессы Ольги Берггольц сейчас очень актуальны. Да и как можно забыть подвиги наших отцов и дедов, спасших Родину от неминуемой гибели. Сотни тысяч наших соотечественников выходят на улицы и площади городов и сел с портретами своих близких и родственников, которые в тылу и на фронте приближали этот упоительный миг победы. «Бессмертный полк» – это наш ответ на все злобные выкрики недоброжелателей, пытающихся принизить и очернить народный подвиг.
Как ни странно, но сразу после войны о войне стали говорить все меньше и меньше, а ведь в стране практически не было семей, которых не коснулась бы война. 27 миллионов погибших – разве это можно забыть? В июне 1945 года прошел знаменитый Парад Победы и … все. В следующие годы 9 мая, хоть и именовался Днем Победы, был обычным рабочим днем. Даже салют в честь 10-летия Победы был очень скромным, всего 30 залпов. Причины такого отношения к победителям понять несложно. Людям, прошедшим с боями всю Европу и видевшим, как живут нормальные люди, все труднее стало объяснять, почему и ради чего они так тяжело живут в победившем фашизм государстве. Советское государство не могло себе позволить иметь независимых людей. Сталин в одном из своих выступлений говорил, что величайшие заслуги не дают права стать исключением из правил. Государство должно быть выше личных интересов. Вот и стала затихать память о подвигах простых людей и генералов. Это не значит, что победили и забыли, нет, просто место конкретных героев заполнили массы, безликие, но легко управляемые.
Цикл передач писателя Смирнова о защитниках Брестской крепости всколыхнул всю страну. После первого выступления в редакцию пришло более пяти тысяч писем. Это были участники обороны крепости, и они рассказывали новые подробности подвига, а еще многие радиослушатели просили писателя продолжить свои рассказы.
Героическая летопись подвига
Как позже рассказывал Сергей Сергеевич, он еще в 1954 году заинтересовался смутной тогда еще легендой об обороне Брестской крепости и начал разыскивать участников тех давних событий. Когда началась серия радиопередач, на автора обрушился вал писем. Сначала их были десятки, а потом сотни тысяч.
Нельзя говорить, что история обороны Брестской крепости – что-то типа «черной дыры». Были публикации даже во время войны, фронтовые корреспонденты рассказывали, что горстка храбрецов держалась неделю и даже месяц, но все погибли. Публикации были, но в них не указывались подлинные участники событий. К тому же выяснилось, что не все герои погибли. Наше с вами счастье, что нашелся такой человек, как Сергей Сергеевич Смирнов, который вернул имена героев из информационного небытия. Смирнов позднее говорил, что его захватила нераскрытая тайна, что вся тема проникнута героизмом и героическим духом нашего народа. С.С. Смирнов сам был участником войны, но каких-то пересечений с событиями в Брестской крепости у него не было. Он попытался обратиться к официальным документам, но таких документов о защите крепости в архивах тоже не было.
Начался поиск оставшихся в живых участников обороны. Он познакомился с участниками обороны, среди которых были С. Матевосян, П. Гаврилов, П. Клыпа, А. Филь, Р. Абакумов и другие. По их свидетельствам он не только воссоздал ход обороны крепости, но и смог стать защитником героев, добиваясь восстановления их доброго имени и полной реабилитации. По собранным материалам С. Смирнов готовил к публикации свою книгу и попутно спасал защитников крепости из лагерей, попавших туда по вопиющей несправедливости. Пришлось писать письма государственным и партийным деятелям, ходить по инстанциям, добиваться освобождения невинно осужденных и помогать им обрести себя в гражданской жизни.
Все мы смотрели художественный фильм «Холодное лето 53 года» А. Прошкина. Трагедия заключалась в том, что в лагерях вместе с бандитами и ворами сидели и люди, героически сражавшиеся на фронтах, но волей случая оказавшиеся за колючей проволокой. После войны судьбы людей, оказавшихся в руках спецслужб, решались очень просто: был в плену – получай срок. И неважным было, что боец героически воевал и попал в плен тяжелораненым, контуженым. Была инструкция, и тех, кто был в плену, расценивали как трусов и предателей.
Сын писателя рассказывал, что у них в квартире всегда жили какие-то люди, которые от жизни не ждали ничего хорошего. Смирнов записывал их рассказы, добывал им деньги на билеты, устраивал их судьбы. Это были освобожденные защитники – узники, солдаты и офицеры, прошедшие первые дни боев в Брестской крепости.
Его работа не была напрасной. Он смог полностью реабилитировать А. Филя, освободить П. Клыпу, снять все подозрения с майора П. Гаврилова, С. Матевосяна и других. Исключенные из партии, они восстанавливались в ее рядах, а затем надлежащим образом трудоустраивались.
Мы должны обязательно привести бесстрастное свидетельство военного прокурора Б.А. Викторова, который говорил, что работа Смирнова поставила под сомнение утвердившуюся презумпцию виновности военнопленных, он первым выступил против пропагандистской машины и вышел из этого противостояния победителем. Сегодня все, что мы знаем о Брестской крепости, и все, что собрано в ее музейных залах, – заслуга Сергея Сергеевича Смирнова.
Подвиг, который не забыт
В 1957 году вышла книга С. С. Смирнова «Брестская крепость». Эта книга и его выступления в средствах массовой информации сделали свое доброе дело, произошел переворот не только в сознании простых людей, но и государственных мужей. Брестской цитадели было присвоено звание «Крепость-герой». Заслуга С. С. Смирнова и в том, что праздник Победы вновь стал настоящим всенародным.
Книга «Брестская крепость» выходила дважды – в 1957 году и 1965 году, а сам автор в 1965 году был удостоен Ленинской премии и награжден орденом Ленина.
К сожалению, хорошо долго не бывает. В 1975 году весь тираж новой книги, а это 130 тысяч экземпляров, был уничтожен. Книгу порезали и отправили на бумажный комбинат. Накануне уже больному С. Смирнову, все те же чиновники порекомендовали внести в книгу изменения и убрать отдельные главы про С. Матевосяна. Автор на предательство не пошел и убирать из книги эти материалы отказался. Оказалось, что на героя обороны С. Матевосяна было написано анонимное письмо, что это другой человек, присвоивший документы героя. Смирнов снова едет в Брест, встречается с людьми, знавшими Матевосяна, которые подтверждают, что известный армянский геолог и герой обороны – одно и то же лицо.
Сегодня про Сергея Сергеевича редко вспоминают. Я просто поспрашивал у своих соседей о том, кто такой Сергей Смирнов, только двое из взрослых попытались что-то вспомнить о писателе. Телеканалы не спешат оживить образ замечательного писателя, ведь легче показать массовые мероприятия, связанные с Днем Победы, чем рассказывать о том, кому мы обязаны сохранением героической памяти. Говорят, когда Сергей Сергеевич был секретарем Московской писательской организации, он критиковал роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» и подписал письмо советских писателей в редакцию газеты «Правда» о Солженицыне и Сахарове. Либералы это запомнили, затаили обиду.
Тем не менее святое дело, начатое Сергеем Сергеевичем, продолжается. Люди разных поколений ищут и находят безвестно погибших солдат, граждане России в больших и малых городах от Бреста до Курильских островов рассказывают о подвигах своих дедов, хранят о них память, передают историю от поколения к поколению. И этот Вечный огонь народной памяти зажег Сергей Смирнов.
Новое
Видео
Внутренняя политика Николая I 1825-1855 гг.
Внутренняя политика Николая I 1825-1855 гг.
Корсунь-Шевченковская операция. 1944 год (Реплика Михаила Мягкова
Корсунь-Шевченковская операция. 1944 год (Реплика Михаила Мягкова
Танковое сражение под Прохоровкой. Памятные даты военной истории России
12 июля 1943 года под Прохоровкой произошло крупнейшее во Второй мировой войне встречное танковое сражение. Наши войска выстояли в четырехдневном сражении, а немцы утратили наступательные возможности, потеряв 300 танков из четырехсот. Произошёл перелом во всей Курской битве