Главная / Статьи /Вы здесь

Первый русский броневой «Опыт»

0
1969
0
Первый русский броневой «Опыт»

История шестидесятилетней службы канонерской лодки — первенца российского броненосного флота

Традиционно первым броненосным кораблем русского флота считается деревянный парусно-винтовой броненосец «Севастополь», вступивший в строй в 1865 году. Это действительно был первый в стране корабль, корпус которого был обшит броневым поясом, спускавшимся ниже ватерлинии на метр с лишним и поднимавшийся до батарейной палубы. Однако на три года раньше, в 1862 году, в состав русского флота вошла канонерская лодка «Опыт», спущенная на воду 9 октября 1861 года и ставшая первым отечественным кораблем с железным набором и броненосной защитой.

Броня вместо дерева, пар вместо парусов

Опыт неудачной для России войны в Крыму (хотя в целом Восточная война закончилась с неоднозначными результатами, учитывая неудачи союзников на Балтике и Камчатке) привел к тому, что русский флот задумался о перевооружении. Стало понятно, что прежние чисто парусные деревянные корабли отживают свой век, и военные флоты должны становиться паровыми и броненосными. Должна была смениться и артиллерия: место основного вооружения кораблей должны были занять бомбические пушки, стрелявшие не обычными ядрами, а разрывными бомбами – прообразами современных снарядов.

Канонерская лодка «Опыт» в Кронштадтском порту

Первыми кораблями нового типа стали броненосные фрегаты «Севастополь» и его систер-шип «Петропавловск». Но они представляли собой скорее переходный вариант от старого флота к новому. Броня на них была нашита на деревянный корпус, что сделало их единственными в отечественной истории броненосными деревянными кораблями. И корабелы, и флотоводцы ясно понимали, что будущее – за кораблями совершенно иного типа: с металлическим каркасом и броневыми бортами и палубами. Чтобы начать строить подобные корабли, требовалось получить хотя бы минимальный опыт проектирования и создания подобных конструкций. И начинать решили с малого – с канонерской лодки.

Модель канонерской лодки «Опыт» из Коллекции Центрального военно-морского музея, вид на броневой бруствер и бомбическое орудие Баумгарта

Само ее название говорило о многом. Новый корабль получил имя «Опыт». Но оно свидетельствовало не только о том, что канонерка станет полигоном для создания русской школы броневого кораблестроения. Это имя подчеркивало, как это было принято в русском флоте, преемственность славных традиций. Среди отечественных кораблей насчитывалось в общей сложности десять парусных судов и шхун, носивших такое название. Самым знаменитым был катер «Опыт», участник русско-английской войны 1807-1812 годов, принявший под командованием лейтенанта Гавриила Невельского неравный бой с британским фрегатом. Впечатленные мужеством русских моряков англичане даже отказались принимать от лейтенанта Невельского саблю в знак сдачи в плен, сказав, что она не может быть более нужной никому, кроме такого храбреца, как он.

Броня поперек корабля

Проект уникального для своего времени корабля разработал подпоручик Корпуса корабельных инженеров Хрисанф Прохоров, и он же наблюдал за ее постройкой. По обычаю русского флота, канонерская лодка «Опыт» была зачислена в списки кораблей раньше, чем состоялась ее закладка: 22 июля 1861 года. К этому времени будущий броненосный фрегат «Севастополь» уже пять месяцев как был заложен в Северном «Петровском» доке Кронштадта. Зато за счет гораздо меньших размеров (длина 39 м, ширина около 7 м) строительство канонерки продвигалось гораздо быстрее. Уже 27 сентября (9 октября по н. ст.) канлодку, строившуюся на петербургском заводе «Карр и Макферсон», спустили на воду, а 11 мая 1862 года она вступила в строй и вошла в состав привилегированной части русского флота – Гвардейского экипажа.

Русская корабельная шестовая гальваническая мина последней четверти XIX века. Коллекция Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге

Говоря о первенстве «Опыта» в истории русского броненосного флота, нельзя забывать, что это был еще и первый в России полностью железный корабль. Весь набор – киль, шпангоуты, бимсы – были металлическими. Деревянными остались некоторые переборки и основа броневой защиты единственного корабельного орудия: 196-миллиметровой бомбической пушки Баумгарта образца 1855 года. Это было грозное оружие, способное стрелять почти на два километра не только чугунными ядрами, но и бомбами, начиненными 1,3 кг пороха, или картечными снарядами с шестью десятками мелких ядер.

Модель канонерской лодки «Опыт», вид с кормы

Имея водоизмещение в 270 тонн, «Опыт» не мог получить полноценной броневой защиты. Поэтому на канонерке построили своего рода броневой капонир. Он представлял собой траверз – прямоугольную конструкцию, расположенную поперек корпуса от киля до верхней палубы и от борта до борта. В центре броневой элемент имел прорезь-амбразуру, в которую смотрел ствол орудия. Чтобы освободить пространство для стрельбы, бак канонерки сделали заметно ниже, чем остальную палубу, что придало ей очень узнаваемый силуэт.

Инженер-генерал Николай Эйлер, который в бытность свою полковником пытался превратить канонерскую лодку «Опыт» в ледокол

Конструкция броневого траверза была очень оригинальной. Он имел деревянную основу из тика толщиной в тридцать сантиметров, на которую нашивались броневые плиты толщиной 114 мм (как на самых мощных броненосцах того времени). Деревянная подложка должна была амортизировать удары вражеских снарядов по броне, а сама броня – прикрывать собой шеститонное орудие и его расчет, в который входили 19 человек. Скорость «Опыта» была невелика, всего-то восемь с четвертью узлов, то есть чуть больше 15 км/ч. Впрочем, ему и не требовалось больше: по идее, канонерка должна была встречать противника в промежутках между кронштадтскими фортами и вести огонь только прямо по курсу; впрочем, вести его по-другому мешала узкая амбразура в броневом бруствере.

Ледокольный опыт

Боевая служба канонерской лодки «Опыт» оказалась весьма бурной. В первый же год ее приспособили для испытаний шестовых мин – нового типа контактного морского оружия. «Опыту», имевшему железный корпус и солидную броневую защиту экипажа и механизмов, пришлось на практике выяснять, какой длины должен быть шест, чтобы при взрыве укрепленной на его конце мины не пострадал корабль-миноносец – 11,3 метра. Заодно определили, что пользоваться минами в виде деревянных ящиков неудобно, а лучше выпускать их в виде жестяных цилиндров.

Фотография канонерской лодки «Опыт» после перестройки, связанной с опытами полковника Николая Эйлера

В минных испытаниях канонерская лодка «Опыт» участвовала в течение четырех лет, после чего ее исключили из состава флота и передали частному хозяину – инженер-полковнику Николаю Эйлеру. Канонерке предстояло вновь стать опытовым судном, на котором Эйлер намеревался установить и испытать ледокольную систему собственного изобретения. Она представляла собой очень сложный механизм, который должен был одновременно взрывать и дробить лед. Для этого в подводной носовой части установили выдвигающуюся систему с минным шестом, а на палубе – паровую машину, которая с помощью опрокидывающейся штанги должна была долбить ледяное поле гирями весом от 300 до 650 кг.

Модель канонерки «Опыт», вид с кормы на броневой бруствер и орудие

Чтобы превратить «Опыт» в ледокол, с него пришлось убрать бруствер и надстроить палубу на баке, отчего он потерял свой характерный силуэт. Увы, все эти усилия оказались бессмысленными. Во время первой же попытки использовать канонерку в качестве ледокола выяснилось, что ее слабой – всего 195 л. с. – машине не под силу двигать судно даже сквозь битый лед. Поэтому вскоре от продолжения экспериментов решено было отказаться, а сам «Опыт» четыре года отстаивался у стенки, пока в 1870 году его не вернули в состав флота.

Торпеды и скорострелки

Корабль вновь стал опытовым. В 1875 году на нем испытывали один из первых в России приборов управления морской стрельбой конструкции морского офицера Алексея Давыдова. Прибор в 1877 году приняли на вооружение, а «Опыт» вновь занялся испытаниями минного оружия, но уже более продвинутого. В 1881 году с канонерки сняли орудие Баумгарта и установили аппарат для запуска «мин Уайтхеда», как тогда назывались торпеды, и систему подкачки воздуха для него. В это время «Опытом» командовал капитан-лейтенант Эдуард Щенснович. Опыт, полученный им на канонерской лодке в 1880-1885 годах, очень пригодился, когда после Русско-японской войны контр-адмирал Щенснович стал командиром первого учебного отряда подводного плавания – по сути, первым командующим подводными силами России.

Вице-адмирал Эдуард Щенснович, который в 1880-1885 годах был командиром канонерской лодки «Опыт» (с 1883 года — «Мина»)

Еще в бытность Эдуарда Щенсновича командиром «Опыта» корабль в 1883 году переименовали в «Мину», и это имя он носил до самого конца своей службы. Вместе с новым именем канонерка получила и новое вооружение. Теперь она несла две скорострельные пушки Энгстрема калибром 44,5 мм, предназначенные в первую очередь для борьбы с малотоннажными кораблями, вооруженными шестовыми минами (фактически одноклассниками «Мины»). Была идея вернуть на канонерку пушку крупного калибра, такого же или даже большего, чем стояла на ней ранее. И хотя по расчетам такой вариант был вполне возможен, его оставили на случай войны, а потом и вовсе забыли о нем.

Модель канонерской лодки «Опыт» из Коллекции Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге, общий вид

Понемногу старея, «Мина» перешла в класс канонерских лодок береговой обороны, но по-прежнему ее главной задачей оставалось участие в опытах по испытанию новых минных и торпедных систем. В 1906 году корабль исключили из списков флота. Но опять ненадолго. Уже через год канонерка вернулась в строй в качестве портового судна. В 1914 году ее передали в ведение Главного гидрографического управления, и она в течение всей Первой мировой войны обеспечивала навигационную поддержку русских кораблей в Финском заливе.

«Плавучая броненосная батарея «Не тронь меня» (1864) и канонерская лодка «Опыт» (1861)» Картина художника Александра Алексеева из заказанной в 1880-е годы Морским музеем серии изображений судов, построенных в период царствования императора Александра II

Революция застала «Мину» в порту Гельсингфорса вместе со многими другими кораблями Балтийского флота бывшей Российской империи. Большинство из них весной 1918 года ушли в знаменитый Ледовый поход, но старенькую канонерку оставили – она могла не выдержать похода. Формально Советская Россия уступила ее другой советской республике – Финляндской, но та быстро была разгромлена, и бывший «Опыт» оказался в руках белофиннов. Последнее, что известно об этом корабле: в 1922 году советское правительство решило не требовать от Финляндии его возвращения, хотя это предусматривалось мирным договором, а продать финнам для разделки на металл.

Так закончилась долгая – шестидесятилетняя! – служба первого железного русского корабля с броневой защитой. За это время успели появиться и исчезнуть первые российские броненосцы, шестовые мины сменились торпедами, а канонерка, на которой все это испытывалось, по-прежнему несла свою службу. Остается признать, что первый броневой «Опыт» удался русскому флоту на славу.

Рекомендуем

Выразить мнение

Марко Поло
Напишите что-нибудь...
Свежие
🔥
😐
👎

Книги

Самые обсуждаемые

Спецпроекты

100 великих полководцев

Спецпроект: 100 великих полководцев

Любители и знатоки военной истории вместе с учеными историками, начиная с 9 Мая 2013 г., выдвигали в список 100 великих тех военачальников, которые ст...

Спецпроект: Ржевский мемориал

Мемориальный комплекс в память обо всех солдатах Великой Отечественной войны возведен на месте кровопролитных боёв подо Ржевом 1942-1943 гг., он созда...