«Парнасский отец» Пушкина. Кто раскрыл талант будущего поэта
Литературная звезда Александра Сергеевича Пушкина взошла в 1820 году – после выхода в печать «Руслана и Людмилы». Принято считать, что на становление и творческое развитие поэта повлияли люди самых разных судеб и характеров: от товарищей по лицею и декабристов до незнакомого ему лично лорда Байрона и легендарной няни Арины Родионовны. Но был в жизни Александра Сергеевича еще один, вероятно, даже более значимый человек, бережно взрастивший его дарование. Этот человек – дядя поэта, Василий Львович Пушкин.
Поэт Пушкин – да не тот
Василий Пушкин родился в 1766 году в Москве. Отслужив в Измайловском полку, он получил чин поручика, но военной карьерой не грезил. Страстью Василия Львовича была поэзия. В 1793 году он начал печататься в журнале «Петербургский Меркурий», вскоре вышел в отставку и полностью посвятил себя любимому делу. Пушкин был завсегдатаем московских салонов, водил дружбу со многими литераторами своего времени. Современники относились к нему с легкой иронией – доверчивый, добродушный Василий Львович нередко становился объектом розыгрышей и дружеских насмешек. Когда спустя много лет его пригласили вступить в литературное общество «Арзамас», Пушкин был так воодушевлен, что даже согласился подвергнуться комичным испытаниям.
Арзамасцы убедили Василия Львовича, что процедура эта сродни вступлению в масонскую ложу, поэтому придется соблюдать некоторые обряды. Как оказалось впоследствии, специально для него и выдуманные. Будучи несколько наивным, Василий Пушкин не подозревал, что молодые поэты потешаются над ним, и с полной готовностью приступил к делу. Сначала его ввели в комнату, попросили прилечь на диван и сверху накрыли шубами всех собравшихся. Мистический голос в это время вещал: «Какое зрелище пред очами моими? Кто сей обремененный шубами страдалец? Сердце мое говорит, что это почтенный Василий Львович Пушкин. И лежит он под страшным сугробом шуб прохладительных». Этот ритуал окрестили «прением под шубами», а затем предложили поэту стрелять из лука в чучело, символизирующее дурной вкус, а также нести на блюде замороженного гуся почти в полной темноте. Когда «посвящение» в арзамасцы закончилось, Василий Львович, ни капли не обидевшись, сказал: «Какие были прелестные аллегории!».
В жизни Василия Львовича Пушкина, разумеется, находилось место не только для хорошей шутки, но и для усердной работы. Помимо поэтической деятельности, он занимался переводами: свободно владел французским языком, самостоятельно освоил английский, немецкий, итальянский и латынь. Переводил Пушкин не только современных ему европейских авторов, но и писателей античности. В 1803 году он побывал во Франции, был представлен Наполеону и брал уроки декламации у трагика Франсуа Тальма. В Москве Василия Львовича знали все представители творческой элиты тех лет, а его письма отражают самые интересные события, происходившие в Первопрестольной в 1810-х-1820-х годах. Главным произведением Василия Пушкина считается поэма «Опасный сосед», написанная в 1811 году. Сатирическую поэму называли грубоватой, пошлой и «неудобной для печати», однако читали взахлеб, активно обсуждали и советовали друг другу. Василий Львович в поэме раскритиковал нравы московской знати, поставив главного героя в неловкую ситуацию: сосед персонажа по фамилии Буянов привел того в публичный дом и затеял там драку, а несчастному герою пришлось уносить ноги из вертепа, оставив ценные вещи – шинель, часы и кошелек.
Гроза двенадцатого года
До 1812 года Василий Львович вел веселую и довольно беззаботную жизнь в Москве: общался с товарищами, сочинял и декламировал стихи, славился своими каламбурами и юморесками. Жизнь поэта разделила на «до» и «после» Отечественная война. Появление в Москве Наполеона, пожар и оставление русскими войсками древней столицы произвело гнетущее впечатление на Пушкина. Так он писал Петру Вяземскому, покинув свой дом: «Я потерял в ней все движимое мое имение. Новая моя карета, дрожки, мебели и драгоценная моя библиотека – все сгорело. Я ничего вынести не мог; денег у меня не было, и никто не помог мне в такой крайности».
После пожара Василий Львович уехал в Нижний Новгород, но там не находил себе места и продолжал изливать душу друзьям: «…Что я делаю в Нижнем Новгороде? Совсем ничего. Живу в избе, хожу по морозу без шубы, и денег нет ни гроша». После победы над Наполеоном он смог, наконец, вернуться в любимый город, снял дом на Старой Басманной и написал по такому случаю стихотворение:
Цвети, Москва! Средь стен твоих,
Коварством, злобой сокрушенных,
России славу видим в них
И дней начало вожделенных!
«С музами сосватал дядюшка-поэт»
Василий Львович стал первым поэтом, с которым Александр Пушкин мог поделиться своими творческими мыслями. Его дядя и вправду был влиятельной фигурой в литературных кругах: до выхода «Руслана и Людмилы», когда произносили «Пушкин», имели в виду Василия Львовича. Последний с удовольствием читал племяннику стихи и очень радовался, когда тот заучивал некоторые из них наизусть. Летом 1811 года именно Василий Львович отвез Александра поступать в Царскосельский лицей. Он рано заметил талант племянника и помог юноше развить природный дар. Когда еще никто не знал Пушкина-младшего, Василий Львович любил приговаривать: «Посмотрите, что будет из Александра!».
Победы племянника он воспринимал с великой гордостью, а разочарования и критику остро переживал вместе с ним. Василий Львович на заре поэтической карьеры Александра Сергеевича однажды признался: «Я надеюсь, что в нашем поэте толк будет. Необузданная ветреность пройдет, а талант его и доброе сердце останутся в нем навсегда». Не боясь конкуренции со стороны племянника, Василий Пушкин всегда готов был принять его с открытой душой и дать мудрый совет. В 1826 году после возвращения из ссылки в Михайловском и трудного разговора с Николаем I Александр Сергеевич первым делом поехал к дяде. Они не виделись почти десять лет, хотя и постоянно состояли в переписке. Взору племянника предстал ослабленный болезнью дядя, стремившийся сохранить бодрость духа. В последующие приезды в Москву Александр Пушкин подолгу гостил на Старой Басманной и беседовал с дядей о жизни и поэзии.
В жизни Василия Львовича Пушкина было достаточно и веселых, и печальных моментов. Он блистал в московских салонах и страдал от потери дома в Нижнем Новгороде, клеймил пороки современников едкой сатирой и сам не прочь был поддаться искушению, выкинув номер перед знакомыми. Вопреки сложившемуся стереотипу, он не доживал свои дни в тени гениального племянника, но искренне радовался его успеху и сам не бросал поэзию – читал чужие произведения, рецензии и критику, оживленно спорил с товарищами. В августе 1830 года Василий Львович Пушкин ушел из жизни и был похоронен на кладбище Донского монастыря. Проститься с ним пришла вся литературная Москва.
Новое
Видео
Боевые действия на Советско-германском и Западном фронте осенью 1944 года: сравнительный анализ
Боевые действия на Советско-германском и Западном фронте осенью 1944 года: сравнительный анализ
Не только «Лолита». Набоков.
Не только «Лолита». Набоков.
Геноцид советского народа.
Геноцид советского народа.