En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Памятник лётчику-асу Амет-Хану Султану

04.05.2023

В октябре 2020 года в Симферополе был открыт памятник дважды Герою Советского Союза. 

Памятник Амет-Хану Султану был установлен на одноимённой площади в честь 100-летия со дня его рождения. Инициатором появления монумента стало Российское военно-историческое общество. Был проведён конкурс, по итогам которого в работу пошёл проект художника-скульптора Айдара Алиева. Высота бронзового памятника составляет 3 метра, а установлен он на 2,2 метровом гранитном постаменте. Рядом с фигурой Героя Советского Союза находятся выступы скал, сделанные в виде крыльев. По задумке создателя они символизируют несломленный дух, волю и мастерство лётчика-аса. 

Амет-Хан Султан – один из главный героев Крыма. За время Великой Отечественной войны он совершил более 600 боевых вылетов и уничтожил 30 вражеских самолётов. После войны Султан занимался испытанием крылатых машин. И трагически погиб 1 февраля 1971 года. 

Лётчик-ас

Амет-Хан Султан родился в октябре 1920 года в Алупке Таврической губернии. Его отец по национальности являлся лакцем – одного из народов Дагестана. А мать была крымской татаркой. Однако сам Амет-Хан отвечая на вопрос о своей национальной принадлежности ответил: «Я герой не татарский и не лакский. Я — Герой Советского Союза. А чей сын? Отца с матерью. Разве можно их отделить друг от друга?»

В 1937 году Амет-Хан окончил семилетку, после чего год проучился в железнодорожной школе фабрично-заводского ученичества в Симферополе. А потом устроился на работу слесарем по ремонту паровозов в местное депо. Параллельно Амет-Хан Султан занимался в аэроклубе. И окончил его в 1939 году. И вскоре был призван в армию. Поскольку парень был знаком с самолётами, его определили в Качинскую военную авиационную школу лётчиков. И после окончания он отправился служить в 122-й истребительный авиационный полк, базировавшийся в Бобруйске Могилёвской области. Спустя какое-то время Султан был переведён в 4-й истребительный авиационный полк в Приднестровье. За время службы Амет-Хан летал на истребителях И-16 и И-153. 

 Амет-Хан Султан.

Когда началась Великая Отечественная война Амет-Хан Султан убыл на фронт. Сначала он сражался с фашистами на Южном фронте. В конце декабря его определили в состав Ярославско-Рыбинского района ПВО. Здесь лётчик находился вплоть до июля 1942 года. Затем ему довелось сражаться на Брянском и Сталинградском фронтах. Он защищал советское небо над Молдавской ССР и югом Украинской ССР, над Ростовом-на-Дону и Ярославлем. Довелось ему принять участие в обороне Сталинграда. 

31 мая 1942 года Амет-Хан одержал свою первую воздушную победу. И сделал это героически. Во время боя у него закончился боезапас, но на пути оказался немецкий бомбардировщик «Юнкерс-88». Советский лётчик, управляя истребителем «харрикейном», не испугался. И пошёл на таран. Благодаря мастерству Амет-Хан сбил вражеский самолёт, а затем выбрался из кабины своей крылатой машины и совершил прыжок с парашютом. Лётчик выжил и получил орден Ленина. 

Дважды Герой Советского Союза

Освоив новый истребитель Белл Р-39 «Аэрокобра», Амет-Хан принял участие в освобождении Ростова-на-Дону, Таганрога, Крыма. Он вёл ожесточенные бои с фашистами в небе над Кубанью. В конце августа 1943 года советский лётчик удостоился звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда». 

Лётчик-истребитель Амет-Хан Султан на крыле своего истребителя Як-1.

После ожесточённых боёв, Амет-Хан Султан получил небольшой отпуск. Произошло это летом 1944 года. А вернувшись, он освоил новый истребитель Ла-7. На нём он отправился бить фашистов в Восточной Пруссии, а затем с боями добрался до Берлина. В последний раз Амет-Хан поднялся в немецкое небо 29 апреля 1945 года и сбил вражеский истребитель «Фокке-Вульф 190». 

За время Великой Отечественной войны Амет-Хан совершил более шестисот боевых вылетов. Ему довелось принять участие в 150 воздушных боях и лично сбить 30 вражеских самолётов. При этом ещё 19 крылатых машин были сбиты в составе группы. Советский пилот прошёл войну на разных истребителях: И-153, «Харрикейн», Як-7Б, Як-1, Р-39 «Аэрокобра» и Ла-7. 

В июне 1945 года Амет-Хан стал дважды Героем Советского Союза. Награду он получил «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками». И после окончания войны лётчик остался в ВВС. Он являлся помощником 9-го гвардейского истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе и находился в Германии. Затем Амет-Хан учился в Военно-воздушной академии, а весной 1946 года ушёл в запас. В феврале следующего года он перебрался в Жуковский и стал работать в Лётно-исследовательском институте на должности лётчика-испытателя. 

Ла-7 в музее Монино.

Всего лишь несколько лет понадобилось Амет-Хану Султану, чтобы превратиться в одного из лучших испытателей всего Советского Союза. И уже в 1952 году он стал лётчиком-испытателем 1-го класса. Однако ещё до присвоения этой категории он сумел отличиться. Амет-Хан совместно с испытателем-фронтовиком Игорем Шелестом на самолёте Ту-2 сумел осуществить первую в Союзе полностью автоматическую дозаправку в воздухе. 

Кроме этого Амет-Хан принял участие в испытаниях крыльевой системы заправки топливом в полёте, обкатывал опытный всепогодный истребитель-перехватчик И-320. Затем он проверял рабочие качества пилотируемого аналога самолёта-снаряда «Комета», тестировал системы катапультирования на различных самолётах и участвовал во многих других испытаниях, часто подвергая свою жизнь риску. За это в 1953 году Султан был удостоен Сталинской премии 2-й степени.

Ту-16ЛЛ.

Однако жизнь подполковника оборвалась трагически. Он погиб 1 февраля 1971 года во время испытаний летающей лаборатории Ту-16ЛЛ. Похоронили дважды Героя Советского Союза в Москве на Новодевичьем кладбище.

Обложка: wikipedia.org

5404

Поделиться

Соцсети

Новое

Алексей Андреевич Туполев: 100 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

ИСТОРИЯ И СТРАТЕГИЯ ШАХМАТ

Вячеслав Прытков. Очерки из сборника

Методические материалы по освобождению Европы Красной Армией

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БОЛЬ ОТ ГОРЬКИХ ВОСПОМИНАНИЙ

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Оборона Севастополя. Памятные даты военной истории России

Видео

Холодная война: Гонка вооружений

Холодная война: Гонка вооружений

Видео

Памятные даты военной истории России

Переход через перевал Сен-Готард. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте