Памятник детям войны

В октябре 2019 года в Архангельске был открыт памятник, посвящённый детям Великой Отечественной войны.
Монумент, установленный в центре города, появился по инициативе Российского военно-исторического общества. Памятник состоит из нескольких композиций, посвящённых фронтовым событиям. На переднем плане мальчик-юнга – собирательный образ. За ним – девочка, которая тащит за собой волокушу с рыбой. Её прототипом стала Валентина Пакулина. А чуть поодаль находится мальчик и мастер за станком. В основу этого сюжета легла история Толи Соколова, который трудился на заводе во время войны.
Работа над монументом велась на протяжении полутора лет. А воплотил его в жизнь скульптор Денис Стритович. Много времени ушло на консультации, поскольку создателям хотелось сделать памятник максимально реалистичным. И поэтому они постоянно консультировались с ветеранами и историками Архангельска. А главной проблемой стал выбор героев композиции. В конечном итоге было решено остановиться на трёх эпизодах трагичного для города фронтового времени. Монумент, чей вес составляет два десятка тонн, был изготовлен из гранита в Москве. А потом привезён в Архангельск.
Мальчик-юнга и Толя Соколов
В годы Великой Отечественной войны фашисты нанесли мощный удар по Архангельску. А на всём северном фланге постоянно шли ожесточённые сражения. По оценкам исследователей и историков, Архангельск стал вторым городом после Ленинграда по уровню смертности. И погибали, в первую очередь, дети.
Однако несмотря на бомбардировки, тяготы и лишения, Архангельск превратился в полноценную тыловую базу, а его порт продолжал работу даже в самые сложные периоды. Город мужественно держал удар, несмотря на то, что более четверти населения ушло на фронт.
И на защиту Архангельска встали не только женщины, но и дети. Они, наравне со взрослыми, работали на предприятиях и добывали еду. Особенно сложной выдалась первая фронтовая зима. Начался голод, а в городе хозяйничали страшные болезни — цинга, рахит, пеллагра. Количество умерших возрастало каждый день… Но дети, на которых и пришёлся основной удар, не сдавались. Во время бомбардировок они выслеживали места падения кассетных бомб, а потом, рискуя жизнями, бросали их в специальные ящики с песком. Конечно, очень часто смельчаки погибали…
Особое внимание в то трагическое время было уделено подготовке детей. Так в Архангельской области появилось несколько школ юнг: при Северном морском пароходстве, при траловом и техническим флоте. А самая известная находилась на Соловках. За годы войны тысячи ребят прошли обучение в тех школах. Именно это и символизирует фигура мальчика-юнги в композиции.
Кроме этого, свыше 40 тысяч мальчишек и девчонок стали учиться в ремесленных и железнодорожных училищах, а также в фабрично-заводских школах. На плечи ребят-подростков легла колоссальная ответственность — они должны были заменить своих отцов и братьев на различных предприятиях. И одним из таких маленьких тружеников тыла являлся Толя Соколов. Он окончил ремесленное училище, после чего стал работать на 402-м заводе в Молотовске (сейчас Северодвинск). Толя был небольшого роста, поэтому не мог дотянуться до станка. Тогда ему сделали специальную подставку из двух ящичков (обычно одного было достаточно). Именно Соколов и стал прототипом для второй композиции.
Девочка с волокушей
Были у детей и другие обязанности. Они убирали урожай по всей области, собирали водоросли в Белом море, искали птичьи яйца и пух. Поскольку в городе царил голод, каждому ребёнку выдавалась карточка на хлеб. Поскольку ситуация была критическая, то норма часто не дотягивала и до 200 граммов. Эту трагедию символизирует в памятнике композиция под названием «Девочка с волокушей».
Первая фронтовая зима. Вале Пакулиной было всего 12 лет. Вдруг она узнала, что в больницы, школы и детские сады необходимо доставить рыбу с морского побережья. Поскольку взрослых мужчин практически не было, а транспорт отсутствовал, то привлекали женщин и подростков с санками. Валя вместе со старшей сестрой отправились в длительный поход, прихватив с собой волокуши — ящичек, который необходимо было тащить по снегу. До побережья было далеко, но девчонки всё равно отправились в путь. Дела с едой обстояли совсем плохо. Практически перестали выдавать паёк даже малышам из детских домов.
До нужного места добирались заснеженными полями. На побережье валялось много рыбы — сайки. Её вылавливали артельщики в Соломбале, но оказалось, что весь улов они не могли забрать. И поэтому часть просто оставили на берегу. Женщины вместе с подростками стали набивать мешки замороженной рыбой. Но одно дело просто собрать её, а совсем другое — тащить по снегу. Однако каждый старался увезти как можно больше. Дорога домой была гораздо тяжелее. Люди плакали из-за мороза и тяжёлых мешков, но никто рыбу не бросал. Все понимали, что от них сейчас зависят жизни многих архангельцев. Стиснув зубы, тащила свою волокушку и Валя Покулина. Женщины и подростки преодолели много километров по заснеженным полям, замёрзшим рекам, проходя мимо вымерших деревень… Шли друг за другом, след в след.
И всё-таки добрались до города. Рыбу сдали на склад. А в качестве благодарности все участники похода получили по нескольку килограммов сайки.
Вскоре ситуация с провиантом стала налаживаться. Началась масштабная заготовка мяса и жира тюленей, лесных ягод, морских водорослей и других продуктов. Кстати, Пакулина сумела пережить войну. Более того, Валентина Ивановна присутствовала при открытии памятника в 2019 году.
Обложка: tass.ru
Новое
Видео
Советское и японское вооружение в 1945.
Советское и японское вооружение в 1945.
С. Горшков. Советская кавалерия в Венгрии.
С. Горшков. Советская кавалерия в Венгрии.
Великое переселение народов и славянская колонизация Восточно-Европейской равнины
В лекции дана общая картина эпохи Великого переселения народов. Подняты причины этого явления, его этапы, характерные черты, итоги и значение. Дана характеристика как европейским народам (германцам, славянам), участвовавшим в Великом переселении, так и азиатским кочевым союзам племен (гуннам, аварам и другим тюркским племенам), которые степным коридором прорывались из восточных степей на европейское пространство и вместе с европейскими "варварами" стали разрушителями античного мира. В лекции названы наиболее значительные вожди "варварского мира" - Одоакр, Теодорих, Аттила. Поднимаются вопросы о зарождении новых варварских королевств на землях бывшей Римской империи и за ее пределами. Особое внимание уделяется отличиям эпохи великого переселения народов в романно-германской истории и истории восточных славян, т.к. это существенный момент, определивший многие особенности последующей русской истории. Наиболее важными отличиями явилось отсутствие античного наследства на территориях, осваиваемых восточными славянами, и более суровый природно-климатический фактор. Все это задержало социально-экономическое развитие восточного славянства в сравнении с германо-романскими народами в эпоху Средневековья. В лекции поднята также проблема происхождения славян, в частности указано на расхождение выводов лингвистов и археологов относительно времени отделения праславян от древнеевропейского сообщества и формирования славянства как самостоятельного народа. Славяне представлены как земледельческий народ, однако степень развития земледелия у разных восточнославянских племен была разной. Более совершенные технологии земледелия (перелог, пашенное земледелие) распространились на юге восточнославянского мира в Поднепровье, и на его базе здесь быстрее шел процесс разложения первобытного строя. В более северных районах господствовало подсечно-огневое земледелие, что обусловило и сохранение там первобытного родового строя. Дана картина колонизации восточнославянскими племенами Восточно-европейской равнины: от лесостепи Среднего Поднепровья до северных озер, от Карпатских гор до Волго-Окского междуречья. Славяне ассимилируют значительную часть угро-финского и летто-литовского населения Восточно-европейской равнины, делают своими данниками периферийные угро-финские племена. В то же время ряд восточнославянских племен (поляне, северяне, вятичи) оказываются в даннической зависимости от Хазарского каганата, большого государства, расположенного на торговых путях в Прикаспийской степи. Славянская колонизация на Верхней Волге сталкивается со встречным движением тюркской колонизации из района Волжской Булгарии. С севера "из-за моря" в районы, колонизуемые восточными славянами, начинают проникать скандинавские воины-купцы варяги, открывающие Великий Волжский торговый путь и путь "Из варяг в греки", которые связывают европейские народы и государства с богатым и развитым Востоком. Варяги становятся деятельными участниками восточнославянской истории, в которой сам торговый путь "Из варяг в греки" начинает играть огромную роль, стимулируя образование центров консолидации восточнославянских племен.