От венца до столбунца. Какие головные уборы носили на Руси?

11/7/2021

Надетая шапка или повязанный платок могли многое рассказать: и о семейном положении, и о месте проживания, и о сословном статусе человека.

В русском языке существует множество слов и выражений, о происхождении которых мы порой даже не задумываемся. «Опростоволосился» – говорим о человеке, который растерялся или опозорился. «Да он кичится!» – осуждаем того, кто ведет себя слишком гордо и надменно. Появление в русской речи подобных оборотов связано с древними традициями ношения головных уборов. На Руси отношение к внешнему виду человека было строгим.

Чем «кичились» наши предки?

Незамужние юные девушки в старину носили, как правило, головные уборы, не скрывающие волос. Длинная коса в те времена считалась предметом гордости. Девицы украшали себя всевозможными лентами, повязками и венцами. Распространенным головным убором была повязка из шелковой ленты или бересты, а в знатных семьях – из парчи. Повязка обхватывала лоб и завязывалась узлом на затылке. Представительницы боярских и княжеских семейств щеголяли повязками, расшитыми золотом, драгоценными камнями и бисером. В переписи имущества дочери царя Алексея Михайловича Анны встречается упоминание «перевязочки, низанной жемчугом».

Головной убор «сорока»

Вступив в брак, женщина вынуждена была изменить свой облик. Теперь ходить с непокрытой головой ей разрешалось лишь дома. Попасть на глаза чужим людям «простоволосой» (без убора) считалось неприличным. Так и появилось выражение «опростоволоситься». Одним из древнейших женских головных уборов на Руси была кика. Ее называли короной замужества. Кика выглядит как шапка с рогами – иногда совсем небольшими, а порой довольно внушительными (могли достигать тридцати сантиметров в высоту). Чтобы удержать такую конструкцию на голове, приходилось ходить очень ровно, как бы свысока поглядывая на окружающих. Так появилось слово «кичиться» – ходить, гордо подняв голову.

Кика – женский головной убор

Кику носили и в будни, и по праздникам. Несмотря на осуждение головного убора церковью, в некоторых регионах нашей страны крестьянки не отказывались от ношения кики даже в конце XIX века. На юге России пели частушку: «Рязанские рога/Не кину никогда/Буду есть одну мякину, /А рогов своих не кину!» Самые суеверные женщины использовали кику и в качестве амулета против сглаза. Головной убор вешали над входной дверью рядом с подковой. Ближайшей «родственницей» кики была так называемая сорока – прямоугольная или полукруглая шапка, богато украшенная камнями и вышивкой.

А.П. Рябушкин «Русские женщины XVII столетия в церкви», 1899 год. Из собрания Третьяковской галереи

Самый известный сегодня национальный головной убор – кокошник – в документах впервые был упомянут лишь в XVII веке. Между тем само название восходит к старославянскому слову «кокошь» – курица или петух. Недаром кокошник так напоминает яркий гребешок. Существует две версии происхождения кокошника. Согласно первой, этот головной убор пришел на Русь из Византии и сразу полюбился знатным женщинам. Они щедро украшали свои кокошники жемчугами, кружевом и бархатом. Другая версия гласит, что знакомство с кокошниками произошло лишь после монгольского нашествия. Монголки, возможно, украшали свои головы похожими уборами и принесли эту моду на Русь.

К.Е. Маковский «Русская красавица». Начало 1880-х годов.

Как бы то ни было, круглый год носить кокошник было нельзя – не тот климат. Зимой женщины носили столбунцы – высокие шапки в форме цилиндра или конуса. Изнутри столбунцы набивались собольим, лисьим или заячьим мехом для сохранения тепла и подшивались атласной тканью. Замужние женщины надевали такие шапки поверх платка, а девицы – сразу на заплетенную косу. Пример ношения столбунца незамужней девушкой показан на картине живописца второй половины XIX века Андрея Петровича Рябушкина.

А.П. Рябушкин «Московская девушка XVII века»,  1903 год. © Государственный Русский музей

К хранению столбунцов относились крайне бережно: царские дочери отдавали их на хранение в Мастерскую палату – приказ, существовавший в допетровские времена. Там головные уборы надевали на специальные подставки, помогавшие держать форму. В 1588 году о столбунцах написал даже английский посол Джайлс Флетчер – правда, назвал их «земскими шапками». По его словам, боярские жены сначала украшали свои шапки-столбунцы жемчугами, но затем перестали это делать, увидев, что за ними повторяют супруги дьяков и купцов.

Любимые шапки государей и их подданных

Мужчины на Руси долгое время предпочитали носить такой незамысловатый головной убор, как колпак. Немного позднее колпаки были модифицированы – их изнутри обшивали мехом и делали разрез, чтобы можно было сделать отворот наружу. Такую шапку называли мурмолкой. Ее можно увидеть, например, на персонаже из советской комедии «Иван Васильевич меняет профессию» Жорже Милославском, который чудом попал в эпоху Ивана Грозного. Считалось, что русские колпаки и мурмолки отличаются от татарских скругленными концами. В XV веке – первой половине XVI века в моду у московской знати входит небольшая шапочка, отдаленно напоминающая тюбетейку. Ее называли тафья. Считается, что наибольшее распространение тафьи получили после взятия Казани, однако это не совсем верно. Упоминание о «нерусской одежде» и ее запрет встречается еще в решениях Стоглавого Собора 1551 года, когда Казань еще не была в составе Российского государства. Впрочем, церковные распоряжения не возымели должного эффекта – сам Иван IV охотно носил тафью.

Г.С. Седов «Иван Грозный и Малюта Скуратов», 1870 год.

В холодное время года одной тафьи было недостаточно. Для того чтобы утеплиться, мужчины проделывали сложный ритуал. Сначала на бритую голову надевали простую тафью, затем – поверх нее натягивали холстяной колпак, а уже потом водружали на голову горлатную шапку. Носить этот головной убор было престижно, но трудно. Горлатная шапка по фасону напоминала столбунец, только была еще объемнее и массивнее. Высота ее достигала пятидесяти сантиметров. Про такие шапки говорили – «высотой в локоть».

Ближний боярин и воевода Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин. Портрет XIX века c рисунка более раннего времени.

Название горлатная шапка получила от материала, из которого ее делали. Использовали горлышки пушных зверей – куниц, лис, соболей. В передней части шапки делали прорезь, с одной стороны от которой нашивали фигурные петли, а с другой – золоченые пуговицы. Благодаря колпаку горлатная шапка плотно сидела на голове, не съезжала набок и не падала под тяжестью собственного веса. Впрочем, из-за крупного размера ее чаще просто держали на сгибе левой руки, демонстрируя свой высокий статус. Горлатные шапки бояре надевали только по особому случаю: в Думу, на прием к царю или на праздничное мероприятие.

Обложка: К.Е. Маковский «Портрет княгини Зинаиды Юсуповой в русском костюме», около 1895 года. Государственный Исторический Музей

Источник:https://ru.wikipedia.org