От Охотской флотилии до Тихоокеанского флота

290 лет назад, 21 мая 1731 года, в Москве был издан указ императрицы Анны Иоанновны об учреждении Охотской военной флотилии с базой в Охотске.
На дальних берегах
Начинался русский флот на Дальнем Востоке с создания флотилии, которая в дальнейшем несколько раз переименовывалась, а теперь носит гордое название – Краснознаменный Тихоокеанский флот ВМФ России.
Мы не будем забегать вперед, а остановимся на том, как и кто начинал строить русский флот на дальнем конце страны.
Началом этой героической эпопеи можно считать 1639 год. В этот год отряд казачьего сотника И. Ю. Москвитина впервые вышел на побережье Охотского моря. Здесь казаки остались на зимовку, соорудили верфь, построили два мореходных коча. С уверенностью можно сказать, что именно они и были первыми русскими кораблями на этих дальних берегах. На этих корабликах первопроходцы отправились осваивать новые земли. В 1641 году москвитинцы вернулись в Якутск. Начало было положено, и по проторенным дорогам вскоре отправляются новые землепроходцы и мореходы – Поярков, Хабаров, Шелковников, Дежнев, Попов и другие. В XVIII веке тихоокеанское побережье уже исследуют государственные экспедиции под командованием военных моряков. Во многом переломным стал 1716 год, когда в Охотске был основан военный порт, который, по сути, 140 лет оставался единственным центром, занимавшимся освоением этого региона. Именно в порту был построен первый русский военный корабль. Главным корабелом стал мастер Плотницкий. Ладья «Восток», кроме исследовательских рейсов, постоянно совершала военно-транспортные рейсы на Камчатку. В 1723 году к ладье «Восток» добавились боты «Лев» и «Восточный Гавриил». Это был еще не флот, но участие кораблей в освоении новых земель было весьма ощутимым.
Охотск – военный порт
21 мая 1731 года императрица Анна Иоанновна издала именной указ об учреждении Охотской военной флотилии с базой в Охотске. То, что императрица, несмотря на большую загруженность балами, дворцовыми увеселениями и интригами, нашла время для принятия такого указа, дорогого стоит. Новой флотилии вменялось в обязанность нести дозорную службу и заниматься охраной рыбных промыслов. Под защитой русских кораблей были все новые открытые земли. Как ни странно, Анна Иоанновна не забыла про Дальний Восток, и в 1733 году по ее указу была организована Великая Северная экспедиция. На воду были спущены два 14-пушечных пакетбота, которые возглавили капитан-командор Витус Беринг и капитан-лейтенант А. И. Чириков.
Итоги проведенных экспедиций у берегов Америки и Японии превзошли все мыслимые ожидания и с лихвой окупили все затраты. Некоторое время русское правительство особой активности не проявляло, и все военные транспорты стали делом частных предпринимателей. Все изменилось в 1799 году, когда созданная Российско-Американская компания попала под покровительство императора Павла I. Экономические интересы России потребовали наличия здесь регулярных военно-морских сил. Прошло время, и суда Охотского порта стали той первоначальной силой, которая способствовала зарождению морских сил России на Тихом океане. Суда были малотоннажными, и было их не очень много, тем не менее они смогли обеспечить защиту интересов страны.
Этапы славного пути
В 1850 году новой базой флотилии стал Петропавловск (сегодня Петропавловск-Камчатский). Именно здесь русский флот получил серьезное боевое крещение. В 1854 году, во время Крымской войны 1853-1856 годов, Петропавловск выдержал штурм превосходящих сил англо-французской эскадры. В защите города приняли участие экипажи фрегата «Аврора» и транспорта «Двина». В 1856 году местом приписки флотилии стал Николаевский порт (Николаевск-на-Амуре), где флотилия получила название Сибирской.
В 1871 году постоянным портом приписки флотилии стал город Владивосток.
Морские сражения Русско-японской войны 1904-1905 годов, хотя и оказались не в пользу Российской империи, но героизм и самоотверженность русских моряков и сквозь века окутаны неувядаемой славой. По итогам войны были приняты меры к усилению Сибирской военной флотилии. Первая мировая война не затронула Тихий океан в такой же мере, как западные моря. Часть кораблей ушла на усиление других флотов, а оставшиеся корабли конвоировали транспорты, в основном из Америки.
Революционные годы были не лучшими для флота, который практически перестал существовать. Часть кораблей угнали за границу, часть – пришла в негодность. Моряки покинули корабли и ушли воевать на суше. Только в 1922 году был сформирован отряд особого назначения Тихого океана, который и стал основой будущего Красного флота. В годы Великой Отечественной войны часть кораблей воевала в составе Северного флота. В 1945 году моряки-дальневосточники освобождали Северную Корею и провели Южно-Сахалинскую и Курильскую десантные операции.
После войны на флоте началась коренная реорганизация. Сегодня основу флота составляют атомные и дизельные подводные лодки, ракетные крейсера, противолодочные корабли. Тихоокеанский флот постоянно пополняется современным вооружением и военной техникой, а это означает, что способен обеспечить военную безопасность Российской Федерации в этом регионе.
P.S.
15 апреля 1999 г. приказом главнокомандующего Военно-морским флотом России установлен день Тихоокеанского флота – 21 мая. Дата выбрана не случайным образом, а в соответствии с той, что значилась в указе императрицы Анны Иоанновны в 1731 году.
Редакция сердечно поздравляет весь личный состав Тихоокеанского флота России с этим замечательным праздником – с 290-летием со дня основания. Семь футов под килем вам, дорогие товарищи!
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
Полтавская битва. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Освобождение Вильнюса от немецко-фашистских захватчиков. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России. 15 августа 1799 г. Битва при Но́ви.