En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

От хунвейбинов к сверхдержаве. К годовщине культа личности в Китае

01.04.2017


В этот же день в 1924 году:
приговор Гитлеру за организацию Пивного путча

1 апреля 1969 года в Китае начал работу IX съезд КПК, который узаконил культ личности Мао Цзэдуна.

Протесты, которые можно было  наблюдать в нескольких городах России 26 марта, разумеется, не последние. Точно так же справедливо, что их цель – совсем не фигура главы правительства, а подготовка к атаке на процедуру будущих выборов. Тем более, что, несмотря на уверения, мы пока живём в стране, в которой смена власти может означать и смену курса этой власти.  

Сегодня, когда мы справляем начало одного важного съезда КПК (это как наш XX, только наоборот), стоит поговорить о проблеме сменяемости власти, выборах как холодной форме гражданской войны и как не допустить её смены на горячую форму.

Нелёгкий выбор между культом личности и гражданской войной

Культ личности – нередкая претензия к нашему советскому прошлому. Однако изучение этого феномена, как правило, ограничивается 1930-1950 годами. То есть с того момента, когда о нём уже можно говорить, и до XX съезда. Между тем культ личности – прямое следствие революции и гражданской войны, и пример Китая лучшим образом это доказывает. Иногда историю своей страны проще понимать, когда смотришь на неё в зеркале другой.

К практике, известной затем как «культурная революция», Мао Цзэдун вынужден был прибегнуть для укрепления своей власти и борьбы с оппозицией в партии. Аналогичную задачу Сталин примерно за 30-35 лет до него решил иначе: последовательно удалил от власти ориентированных на борьбу за неё, а не на укрепление государства. Нередко приходится читать о полном устранении всех старых революционеров в 1920-1930-х годах что является откровенной неправдой. Одни к тому времени умерли (убиты, покончили жизнь самоубийством) – Дзержинский, Артём, Киров, Орджоникидзе. Другие жили и работали – Калинин, Микоян, Ворошилов, Будённый. Однако немало были и «отодвинутых» в сторону. И, как показывает пример Троцкого, сдававшего Штатам наших агентов в зарубежных резидентурах, не зря.

Мао Цзэдун решил проблему иначе: пошёл к аппаратной войне через гражданскую. Вначале врагами объявили приверженцев старого уклада мыслей (представителей прежних господствующих сословий). К слову, и у нас был в 1930-х подобный рецидив, несмотря на амнистию, которую советское правительство объявило после Гражданской войны и официально этого решения не отзывало.

Затем «оказалось», что и в руководстве КПК полно реакционеров, неверно толкующих идеи Мао. «Огонь по штабам» – то есть по руководству местных парторганизаций – это ведь реинкарнация до боли знакомой опричнины. Только её вот результат был гораздо более сомнителен. В результате уже к 1967 году работа КПК была серьёзно нарушена.

«Мы не можем зависеть от рутинного судопроизводства и от уголовного кодекса. Ошибается тот, кто арестовывает человека за то, что он избил другого… Стоит ли арестовывать хунвейбинов за то, что они убивают? Я думаю так: убил так убил, не наше дело… Мне не нравится, когда люди убивают, но если народные массы так ненавидят кого-то, что их гнев нельзя сдержать, мы не будем им мешать». Этот удивительный бред изрёк не кто-нибудь, а министр общественной безопасности Се Фучжи. Поэтому неудивительно, что события развивались чётко в логике гражданской войны: молодой и готовый верить каждому слову Мао актив культурной революции (хунвейбины) разделился на «красных» и «чёрных» и начал воевать уже друг с другом. Вплоть до перестрелок с применением артиллерии.  И с армией Китая заодно. Откуда у них взялось оружие? Так министр общественной безопасности и выдал.

В общем, укрепление власти удалось на славу, чуть всю страну не разворотили.

Всё ради стабильности

Несмотря на то, что «культурная революция», в общем, проходила под лозунгом борьбы с реакционной культурой, проблему с революционерами решили вполне по-китайски. На IX съезде КПК порешили так:

1. «КПК – партия, созданная и взращённая Мао Цзэдуном».

2. Хунвейбины, с которыми  армия несколько раз вступала в столкновения, а ряд вождей были сосланы чистить свинарники, –«...передовые элементы, проявившие себя в культурной революции».

В общем, и Богу свечка, и чёрту кочерга. Тем более, что в конце 1970-х всё-таки собрались с духом и осудили  нарушения законности, допущенные в ходе революции. Впрочем, это официально. А неофициально автор вышеприведённых цитат о Мао и хунвейбинах – Линь Бяо, назначенный преемником Мао на посту главы государства – в 1971 году, якобы, попытался бежать в СССР. И, якобы, погиб после падения самолёта в Монголии. Министр Се Фучжи умер в 1972 году при невыясненных обстоятельствах в нестаром ещё возрасте. Выглядит так, словно «осуждать» перегибы на местах в КПК начали до публичной отмашки.

Вот и получается, что едва ли не единственным правильным шагом в этом культурно-революционном угаре было учреждение культа личности. О его достоинствах и недостатках можно спорить. Однако у страны, по крайней мере, появился чёткий ориентир. И отпала необходимость бежать читать дацзыбао (стенгазеты) каждое утро, чтобы узнать, кто является злейшим врагом китайского пролетариата сегодня. Есть мнение, что именно это решение привело затем к оценке правления Мао как 80% свершений и 20% ошибок, сформулированной после его смерти в начале 1980-х. С тех пор её не пересматривали и вряд ли будут.

Смена власти и сохранение её вектора

Новейший период в истории России – с начала 2000-х и до сегодня – нередко характеризуется как время нового культа личности. Можно с такой оценкой соглашаться, можно спорить. Но гораздо лучше отказаться от предлагаемой постановки вопроса и обратить внимание на то, что период, условно говоря, культа личности – это период заморозки противостояния в обществе. Такой себе резервный механизм. И есть периоды в истории, когда такой механизм действительно оправдан. Достаточно вспомнить начало этого самого периода: контртеррористическая операция в Чечне, борьба за власть с укрепившейся при Ельцине олигархией, активное установление Pax Americana на Ближнем Востоке.

Можно ли пользоваться таким механизмом всегда? Можно, но без гарантий успеха. К тому же никто не застрахован от появления следом XX съезда – события, которое в КНР нам не простили до сих пор.

Если не культ личности – как тогда? Вот тут проблема преемника встаёт перед нами во всей своей сложности. В Китае, как видим, через неё перешагнули. Преемника не стало, а КПК, после смерти Мао фактически прошла процедуру корпоратизации. В том смысле, что в КНР, как собственно и в США, власть передаётся  внутри корпорации. Её отдельные представители могут друг друга не слишком жаловать, но это неважно, важна только преемственность.

У КНР такая корпорация оформилась после событий 1989 года. А, возможно, не только после, но и вследствие. Нет, разогнав толпу студентов и школьников, проблему преемственности не решить. Однако этап такой точно предстоит. Хотя бы потому, что право на сменяемость власти при несменяемости её курса дорогого стоит, просто так появиться ему не позволят.

В США такая корпорация возникла на базе представителей промышленного и финансового капитала, контактировавших с органами власти, недаром лоббизм там был узаконен ещё в первой половине прошлого века. В КНР компартия мутировала в такую корпорацию естественным образом. Нам не подходят оба пути (первый долгий, а подходящей партии у нас нет).

От решения этой задачи во многом и будет зависеть наша жизнь в ближайшие 10-15 лет. 

Теги:
История абсолютизмаИстория белого движенияИстория и ИКТИстория народов РоссииСоциальная историяСфрагистика
4516

Поделиться

Соцсети

Новое

Алексей Андреевич Туполев: 100 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

ИСТОРИЯ И СТРАТЕГИЯ ШАХМАТ

Вячеслав Прытков. Очерки из сборника

Методические материалы по освобождению Европы Красной Армией

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БОЛЬ ОТ ГОРЬКИХ ВОСПОМИНАНИЙ

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Бородинская битва. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Освобождение Кишинёва от немецко-фашистских захватчиков. Памятные даты военной истории России

Видео

Галицийская битва. Памятные даты военной истории России

Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте