От Аляски до Красноярска. Как перегоняли самолёты из США в СССР

Ранним утром 22 июня 1941 года началось вторжение гитлеровских войск в нашу страну. Враг открыл огонь по пограничным заставам и начал бомбардировку военных объектов и аэродромов…
Большие потери и помощь союзников
Только за первый день войны были уничтожены 1200 советских самолётов, многие из них даже не успели взлететь. В небе господствовали фашисты, а советской стране своих самолётов катастрофически не хватало. Пока шла эвакуация предприятий и перестраивалось производство, шло время, а самолёты нужны были уже сегодня.
«Аэрокобры» готовые для перегона выстроились на лётном поле
Источник: pinterest.ru
Положение можно было спасти поставками техники и вооружения от союзников по ленд-лизу. Официальные переговоры об этом начались в конце сентября 1941 года, а уже 1 октября был подписан протокол по поставкам помощи в Советский Союз на сумму в 1 миллиард рублей. Предварительно поставки должны были осуществляться в течение 9 месяцев.
Поставки американского и английского вооружения через Северную Атлантику оказались не очень надёжными. Немцы топили суда. Только в морском караване РQ-17 из 35 судов было потоплено 23. На морском дне оказалось 210 самолётов, 130 танков, 3350 автомашин и множество других грузов.
Полёты проходили в сложных метеоусловиях и над горами
Источник: pinterest.ru
Транспортировка же грузов по Индийскому океану и через Иран занимала больше двух месяцев. Президент США Ф. Рузвельт писал И.В. Сталину, что предпочтительнее путь через Аляску и Сибирь, так как это позволяло значительно сократить время поставок.
Северный маршрут
По маршруту Северного морского пути такая трасса не могла проходить, – там не было аэродромов, запасов топлива, а были крайне сложные метеорологические условия. Трассу решили проложить южнее, но нужно было спешно готовить немногочисленные имеющиеся аэродромы. В Красноярске удлинили посадочные полосы, сделали рулёжные дорожки, в Якутске провели реконструкцию аэродрома. Но всего этого было крайне мало для огромной страны. Началось строительство базовых аэродромов в Киренске, Сеймчане и Уэлькале. Промежуточными и запасными аэродромами стали Алдан, Олёкминск, Оймякон, Берелех на Колыме и Марково на Чукотке. Всего в СССР было построено 16 аэродромов, а в США – 15.
Карта маршрута перегона самолетов по Алсибу
Источник: pinterest.ru
Строительство было возложено на Наркомат обороны и Дальстрой НКВД. Начальником трассы, которая получила название АЛСИБ (Красноярский коридор), назначили начальника полярной авиации Илью Мазурука. Строительство осложнялось нехваткой рабочих рук и отсутствием строительных материалов. Все необходимое приходилось подвозить гидросамолётами, на оленьих или собачьих упряжках. Тем не менее результат работы впечатляет. В мирное время такой объём работ занял бы пять лет, а в суровые годы войны первую очередь воздушной трассы от Аляски до Красноярска (6306 км) построили за 10 месяцев.
Этапы большого пути
Для перегонки самолётов из Фэрбанкса на Аляске до Красноярска в СССР была сформирована 1-я перегоночная авиадивизия ГВФ, в которую вошли пять полков. Всем лётчикам пришлось переучиваться на пилотирование американских самолётов. Схема перегона на первый взгляд была довольно проста. На базе Лэддфилд (Фэрбанкс) самолёты принимали наши лётчики и перегоняли их на аэродром Уэлькаль на Чукотке. Потом пилотов на транспортном самолёте возвращали на Аляску. Эстафету принимали лётчики другого этапа, а потом следующего – и так до Якутска и Красноярска. Всего было девять таких этапов. Из Красноярска часть самолётов отправлялась по железной дороге, а часть – продолжала двигаться своим ходом.
Бомбардировщик «Митчелл», за которым клином идут «Аэрокобры». Именно так истребители перегоняли с Аляски в Красноярск
Источник: popmech.ru
Первые самолёты были готовы начать свой трудный путь уже 30 сентября 1942 года. Но только 7 октября они стартовали с Аляски. Сказывалось отсутствие опыта и слаженности лётчиков и наземного персонала. И летные происшествия начались практически сразу же: были потеряны самолёты и погибли первые лётчики. В первых числах ноября 1942 года в Красноярске приземлились 28 истребителей Р-40, 14 бомбардировщиков А-20 и 10 транспортных самолётов С-47. До конца года было доставлено ещё 79 самолётов.
Памятный монумент в Фэрбанксе (Аляска)
Источник: upload.wikimedia.org
Зима здорово осложняла перегон самолётов. Был даже изменён маршрут, чтобы облетать Оймякон, где температура достигала минус 70 градусов. Только за пять месяцев произошло 45 авиакатастроф. Но постепенно рос опыт лётчиков, отлаживалась система прохождения этапов, вместе с этим росло и количество перегоняемых самолётов. Только в июне 1943 года в Красноярск прибыло 300 самолётов, а всего в СССР было доставлено 8094 самолёта. Были и потери. На Аляске остались 133 самолёта, а на нашей территории была списана 81 машина. Погибло 100 лётчиков-перегонщиков. До сих пор в глухих безлюдных таежных местах обнаруживаются останки людей и самолётов…
Обложка: pinterest.ru
Смотрите также:
«Список Сталина». К годовщине ленд-лиза
«Существенная, но не решающая». Вся правда о военной помощи американцев СССР в годы Войны
Персидский коридор для Советского Союза
Встреча, которая их напугала: к годовщине рукопожатия на Эльбе
Новое
Видео
Смутное время. Трансформация гражданской войны в войну национально-освободительную (1611-1618 гг.)
Лекция посвящена последнему периоду Смуты, когда под угрозой потери независимости и территориальной целостности России гражданская война стала перерастать в войну национально-освободительную. В лекции дан анализ действий Первого ополчения во главе с Прокопием Ляпуновым, Дмитрием Трубецким и Иваном Заруцким. Показано, как противоречия между казаками дворянами, участниками Первого ополчения, подорвали его силы изнутри. Ополченцы не смогли освободить Москву, которая в ходе стихийного восстания столичных жителей против польского гарнизона 19 марта 1611 г. фактически погибла от колоссального пожара. Польский гарнизон, Семибоярщина и часть знатных и состоятельных русских людей оказались запертыми в каменных крепостях Кремля и Китай-города. Среди этих сидельцев был и юный Михаил Романов со своей матерью инокиней Марфой. По призыву Кузьмы Минина в конце 1611 г. в Нижнем Новгороде начало формироваться Второе ополчение. Его воеводой стал князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Решающие события разыгрались под стенами Кремля и Китай-города 19-13 августа 1612 г., когда ополченцам удалось предотвратить прорыв в Кремль войск гетмана Ходкевича. Одновременно произошло стихийное объединение казаков Дмитрия Трубецкого и Вторым ополчением. 22 октября 1612 г. был взят Китай-город, 26 октября 1612 г. сдался польско-литовский гарнизон Кремля. Собравшийся в начале 1613 г. в Москве Земский собор избрал на царство Михаила Романова. С этого действа началось восстановление органов центрального управления в России. В 1613-1614 гг. были потушены последние очаги гражданской войны, в частности разгромлены сторонники Ивана Заруцкого и Марины Мнишек, знаменем которых был "царевич" Иван, сын Лжедмитрия II. Столбовским договором 1617 г. и Деулинским перемирием 1618 г. был положен конец военным действиям с Швецией и Речью Посполитой. По Столбовскому миру Россия потеряла в пользу Швеции выход в Балтийское море и часть своих владений в Карелии, однако вернула себе Новгородскую землю. По условиям Деулинского перемирия за речью Посполитой осталась Смоленская и Чернигово-Северская земли. Однако война с поляками и шведами прекратилась и начался выход России из Смуты.
День погибших в Первой мировой войне. Памятные даты военной истории России
Памятная дата России. Германия объявила войну России. Начало Первой мировой. «Австрия поспешно перешла в вооруженное нападение, открыв бомбардировку беззащитного Белграда. Мы повелели привести армию и флот на военное положение», - говорилось в манифесте Николая II
10 декабря 1877 год Взятие крепости Пле́вна
10 декабря 1877 года русские войска взяли крепость Плевна в Болгарии. Блестящая победа предрешила исход русско-турецкой войны. Благодарные болгары обещали, что это сражение «навсегда останется в памяти потомков»!