«Однажды в пустыне» - современное кино о современной войне
Капитан Шаберов прошел уже немало войн, но никак не может найти место в жизни. Поэтому русский сапер обучает разминированию молодых сирийцев, но плюет на собственную безопасность. И встречает необычную женщину.
Что хорошего в этом кино?
Ощущение реальной войны. Простреленные дорожные указатели, легковушки с надписями на арабском, портреты Башара Асада, руины еще недавно цветущей страны... Заметно, что при создании декораций и прочего антуража использовали съемки настоящей Сирии. По словам режиссера Андрея Кравчука («Союз спасения»), фильм консультировали наши саперы и сирийцы. А отец оператора Морада Абделя Фаттиха - родом из Египта.
И война – сложная. На удивление, фильм без ура-патриотизма. Потери большие - и показаны без прикрас. Малейшая ошибка – и немедленная расплата. Но можно отлично знать свое дело – а потом рядом рванет полтонны взрывчатки.
Герои – фактурны. Кто они, чем живут – показано через мелкие детали, а не длинные диалоги. Подарок дочке от молодого отца, искалеченная рука немолодого ветерана, фото на телефоне... Поэтому персонажи – убедительны.
Веришь, что ветеран по прозвищу «Уже» (Александр Робак) многое повидал.
А молодые саперы (Павел Чинарев и Александр Метелкин) – люди другого, нового поколения. Во всем.
Сирийка Джамиля (Екатерина Метелкина) – выжила на чудовищной войне, но как?
Доступно показана работа саперов – от всяческих минных хитростей до переносных «глушилок» и разминирования роботом «Уран».
Это сложное, опасное, но крайне нужное дело. А не просто перерезание проводов на скорость, как в Голливуде.
Отлично сняты батальные сцены - от подрыва фугаса до внезапной перестрелки на базаре.
Хотя в паре эпизодов есть и минусы (на мой взгляд): «слоу-мо» (замедленная съемка, много лет как штамп Голливуда), резкие «скачки» камеры и немного излишний пафос музыки. По счастью, большая часть фильма снята куда лучше.
Аккуратно показано, что наши войска в Сирии не должны выигрывать там войну. Они должны помочь местным выиграть там войну. Научить их. И сирийцы показаны очень разными людьми.
Враги – умелы, опасны и отнюдь не безлики. У них свои сложные судьбы и причины убивать. Думаете, боевик – непременно бородач с черным флагом и безумными глазами? Ошибаетесь.
Еще плюс – огромная массовка и множество техники. В новейших боевиках Голливуда такая роскошь, увы, уже пропала.
Причем техники не «абы какой» – а реально используемой нашей и сирийской армией, от бронированных Камазов и пикапов с пулеметами до штурмовиков Су-25, вертолетов и увешанных «самопальной» защитой танков.
Конечно, реальная жизнь и кино – это совершенно разные вещи.
Наверное, самый известный (и любимый зрителями) фильм о саперах – это «Повелитель бури» Кэтрин Бигелоу. «Повелитель...», что называется, задал тон современному военному кино. Все-таки шесть «Оскаров», включая статуэтки за лучший фильм и режиссуру (крайне редкое сочетание), плюс куча других наград, на дороге не валяются.
Поэтому некоторые моменты сюжета «Однажды в пустыне» похожи на фильм Бигелоу – но при этом сильно переработаны.
Герой «Повелителя...» (актер Джереми Реннер) – тоже весьма опытный сапер, и тоже плюет на технику безопасности. Он буквально одержим войной – и обожает рисковать жизнью.
И в голливудском кино работа сапера показана по киношным законам.
Например, трио саперов ездит по оккупированному Багдаду и местной пустыне в единственном авто, без малейшей поддержки.
Опытный профи «дергает за верёвочку» – и вытягивает целую связку снарядов. Зачем он так поступил – до сих пор не могу понять.
Причем коллега главного героя, попав в засаду, хватает чужую крупнокалиберную винтовку – и успешно «валит» вражеского снайпера, который прямо на этом месте и этой дистанции уже пристрелил трех человек. Прямо «человек-оркестр» – и сапер, и снайпер, и на дуде игрец.
А почему?
Как писали реальные ветераны США – зрители не стали бы смотреть на мужика, который два часа просто ходит туда-сюда в костюме сапера. Тем более сейчас при малейшей опасности используют роботов – и в нашей армии тоже.
Отсюда «фантастические» приключения героя Реннера. А в реальности человека с повадками такого «ковбоя» просто не допустили бы к работе.
Все люди в военной форме выглядят примерно одинаково – поэтому на экране вместо солидной поддержки крохотная одинокая группа.
Между обнаружением мины и ее обезвреживанием запросто могут пройти целые часы – кто столько высидит?
У кино - свои законы.
Поэтому капитан Шаберов – сапер, который и с автоматом по ночам бегает, и в переговорах участвует, и к генералу запросто обращается.
Причем «Однажды в пустыне» - куда реалистичнее «Повелителя бури».
У Бигелоу прочие саперы всерьез думают «случайно» подорвать главного героя - ибо он достал коллег ненужным риском. У нас саперы просто подают рапорт – не можем с таким психом работать, вот потому и потому.
Приключения Шаберова более обоснованы сюжетом. А навыки героя – могут быть «заработаны» на прошлых войнах.
Лучше прописано – что делают наши люди в сирийской пустыне. И для кого.
Пожалуй, хорошо, что сместили акцент от просто разминирования Пальмиры (как хотели изначально) к историям людей на войне.
Некоторые повороты неожиданны для зрителя – но намеки на них даны заранее. Значит, кино хорошее.
Нельзя не отметить финал – своебразную «эстафету» от прошлого к будущему.
Вердикт. «Однажды в пустыне» – более чем достойно просмотра.
Новое
Видео
Александр III – часть 1. «Кухаркины дети» и война с террором
Александр III – часть 1. «Кухаркины дети» и война с террором
Мобилизация в России и СССР. История.
Мобилизация в России и СССР. История.
Роль и место Русской православной церкви в истории России
Лекция М.Ю. Горожаниной, к.и.н., доцента Кубанского государственного университета