«Однажды в пустыне» - современное кино о современной войне
Капитан Шаберов прошел уже немало войн, но никак не может найти место в жизни. Поэтому русский сапер обучает разминированию молодых сирийцев, но плюет на собственную безопасность. И встречает необычную женщину.
Что хорошего в этом кино?
Ощущение реальной войны. Простреленные дорожные указатели, легковушки с надписями на арабском, портреты Башара Асада, руины еще недавно цветущей страны... Заметно, что при создании декораций и прочего антуража использовали съемки настоящей Сирии. По словам режиссера Андрея Кравчука («Союз спасения»), фильм консультировали наши саперы и сирийцы. А отец оператора Морада Абделя Фаттиха - родом из Египта.
И война – сложная. На удивление, фильм без ура-патриотизма. Потери большие - и показаны без прикрас. Малейшая ошибка – и немедленная расплата. Но можно отлично знать свое дело – а потом рядом рванет полтонны взрывчатки.
Герои – фактурны. Кто они, чем живут – показано через мелкие детали, а не длинные диалоги. Подарок дочке от молодого отца, искалеченная рука немолодого ветерана, фото на телефоне... Поэтому персонажи – убедительны.
Веришь, что ветеран по прозвищу «Уже» (Александр Робак) многое повидал.
А молодые саперы (Павел Чинарев и Александр Метелкин) – люди другого, нового поколения. Во всем.
Сирийка Джамиля (Екатерина Метелкина) – выжила на чудовищной войне, но как?
Доступно показана работа саперов – от всяческих минных хитростей до переносных «глушилок» и разминирования роботом «Уран».
Это сложное, опасное, но крайне нужное дело. А не просто перерезание проводов на скорость, как в Голливуде.
Отлично сняты батальные сцены - от подрыва фугаса до внезапной перестрелки на базаре.
Хотя в паре эпизодов есть и минусы (на мой взгляд): «слоу-мо» (замедленная съемка, много лет как штамп Голливуда), резкие «скачки» камеры и немного излишний пафос музыки. По счастью, большая часть фильма снята куда лучше.
Аккуратно показано, что наши войска в Сирии не должны выигрывать там войну. Они должны помочь местным выиграть там войну. Научить их. И сирийцы показаны очень разными людьми.
Враги – умелы, опасны и отнюдь не безлики. У них свои сложные судьбы и причины убивать. Думаете, боевик – непременно бородач с черным флагом и безумными глазами? Ошибаетесь.
Еще плюс – огромная массовка и множество техники. В новейших боевиках Голливуда такая роскошь, увы, уже пропала.
Причем техники не «абы какой» – а реально используемой нашей и сирийской армией, от бронированных Камазов и пикапов с пулеметами до штурмовиков Су-25, вертолетов и увешанных «самопальной» защитой танков.
Конечно, реальная жизнь и кино – это совершенно разные вещи.
Наверное, самый известный (и любимый зрителями) фильм о саперах – это «Повелитель бури» Кэтрин Бигелоу. «Повелитель...», что называется, задал тон современному военному кино. Все-таки шесть «Оскаров», включая статуэтки за лучший фильм и режиссуру (крайне редкое сочетание), плюс куча других наград, на дороге не валяются.
Поэтому некоторые моменты сюжета «Однажды в пустыне» похожи на фильм Бигелоу – но при этом сильно переработаны.
Герой «Повелителя...» (актер Джереми Реннер) – тоже весьма опытный сапер, и тоже плюет на технику безопасности. Он буквально одержим войной – и обожает рисковать жизнью.
И в голливудском кино работа сапера показана по киношным законам.
Например, трио саперов ездит по оккупированному Багдаду и местной пустыне в единственном авто, без малейшей поддержки.
Опытный профи «дергает за верёвочку» – и вытягивает целую связку снарядов. Зачем он так поступил – до сих пор не могу понять.
Причем коллега главного героя, попав в засаду, хватает чужую крупнокалиберную винтовку – и успешно «валит» вражеского снайпера, который прямо на этом месте и этой дистанции уже пристрелил трех человек. Прямо «человек-оркестр» – и сапер, и снайпер, и на дуде игрец.
А почему?
Как писали реальные ветераны США – зрители не стали бы смотреть на мужика, который два часа просто ходит туда-сюда в костюме сапера. Тем более сейчас при малейшей опасности используют роботов – и в нашей армии тоже.
Отсюда «фантастические» приключения героя Реннера. А в реальности человека с повадками такого «ковбоя» просто не допустили бы к работе.
Все люди в военной форме выглядят примерно одинаково – поэтому на экране вместо солидной поддержки крохотная одинокая группа.
Между обнаружением мины и ее обезвреживанием запросто могут пройти целые часы – кто столько высидит?
У кино - свои законы.
Поэтому капитан Шаберов – сапер, который и с автоматом по ночам бегает, и в переговорах участвует, и к генералу запросто обращается.
Причем «Однажды в пустыне» - куда реалистичнее «Повелителя бури».
У Бигелоу прочие саперы всерьез думают «случайно» подорвать главного героя - ибо он достал коллег ненужным риском. У нас саперы просто подают рапорт – не можем с таким психом работать, вот потому и потому.
Приключения Шаберова более обоснованы сюжетом. А навыки героя – могут быть «заработаны» на прошлых войнах.
Лучше прописано – что делают наши люди в сирийской пустыне. И для кого.
Пожалуй, хорошо, что сместили акцент от просто разминирования Пальмиры (как хотели изначально) к историям людей на войне.
Некоторые повороты неожиданны для зрителя – но намеки на них даны заранее. Значит, кино хорошее.
Нельзя не отметить финал – своебразную «эстафету» от прошлого к будущему.
Вердикт. «Однажды в пустыне» – более чем достойно просмотра.
Новое
Видео
Семья народов как формировалась Россия Часть 1
История мира – это непрерывная борьба за территориальное господство. Это история империй
"Золотой век" русской литературы. Первая половина XIX века. Урок десятый.
"Золотой век" русской литературы. Первая половина XIX века. Урок десятый.
Россия ради Парижа идет на Берлин (видеоблог Петра Романова)
Россия ради Парижа идет на Берлин (видеоблог Петра Романова)