Обычай войны
Добивали ли русские и немцы сбитых вражеских летчиков, спускавшихся на парашютах? Война – это не Олимпиада. В ходе боя, когда ожесточение достигает крайнего предела, возможно всякое. Вот и в «А зори здесь тихие» старшина пытался остановить зенитчицу – да не успел. Благородство в любой момент может уступить место ненависти. Но любой случай проявления гуманизма в ТОЙ войне, при ТОМ ожесточении заслуживает внимания…
У нас нет свидетельств, чтобы в советской или немецкой военной авиации были специальные инструкции относительно сбитых пилотов противника. С началом войны и у немцев, и у нас сбивали сотни и тысячи летчиков, и многие из них либо возвращались в свои части (если сбит на своей территории), либо попадали в плен. Лучший немецкий асс Э. Хартман в 1943 г. приземлился на поврежденном самолете на советской территории, был взят в плен, но сумел бежать. В советский лагерь он попал только в 1945 г.
Другими словами, можно сказать, что определенные законы и обычаи войны, гласящие, что нельзя добивать сбитого летчика, выпрыгнувшего на парашюте, в какой-то мере соблюдались на Восточном фронте. Но не всегда и не повсеместно. В период особенно кровопролитных боев имели место факты, когда выпрыгнувших из подбитого самолета пилотов добивали в воздухе или на земле. В парашютиста не только стреляли, но и пытались подрезать стропы крыльями. Так было в период боев за Ржев и на Дону (1942 год), на Кубани (1943 год) и др. Немцы боялись и болезненно относились к нашим воздушным таранам и часто добивали нашего летчика в воздухе, который ранее протаранил германскую машину. Так было со ст. лейтенантом М.Д. Барановым (имевшим 24 победы), который в августе 1942 г. таранил немецкий истребитель и выбросился затем на парашюте. Германские пилоты обстреливали его, но, к счастью, в тот момент убить не смогли.
Есть факты, говорящие, что наших пилотов на парашютах добивали и в конце войны, когда за штурвалы немецких самолетов сели молодые летчики, воспитанные целиком в нацистском духе. Вместе с их армией для молодых нацистов рушился и весь мир, и они хотели унести в могилу вместе с собой как можно больше советских людей.
Наши пилоты также в отдельных случаях добивали немецких парашютистов, но, как правило, в ответ на ранее свершившееся подобное действие со стороны германских пилотов.
Однако если советская пропаганда подчеркивала, что с противником, попавшим в плен нужно обращаться хорошо, то немцев запугивали, что русские добивают всех пленных (в том числе достреливают в воздухе). Об этом факте запугивания со стороны нацистской пропаганды говорят многочисленные показания германских военнослужащих (в т.ч. числе летчиков), оказавшихся в советском плену.
Отдельно стоит сказать о поведении летчиков западных союзников. Факты показывают, что они с бОльшим удовольствием, чем кто-либо, добивали в 1944-1945 гг. немецких летчиков, спускавшихся на парашюте (об этом свидетельствуют немецкие ветераны). В этом деле отличались, прежде всего, американцы. Почему? Очевидно, в первую очередь, из-за рационализма. Сбитые в воздухе немцы спускались, как правило, на свою территорию, а значит, через несколько часов вновь могли встать в строй и сбивать американские «летающие крепости». Следовательно – надо добивать, чтобы вновь не встречаться с истребителями противника.
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
Победа у мыса Тендра. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Танковое сражение под Прохоровкой. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Куликовская битва. Памятные даты военной истории России