О жертвах нацизма замолвите слово или мысли об одной знаковой дате
27 января 2014 года и два события, отмечающиеся в этот день – 70-летие снятия блокады Ленинграда и Международный день памяти Холокоста – были отмечены в нашей стране громко. Сначала 26 января телеканал «Дождь» на своём сайте провел опрос «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?», задевший за живое многих – и ветеранов-блокадников, и молодых пользователей Интернета, потом 31 января в эфире радиостанции «Эхо Москвы» разразился скандал с участием министра культуры РФ В.Р. Мединского, который якобы усомнился в правоте организации спецпитания для руководившего обороной Ленинграда в период блокады А.А. Жданова и его приближенных.
Даниил Гранин, наш 95-летний патриарх советской и российской литературы, выступая в Берлине накануне 27 января, отметил неразрывную связь между освобождением Освенцима, который стал Международным днем памяти Холокоста, и блокадой Ленинграда – там тоже шло планомерное уничтожение мирного населения, а число погибших от голода превысило 630 тысяч человек (Сведения городской комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников о числе погибшего в Ленинграде населения ЦГА СПб, Ф.8357. Оп.6. Д. 1108 Л. 46-47) – это сопоставимо с количеством лиц еврейской национальности, уничтоженных фашистами в Австрии, Бельгии, Венгрии и Чехословакии, вместе взятых…
Освобождению Освенцима была не юбилейная дата, поэтому доминировал в конце января не Холокост, а Ленинград и перипетии с блокадой. Не стану излагать подробности, они с помощью Интернета общеизвестны. Обращаю только внимание, что в самой Германии 27 января отмечается с 1996 г. как национальный день памяти жертв национал-социализма. Немцы не делают различия между национальностью убиенных в годы Второй мировой войны, хотя в той же Германии существует закон, предписывающий уголовное наказание за любые попытки отрицать, что в годы Третьего рейха фашисты уничтожили около шести миллионов евреев.
Возникает вопрос: а нужно ли сегодня, в год 100-летия начала Первой мировой войны, незадолго до 70-летия окончания уже Второй мировой войны, делить жертвы по национальному признаку? Да, трагедия еврейского народа страшна. Но еще пять лет назад Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в своем послании по случаю Международного дня памяти жертв Холокоста 27 января 2009 года отмечал: «Сегодня мы чтим память миллионов жертв нацизма — почти одной трети еврейского народа и бесчисленных представителей других меньшинств, — которые подверглись жестокой дискриминации, лишениям, зверствам и убийствам» (http://www.un.org/russian/sg/messages/2009/holocaustremembrance09.shtml)
Сильны только объединенные нации. 70 лет тому назад наши предки, жившие в СССР, не делили жертв и героев по национальному признаку. Они объединились и победили. Так зачем же сегодня в многонациональной России уточнять, чьи жертвы были значительнее? Ведь русских только среди военнослужащих погибло около шести миллионов – ровно столько, сколько евреев по всем странам. А если сюда присовокупить мирное население?
Опрос на сайте «Дождя» о возможности сдачи Ленинграда посчитали некорректным. Несмотря на извинения и удаление материала. А как быть тогда с известным вопросом М.Ю. Лермонтова в его «Бородино»? «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?»… С таким же успехом и этот вопрос можно посчитать провокационным…
Естественно, что общество сегодня волнуют вопросы, а можно ли было избежать жертв среди мирного населения в годы Великой Отечественной? Сохранить жизни солдат и офицеров, вовремя отступив или не начав наступление к очередной памятной дате… Что крамольного в этом желании?
В преддверии великого юбилея государству надо просто ввести в оборот многие документы, которые до сих пор находятся под грифом «секретно». Общество XXI века должно знать, что на самом деле происходило на фронте и в тылу самой кровопролитной войны ХХ столетия. Считаю, что Российское военно-историческое общество и его председатель Владимир Ростиславович Мединский может и должно поставить вопрос перед руководством государства, министерства обороны о необходимости такого шага. Чтобы 27 января уже 2015 года мы не спорили, сколько пирожных или конфет съел А.А. Жданов, или сколько человек и каких национальностей погибло в блокадном Ленинграде или за его освобождение.
С подачи Светланы Алексиевич мы знаем, что у «Войны не женское лицо». У жертв войны нет национальности. Погибшие приблизили нашу общую Победу и позволили родиться послевоенному поколению… Перефразируя строки «Реквиема» Р.И. Рождественского, о тех, кто уже не придет никогда, надо просто помнить. Не спрашивая паспорт. Тем более, что в нынешних российских паспортах вот уже 17 лет нет графы «национальность»…
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
День погибших в Первой мировой войне. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Бородинская битва. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Кунерсдорфское сражение. Памятные даты военной истории России