En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

О прагматике «православного сталинизма». К годовщине перемирия советской власти с РПЦ

04.09.2016

4 сентября 1943 года Иосиф Сталин встретился с иерархами Русской православной церкви.

Не успела новый министр образования Ольга Васильева обжиться в новом кабинете, как уже заработала ярлык «православной сталинистки». Неистовство, с которым термин разгоняется в СМИ, заставляет предположить, что обличителей не устраивают обе его части.

Сегодня, когда мы справляем 73-ю годовщину встречи Сталина с руководством РПЦ (которая, даже спустя такое почтенное количество лет, не даёт покоя иным представителям всего причастного спектра мнений) стоит поговорить о том, зачем вождь и учитель провернул одно из самых значимых своих дел.

Немного о мифоложестве

Сразу оговоримся, что существует и даже, к большому сожалению, успешно распространяется поп-версия об отношениях советской власти и Церкви во время войны. Если коротко, она гласит, что оборонительные рубежи вокруг Москвы облетел лично Жуков с иконой, и потому Москву немцы не взяли. Ленинград тоже облетели на самолёте не то с иконой, не то с мощами – и снова помогло. Ну а сам тов. Сталин периодически консультировался по стратегическим вопросам с Матроной Московской.

Потом дело аккуратно подводится к совершенно реальному событию: встрече Сталина с местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Сергием, митрополитами Алексием и Николаем. И даже несмотря на её реальность и далеко идущие последствия, поневоле к изложенному формируется отношение сродни тому, как если бы взрослый дядя (лет сорока) надел ушки и хвостик и стал ловить покемонов. Поэтому оставим басни (равно обидные как для Церкви, так и для истории) для телевизора и попробуем разобраться.

Что именно произошло?

Во-первых, по итогам встречи было возрождено патриаршество. Второй Патриарший период, начавшийся в 1917 году (когда после 217 лет перерыва РПЦ снова получила возможность избирать патриарха), продолжался, однако с 1925 года место оставалось вакантным. Митрополит Пётр, избранный местоблюстителем после смерти патриарха Тихона (1925), был вскоре арестован, осуждён, а затем и расстрелян (1937). Митрополит Сергий, избранный его заместителем, фактически исполнял обязанности главы РПЦ. Однако оппозиция ему – в частности, за попытки наладить отношения с властью – в среде иерархов существовала. Ну а сами выборы без соответствующей санкции провести было и вовсе нереально. Но 8 сентября 1943 года Сергий стал патриархом, и вопрос главенства в церкви – структуры крайне консервативной и авторитарной, а потому без всеми признаваемого лидера фактически парализованной – был, наконец, снят.

Во-вторых, власть дала добро на открытие духовной академии, семинарий (верующих оставалось немало, а вот священников...). Ну и, конечно, на открытие храмов и восстановление богослужений. Не везде, не сразу, но процесс пошёл. Немного позже РПЦ даже вернули статус юрлица и дали возможность монастырям вести относительно нормальную хозяйственную деятельность.

Только вот зачем это всё было власти, изначально декларировавшей не просто атеизм, а решительный антиклерикализм (чтобы не сказать – богоборчество)?

Здоровый прагматизм

Итак, представим себе, что вы – Сталин, а на дворе Великая Отечественная. Каждый день вам приходится решать совершенно невообразимое количество проблем и, разумеется, вы начинаете жить по принципу «всякое лыко в строку»: кто-то может помочь либо сам предлагает помощь? Конечно, принимаем!

Именно на этом принципе возникли новые отношения советской власти и РПЦ. Так, упомянутый выше митрополит Николай, один из фигурантов встречи, помимо прочего занимался установлением связей с англиканской церковью. Чтобы уже посредством неё оказывать влияние на элиты и общественное мнение Великобритании. Нет, одних только контактов Сталина с Черчиллем было недостаточно. Дипломатия в принципе никогда не замыкается только на главах государств или послах. И того же Черчилля следовало обрабатывать со всех сторон, достаточно вспомнить хотя бы вопрос второго фронта.

К слову, дипломатические контакты через представителей Церкви во время Второй мировой войны были отнюдь не только нашим ноу-хау. Скажем, Пий XII, по просьбе отдельных представителей германского генералитета ещё в начале 1940 года выходил на связь с Великобританией. Немцы предлагали убрать Гитлера в обмен на перемирие и раздел сфер влияния в Европе.

Поэтому возражения вроде «так не по правилам, вы же атеисты» не смогут ничего добавить к пониманию причин активизации контактов советской власти с РПЦ. Среди них не было никаких мистических причин и откровений – чистый прагматизм и следование в русле общемировой практики.

Отдельно следует обратить внимание на дату встречи. Если объяснять крутой поворот в общем-то антицерковного режима в логике «Сталин понял, что только с Божьей помощью победит», то решительно непонятно, почему окончательно заручиться этой Божьей помощью он решил аж в сентябре 1943 года. К тому времени, напомним, немцев оттеснили на Украину (через два месяца вообще Киев взяли), а Сталинград и Курская битва успели стать недавней, но всё-таки историей.

Вероятнее всего дело в том, что к этому моменту на повестке стояли не столько военные, сколько послевоенные задачи. СССР готовился закрепить или по крайней мере обозначить своё присутствие в регионах с многочисленными православными общинами (Европа, Ближний Восток). Чтобы не получить в лице местных верующих и местной церкви ненужную оппозицию, прежде всего следовало помириться с церковью у себя дома.

Снова прагматика и расчёт? Да, это не слишком похоже на концепцию симфонии государства и церкви, восходящую к Константину Великому и Юстиниану I. Но это как раз тот случай, когда «вам шашечки или ехать?».

О применимости термина

Термин «православный сталинизм» сегодня одними используется в позитивном, а другими – в ругательном залоге. При его употреблении следует помнить, что…

1. От заключения мировой с Церковью сталинизм не стал более православным, нежели был. Да и задачи такой никто не ставил. Тем более, что есть формула, проверенная временем (кесарю – кесарево, Божие – Богу);

2. Формула «Сталин покаялся и разрешил» неверна ещё и потому, что на той встрече советская власть пожала руку, протянутую Сергием ещё в конце 1920-х: «Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи. Всякий удар, направленный в Союз, будь то война, бойкот, какое-нибудь общественное бедствие или просто убийство из-за угла, подобное варшавскому, сознаётся нами как удар, направленный в нас».

Это из так называемой Декларации митрополита Сергия (1927), за которую он много натерпелся. А «варшавское убийство» – покушение на Петра Войкова, чьё имя теперь становится объектом переименовательных плясок – опасной эпидемии борьбы с собственной историей, образцово бушующей в одном сопредельном государстве.

3. Сталин, как известно, имел слабость к сравнению себя с другими российскими правителями твёрдой руки (Иван Грозный, Пётр I). Каждый из них также имел непростые отношения с РПЦ, однако в конце концов эти конфликты вредили государству. И каждый как государственник нашёл формулу если не симфонии, то сосуществования. В случае со Сталиным – ещё и приглушения вышеупомянутой борьбы с историей.

***

Таким образом, если под «православным сталинизмом» иметь в виду взаимовыгодное и прагматичное прекращение конфликта, объективно приносившего обеим сторонам только вред, то право на существование он вполне имеет. 

Теги:
История абсолютизмаИстория белого движенияИстория и ИКТВеликая Отечественная войнаСоциальная история
3364

Поделиться

Соцсети

Новое

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

ИСТОРИЯ И СТРАТЕГИЯ ШАХМАТ

Вячеслав Прытков. Очерки из сборника

Методические материалы по освобождению Европы Красной Армией

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БОЛЬ ОТ ГОРЬКИХ ВОСПОМИНАНИЙ

Минобороны и РВИО опубликовали документы о взятии Берлина Красной Армией

Видео

Видео

Распад СССР за 22 минуты.

Распад СССР за 22 минуты.

Видео

Памятные даты военной истории России

Полтавская битва. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Победа у мыса Тендра. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте