En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

О пользе нефтяного экспорта. К годовщине «Дружбы»

15.10.2016

15 октября 1964 года введён в эксплуатацию нефтепровод «Дружба», до сих пор остающийся крупнейшим в мире.

Критика экономики СССР и России неизбежно предполагает обращение к теме экспорта энергоресурсов. Нефтяная игла, пагубная зависимость и весь остальной набор штампов. Между тем именно сегодня Россия, наконец, полностью обеспечивает свои потребности в трубах большого диаметра внутренним производством, а научные разработки в интересах газовиков, нефтяников и строителей инфраструктуры ведут разработку уникальных технических решений вроде мобильных АЭС.

Сегодня, когда мы справляем 52-ю годовщину протягивания наших энергетических щупалец в сторону Запада, стоит поговорить о том, что сырьевой экспорт не только вреден, но и полезен.

«Дружба» для СЭВ

Нефте- и газопроводы – вообще сами по себе довольно примечательные сооружения. В России их примечательность усиливается тем фактом, что по ним можно изучать историю и геополитику.

Соглашение о создании Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) – интеграционного проекта в рамках социалистической системы, было подписано ещё в 1949 году. Однако всерьёз этот экономический союз заработал только к началу 1960-х годов. Не в последнюю очередь благодаря началу строительства нефтепровода «Дружба».

Что такое «Дружба»? Это почти 9 тысяч километров магистральных трубопроводов, из которых менее половины проходит по территории России. В Белоруссии «Дружба» расходится на две ветки. Южная уходит через Украину в Чехию, Словакию, Венгрию. Северная – в страны Прибалтики, Польшу, Германию. Сегодняшний уровень экспорта достигает 70-80 млн тонн в год, однако тогда, в 1964-м, всё было скромнее, поскольку вторую очередь «Дружбы» только предстояло построить.

На строительство первой очереди ушло четыре года (1960-1964). Справились бы и быстрее, но у нефтепровода обнаружились противники: в 1962 году США через Комитет экономических советников НАТО продавили эмбарго на поставки в СССР труб большого диаметра (ТБД). На тот момент СССР успел заключить контракты с производителями ТБД ФРГ, Италии, Великобритании. Последние две страны были единственными, кто голосовал против эмбарго и не уступил требованиям расторгнуть контракты с СССР (Западная Германия как фактически оккупированное государство расторгла). Поэтому строительство затянулось, пока в СССР не начали собственное производство.

В результате в 1965 году поставки нефти в Европу в сравнении с 1955-м выросли в 10 раз: первая очередь обеспечивала около 40 млн тонн в год. Фактически, повторилась история конца XIX века. Тогда, после введения в строй Закавказской железной дороги (Баку – Батум), а затем и проходящего параллельно ей керосинопровода, экспорт нефтепродуктов из России вырос в 25 раз (Подробнее об этом – в материале Леонида Крутакова).

Вероятно, именно под стартующий экспорт энергоносителей в 1964 году для стран СЭВ ввели новую систему расчётов. Валютой стал так называемый переводной рубль, а центром – Международный банк экономического сотрудничества, созданный примерно за год до торжественного открытия «Дружбы».

Любопытно, что потом, во время строительства второй очереди нефтепровода, ситуация поменялась на противоположную. После отмены эмбарго контракт с западногерманскими поставщиками возобновился (1970), а когда последовали новые санкции, теперь уже от Рейгана, ФРГ упорно не желала разрывать контракты с СССР: вторая нитка «Дружбы» поставляла нефть уже и в Западную Германию. «Вашим санкциям труба, господин Рейган», – глумились строители нефтепровода.

Импортозамещение

О собственном производстве ТБД нужно сказать особо. Сегодня в России они выпускаются на нескольких заводах, общая плановая мощность которых – около 3,5 млн тонн в год. Однако это сейчас. А тогда строительство, помимо импорта, обеспечивалось двумя заводами: Челябинским и Харцызским (Донецкая область). Причём в основном именно последним.

После завершения строительства второго комплекса завод мог выпускать до 1,3 млн тонн труб в год, которые поставлялись на все мыслимые стройки нефте- и газопроводов. Собственно, и производство в Харцызске размещали с прицелом на строительство транспортной инфраструктуры в страны Европы (подвоз сырья не нужен, меньше транспортное плечо для готовой продукции). Поэтому ещё 10-15 лет после исчезновения СССР контракты «Газпрома» закрывал в основном завод в Харцызске, а на производстве труб ковались первые состояния украинских олигархов.

Затем производство стало постепенно падать – из-за замещения импорта продукцией российских трубников, которая к 2016 году заняла почти 100% рынка, чего не было даже во времена СССР. А крупнейший завод в Харцызске, рассчитанный на строительство новых нефте- и газопроводов в Европу, «спасла» война на Донбассе. Харцызск оказался на территории ДНР, и производство на нём постепенно восстановилось. Судя по всему – не без посредничества с востока. Вряд ли только талантами харцызского менеджмента можно объяснить получение заводом заказа на поставку 650 тыс. тонн ТБД от правительства Ирака.

У нас длинные трубопроводы

Впрочем, мы отвлеклись. С тех пор многое поменялось, в частности – поменялись местами геополитика с экономикой. Мы больше не создаём интеграционные проекты со случайным набором стран, скрепляя всё это нашими энергоресурсами. Только с теми, с кем объединены общей судьбой в рамках исторической России. И с теми, кто понимает смысл этого единства. Однако нефте- и газопроводы строить продолжаем, теперь уже в первую очередь с практическими целями.

Это, во-первых, две нитки Балтийской трубопроводной системы, каждая из которых рассчитана на транспортировку 80 млн тонн нефти в год, и два «Северных потока» (действующий и будущий). Общая же длина российских нефтепроводов на сегодня превышает 75 тыс. км. Плюс ещё 175 тыс. км газопроводов. Это крупнейшая система во всём мире.

Во-вторых, к западному вектору прибавился юго-восточный – крупнейшие миллиардные контракты с Китаем, в обеспечение которых строится и транспортная инфраструктура, загружающая заказами нашу промышленность. К тому же, это уравновешивание векторов обеспечивает наше уникальное положение в мире: энергомост между Западом и Востоком.

В-третьих, реализация всех этих контрактов и строительство инфраструктуры – суть освоение и развитие Дальнего Востока и Севера. Вернее, тамошних кладовых. Природных ресурсов в местах с приятным климатом становится всё меньше, а значит в перспективе опыт российских добывающих компаний может быть востребован не только на родине. Отдельным пунктом тут стоит Арктика, работать в которой в мире вообще могут считанные единицы, а разработка отдельных необходимых для этого технических решений (мобильные АЭС) реализована и ведётся на сегодня только в РФ.

***

Кстати это принципиально отличает наш экспорт от ближневосточного. У нас недостаточно пробурить скважину и бросить трубу до ближайшего порта, приходится решать массу попутных проблем, увязывая их в одно целое, в комплексы решений. Всё это поддерживает уровень технической культуры. Без которого, в свою очередь, невозможны никакие «инновационные производства вместо нефти», сколько о них ни кричи. 

Теги:
История абсолютизмаИстория белого движенияИстория народов РоссииИстория цивилизацийСоциальная историяЭтнология и этнография
5117

Поделиться

Соцсети

Новое

Пресс-служба РВИО .

У Ржевского мемориала Советскому Солдату состоялся концерт-реквием

Краткая история польской русофобии. XX-XXI вв.

Методические материалы по истории «украинского вопроса»

Ростислав Мединский награжден Памятным знаком «Комсомольская правда»

К 85-летию со Дня основания Рязанского военного автомобильного училища

Алексей Андреевич Туполев: 100 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Битва при Ларге. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Куликовская битва. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Победа у мыса Тендра. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте