En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Новые впечатления после пресс-показов «28 Панфиловцев»: это кино про наших

10.11.2016

10 ноября вслед за питерским пресс-показом «28 Панфиловцев» состоялся показ московский. По традиции, публикуем первые отклики. Начало проката картины в кинотеатрах – 24 ноября.

Владимир Самарин:

Сначала — небольшая реминисценция.

Два с половиной года назад мы в очередной раз посмотрели известный тизер, и мой старый друг Андрей протянул мне довольно крупную купюру и сказал: «Слушай, ты же дружишь со всякой этой электроникой, зашли это на «28 панфиловцев», а то я во всех этих кошельках путаюсь».

Я перевёл. А три дня спустя он умер.

Фильм, которого мы так ждали, я увидел сегодня. Воплощение надежд и мечтаний всех тех, кто принял участие в его создании, внеся посильную сумму. Кто сто рублей, а кто и миллион (я говорю о физических лицах, а не об организациях и государственных учреждениях).

* * *

Я счастливый человек.

Я уже видел художественный фильм «28 панфиловцев».

Но это особое счастье, никак не связанное с прелестями жизни.

Я смотрел его за себя — и за Андрея, который ждал премьеры фильма, но уже не сможет его увидеть.

Он был моим лучшим и очень старым другом. Мы были этаким двуединством. И коль скоро сейчас в мире есть только мои глаза — я смотрел фильм за нас обоих.

Пока не пошёл прокат — я не могу и не хочу делиться деталями сюжета.

Да это и не нужно.

Два с лишним часа пролетают на одном дыхании — надеюсь, этот спойлер не вызовет претензий у создателей и прокатчиков. Я понял, что прошло уже весьма немало времени, только когда пошли финальные титры.

Я видел слёзы в глазах и сжатые кулаки. Я видел притихшую молодёжь — по привычке запасавшуюся попкорном перед просмотром. Я слышал, что в зале не было задорного хруста.

Это фильм про простых людей. Которые сначала устояли, а потом победили. Простых советских людей, которые были русскими — даже если были украинцами, казахами, и представителями многих десятков других народов, кто для них — всё едино был русским

Это фильм про наших.

Там есть грязь, пот и кровь — прошу прощения и за этот спойлер, но я говорю о честном фильме про войну, а война — штука грязная, потная и кровавая, даже если справедливая.

Там есть боль и гордость. И приходящее сквозь боль счастье — за то, что наши деды (для моего поколения) и прадеды (для тех, кто младше) были вместе, и были — такими.

Это — мои впечатления и эмоции.

* * *

Многие знают, что создание этого фильма сопровождалось весьма интенсивной кампанией диффамации — диффамации целой палитры разнокалиберных понятий: 28 панфиловцев, генерал Епишев, советский агитпроп, журналист Кривицкий и т.д и т.п. В строку пытались вплести любое лыко, лишь бы дерьмовое

Претензии озвучивались самого разного рода, среди которых главным рефреном шёл один тезис: «двадцати восьми панфиловцев не было». Особо одарённые в запале глумления договаривались аж до «двадцати семи друзей предателя Добробабина».

Но остановившие немцев под Москвой панфиловцы были. Про двадцать восемь — и это давно не секрет — талантливыми пропагандистами и агитаторами была умело и своевременно сделана легенда. Сделана «из того, что было». Легенда, помогавшая всем советским людям, русским всех национальностей, защищать свою советскую Родину. Легенда, которая в конце концов привела наших дедов-прадедов к Победе.

Это наша легенда. Фильм о войне назван именем одной из самых известных легенд. Это просто нормально.

Даже удивительно: сценарий фильма был написан лет пять назад, а съёмки начались года три тому; но при просмотре иногда казалось, что создатели провидели «объективистскую» вакханалию «ВИ-тусовки» (военно-исторической, — ред.), развернувшуюся накануне выхода фильма на широкий экран. Граждане «тусовщики», вы бесплатно сделали громкую рекламу хорошему фильму — так что вам тоже спасибо. Постарайтесь не захлебнуться желчью.

С моей личной точки зрения «28 панфиловцев» — лучший художественный фильм о войне, снятый в России или СССР со времён легендарной ленты «Они сражались за Родину», — хотя их и нельзя сравнивать напрямую.

Это моя точка зрения, и я её никому не навязываю. Но от всего сердца рекомендую смотреть. Лично, с родными и близкими, с друзьями и коллегами, с детьми (официальный рубеж — 12+).

Низкий поклон создателям и всем тем, кто поддерживал и помогал сделать это дело.

* * *

Андрей Шальопа и все-все-все: спасибо вам. Вы укрепили мою веру в силу и могущество хороших людей. И отдельное спасибо за титры: я потрясён.

Андрей Астахов, дружище: у них всё получилось. Я свидетель. Встретимся — расскажу.

Уважаемые читатели: идите и смотрите. Идите без попкорна; будет не до него (снова прошу прощения за спойлер).

P.S.

Как человек, который вырос в Советском Союзе, всё ещё не могу убить в себе оптимизм в отношении к человечеству. Искренне надеюсь, что после просмотра фильма хотя бы некоторые найдут в себе силы публично признать свою неправоту и извиниться перед незаслуженно оскорблёнными предками и современниками.

Ну, а если нет — бог вам судья. И совесть, if any. Караван идёт.

 

Евгений Супер:

Посчастливилось попасть на пресс-показ фильма «28 панфиловцев». Стремился к этому я не потому, что мне так уж сильно не терпелось (ждал несколько лет, мог бы и ещё пару недель подождать), а потому что запланировал сводить на официальную премьеру группу молодых студентов в воспитательных и образовательных целях. Вести ребят на фильм, имеющий хоть какой-либо изъян, я бы не стал, поэтому и нужен был строгий предварительный просмотр без скидок на «народный» характер всего проекта и моё личное знакомство с режиссёром Андреем Шальопой.

Как видится, основная задача команды Шальопы состояла в том, чтобы отойти от привычного уже нам очернительства темы Великой Отечественной Войны в голливудской обёртке, но при этом не скатиться к идеологическим штампам советского периода (в них ничего плохого по сути нет, но с их помощью снято уже всё, что могло быть снято по этой теме в принципе). То есть, попросту говоря, снять кино о войне так, как его в России снимать ещё не привыкли (за исключением редких картин). Прибавить к сложности этой задачи ещё и отсутствие стабильного источника финансирования, и можно примерно понять её заведомую невыполнимость. Однако Шальопа справился и вот почему.

В фильме нет надрывного пафоса – ни патриотического, ни антигосударственного. Никто в кадре не умирает долго и красиво под трогательную музыку. Никто не «насилует немок» и не бросается с выпученными глазами под немецкий танк. Фильм, вообще, про другое. Он про то, как 28 мужиков разной национальности оказываются в одном окопе и им нужно вместе сделать трудную, смертельно-опасную работу. Заведомо невыполнимую работу. И чтобы выполнить её они должны научиться ценить свою жизнь, а не смерть, так как каждый боец в таких условиях на вес золота.

Это, несомненно, фильм про жизнь, а не про войну. Вот молодой советский пехотинец под артобстрелом поднимается во весь рост, смотрит, как крупнокалиберные немецкие снаряды выворачивают тонны земли и говорит: «Мы же потом это не вспашем»…

Это фильм про жизнь. Здесь нет привычных для жанра ужасов войны в виде расчленёнки или картинно умирающих бойцов. И тем сильнее чувствуется кошмар войны и ценность жизни. Когда немецкий танк прорывает линию обороны и начинает хладнокровно крутиться на окопе, заживо погребая наших раненых бойцов, в этом нет никакой нарочитости, но в одном только этом эпизоде прекрасно отражена вся холодная расчётливость немецкой военной машины, которая была на нас брошена. И нами уничтожена.

Шальопа смог передать всю суть той войны в одной картине, в одном, строго говоря, хоть и героическом, но всего лишь её фрагменте. А это и есть мастерство. И ещё он смог удержаться от соблазна и не выделил кого-то из персонажей, дав каждому из них равные по значимости роли. Он вновь отказался от шаблонов и не стал рисовать супергероев, олицетворяющих подвиг народа. Среди этих 28 – каждый герой и каждый другому равен.

Если же говорить о технических особенностях фильма, то их хватает и они интересны. Буквально каждые несколько минут просмотра хотелось нажать паузу, чтобы насладиться картинкой во всех деталях. Так тщательно строить кадр нужно уметь. Ну, и, конечно, то, о чём писали уже многие – диалоги. Их хочется перечитать, вдуматься и осмыслить. Но пока такой возможности нет, я просто схожу ещё раз. С группой студентов, естественно, как и планировал. 

Ирина Алкснис:

Я сегодня на пресс-показе «28 панфиловцев» была.

Просто ошеломлена фильмом, чего со мной очень давно не случалось.

По сути, это потрясающая иллюстрация того, почему в России смерть уважительной причиной не является.

Кстати, в фильме это прямо проговаривается: «Стоять не насмерть, а намертво».

Не уверена, что на полноценную рецензию созрею.

Просто говорю – сходите в кино.

Теги:
ГеральдикаИстория абсолютизмаИстория белого движенияИстория СССРНовейшая история
3638

Поделиться

Соцсети

Новое

Пресс-служба РВИО .

У Ржевского мемориала Советскому Солдату состоялся концерт-реквием

Краткая история польской русофобии. XX-XXI вв.

Методические материалы по истории «украинского вопроса»

Ростислав Мединский награжден Памятным знаком «Комсомольская правда»

К 85-летию со Дня основания Рязанского военного автомобильного училища

Алексей Андреевич Туполев: 100 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Освобождение Минска. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Танковое сражение под Прохоровкой. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Бородинская битва. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте