Новый учебный год – не с 1 сентября?

День знаний в последнее время стал насущной и весьма обсуждаемой темой. И не только по той причине, что уже в эту пятницу все российские школьники отправятся на учёбу, но и во многом потому, что этого может не произойти.
В некоторых российских регионах, включая Москву, школы приняли решение перенести начало учебного года на 4 сентября, поскольку 1-го числа в этом году отмечается большой мусульманский праздник – Курбан-байрам. Муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов одобрил эту идею, указав на то, что во время праздника в районах мечетей собираются десятки тысяч верующих мусульман, поэтому школьные линейки, возможно, следует перенести из соображений безопасности и для того, чтобы никто никому не мешал.
Вскоре после этого члены партии ЛДПР выступили с похожей инициативой: перенести День знаний, только ещё дальше – на 1 октября. По мнению депутатов, у каждого региона есть свои национальные и климатические особенности. Исходя из этих соображений, политики заявляют, что школы в муниципалитетах вольны сами решать, когда им удобнее начинать учебный год.
Вместе с тем, как выяснилось, немногие сегодня знают о том, когда и почему именно 1 сентября стало традиционным первым днем учёбы для российских детей.
Об истории этого замечательного праздника, а также о том, как в России от века к веку формировалась и менялась система школьного образования, порталу «История.РФ» рассказал доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заведующий Центром истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Михаил Богуславский.
– Михаил Викторович, когда в России впервые появилась эта традиция – начинать учебный год 1 сентября?
– Это от Петра I. При Петре первое сентября стало неким днём начала учебного года, когда начала формироваться более-менее централизованная государственная система образования. Сначала, кстати, тоже было 1 октября, а потом установилось уже 1 сентября. С того времени это стало традицией.
– А откуда пошла традиция отмечать День знаний и другие праздники, связанные со школой?
– Вообще, все эти традиции, как ни странно, установил Фёдор Фёдорович Брюховецкий. Он в своей школе, которая была в Краснодаре, в 50-е годы обыгрывал все эти события. Он придумал День знаний, Последний звонок, Прощание с букварём – очень много чего, до него даже никогда этого не было. День знаний как большой праздник вот в этой атмосфере идёт именно от него.
– А когда в нашей стране начала складываться система школьного образования, которая наиболее приближена к современной?
– Система образования, приближенная к сегодняшней, сложилась в начале XIX века при Александре I. Как известно, в 1802 году было создано Министерство народного просвещения, воспитания юношества и развития наук – так оно называлось изначально. До этого никакого постоянного органа, который бы занимался государственным управлением образования, никогда не существовало. И вот с этого момента началась уже отстройка более привычной нам системы: во всех губернских городах должны были быть созданы гимназии, открылось восемь университетов, в уездных городах появились училища.
– Всенародную доступность образование обрело лишь в советскую эпоху?
– Конечно, особенно в Средней Азии, где один-два процента людей были грамотными. На Кавказе тоже были очень низкие проценты. За всеобщее образование населения у нас взялись с 1919 года, когда был принят специальный декрет о борьбе с неграмотностью. А на всеобщее начальное обучение мы перешли с 1930 года.
– Сколько обязательных классов тогда было в начальной школе?
– Всегда было четыре. В 70-е годы сделали три, потом снова вернулись к четырём.
– С какого момента существует 11-летняя система обучения?
– 11 лет у нас существовало дважды. Сначала с 1959 по 1964 год. Тогда школа впервые была достроена до 11 лет, потому что она давала профессию. В 10–11 классе ученики два дня ходили на предприятия, на заводы, на стройки и параллельно получали профессию, а некоторые даже – в научно-исследовательских институтах. Потом, по закону об образовании 1992 года у нас снова была введена одиннадцатилетка. Сначала она была фиктивная, потому что не было четвёртого класса – просто переходили из третьего в пятый, а потом её достроили уже до полноценной одиннадцатилетки.
– Первое сентября ведь считается началом учебного года и во многих других государствах?
– Да, и в других странах мира тоже. Но в Израиле, например, очень интересно: они (местные дети – прим. ред.) 1 сентября идут в школу, а потом у них трёхнедельные каникулы! По-моему, до этого они учатся всего два или три дня.
– Насколько я знаю, в Германии дата начала учебного года варьируется в зависимости от конкретного региона – в некоторых землях дети идут в школу в августе, а где-то чуть ли не в середине сентября.
– Но они же учатся весь июнь! Меньше, чем у нас в стране, не учится никто в мире. Ну, может быть, где-то в Африке, но не в развитых странах. У нас меньше всего учебных дней!
– При этом наша Госдума сейчас опять предлагает увеличить каникулы между учебными четвертями.
– Ну, это связано с Курбан-байрамом.
– Не только. Теперь депутаты от ЛДПР настаивают на том, что у разных регионов России есть свои не только национальные, но и климатические особенности. В связи с этим предлагается разрешить муниципальным образованиям переносить дату начала учебного года на 1 октября, а летние каникулы начинать с 1 июля.
– Я тоже об этом думал. Но сейчас, например, холодно и заливает! Кто-то предполагает, что в сентябре должно быть +40? Это сделано ЛДПР просто для того, чтобы перед выборами такую тему поднять, чтобы о себе напомнить. Ерунда!
– Значит, вы считаете, что нет необходимости передвигать День знаний на 1 октября?
– Если бы устраивались ежедневные демонстрации с требованием перенести на 1 октября! А сейчас это совершенно ничем не мотивировано…
Новое
Видео
След как «познавательный» инструмент историка
О лекторе Андреас Буллер - доктор философии, Штутгарт, Германия. Полное содержание лекции опубликовано в книге "Три лекции о понятии СЛЕД".
16 февраля 1916 год Взятие крепости Эрзеру́м
16 февраля 1916 года на закавказском фронте Первой мировой войска генерала Юденича взяли турецкую крепость Эрзерум. Турецкий гарнизон отступил, потеряв до 70% личного состава
Внутренняя политика Российской империи 1812-1825
Внутренняя политика Российской империи 1812-1825.