Николай Макаров: от пистолета до ракетного комплекса
Как воспитанник железнодорожного ФЗУ превратился в одного из самых знаменитых оружейников СССР
В список знаменитых отечественных оружейников тульский конструктор Николай Макаров вошел прежде всего как создатель пистолета Макарова. На самом деле его талант проявился не только в области ручного оружия. Вместе с конструктором Николаем Афанасьевым он создал авиационную пушку АМ-23, служившую главным оружием обороны для многих советских бомбардировщиков, ракетоносцев и транспортников. А еще с участием Николая Макарова спроектированы и запущены в производство два отечественных противотанковых ракетных комплекса — «Фагот» и «Конкурс».
Несостоявшийся «бауманец»
Свой день рождения сам Николай Федорович Макаров праздновал 9 мая, хотя вокруг точной даты его рождения споры идут до сих пор. Историкам удалось найти документы, согласно которым днем рождения будущего знаменитого оружейника является 11 мая 1914 года. По крайней мере, такая дата зафиксирована в метрических книгах Спасской церкви с. Шилова Спасского уезда Рязанской губернии. Но большинство исследователей придерживаются версии о том, что днем рождения Николая Макарова было 9 мая по старому стилю (22 мая по н. ст.). И, кстати, местом рождения числят не село Шилово, а село Сасово, где в то время отец Макарова, Федор Василевич, работал машинистом в железнодорожном депо.
Подобные истории с разночтениями даты и места рождения встречаются у многих советских знаменитостей: и военачальников, и конструкторов оружия и техники. Связаны они, как правило, с тем, что важнее всегда был год, в который они появились на свет, а дата была не столь принципиальна. А вокруг года рождения Николая Макарова никаких споров нет: все исследователи единодушно признают им 1914-й.
Вскоре после рождения маленького Николая отдали на воспитание в семью деда, жившего в селе Танкачево тогдашней Тамбовской губернии (теперь это Сасовский район Рязанской области). У отца-машиниста не хватало средств, чтобы прокормить четверых детей, вот и решено было отправить Николку к родственникам. Будущий оружейник благополучно дорос в деревне до тринадцати лет, пока не пришло время продолжить учебу в нормальной семилетке в Сасово. После нее Николай пошел было по стопам отца, окончив школу фабрично-заводского ученичества при депо. И даже, по некоторым сведениям, сумел вырасти до помощника машиниста.
Но связывать свою жизнь с поездами Макаров не собирался: ему хотелось стать инженером, который проектирует оружие. Как гласит легенда – одна из многих, связанных с Николаем Макаровым, – еще мальчишкой он с братом Александром попытался восстановить найденный обгорелый пистолет. Выстрелить братья сумели, но и только. Пробившая дверь дома пуля якобы лишь чудом не попала в их отца, тот и выбросил реконструированное оружие в реку. Потом, согласно семейным рассказам, Николай сконструировал двустволку. Так что никто не удивился, когда в 1936 году, сдав экстерном экзамены за полный курс рабфака, Макаров отправился в Москву, чтобы поступить в МВТУ имени Баумана – главную на тот момент кузницу инженерных кадров, отвечавших за проектирование всех видов вооружений.
Стать студентом-бауманцем Николаю Макарову не удалось: не хватило одного балла до проходного. И тогда огорченного абитуриента пригласил в Тульский механический институт его представитель, который, как это было заведено в СССР, приехал «подобрать» несостоявшихся студентов ведущего вуза. Так Макаров и оказался в Туле, с которой навсегда связал свою судьбу.
Главная победа
Завершить преддипломную практику и защититься Николаю Макарову помешала война. Получив летом 1941 года квалификацию инженера досрочно, он отправился в подмосковный Загорск налаживать выпуск ППШ, а потом вместе с заводом эвакуировался в городок Вятские Поляны Кировской области. Талантливого юношу, как гласит еще одна легенда, заметил сам оружейник Шпагин. Якобы однажды сменный мастер Макаров заглянул к нему в кабинет, где конструктор на ощупь подбирал новую пружину для своего пистолета-пулемета, и предложил не экспериментировать, а рассчитать характеристики новой детали – и блестяще справился с этой задачей.
Так оно было или нет, сегодня судить трудно, но к 1944 году Николай Макаров стал ведущим конструктором предприятия и получил возможность вернуться в Тулу и защитить свой диплом. Тему он, правда, сменил, и теперь проектировал автомат под новый промежуточный патрон, принятый на вооружение в 1943 году. Как известно, победителем в конкурсе по созданию такого оружия стал Михаил Калашников. А дипломированный конструктор Макаров ввязался в другой конкурс – по разработке нового пистолета на смену легендарному ТТ.
В чем-то судьбы этих двух конструкторов – Макарова и Калашникова – оказались удивительно схожими. Оба талантливые оружейники, не пасовавшие перед авторитетами, оба рискнули ввязаться в конкурсы по созданию новых образцов оружия и оба (весьма вероятно, что неожиданно даже для самих себя) одержали в них победу. Так на свет появились автомат АК и пистолет ПМ.
Пистолет Макарова выдержал тяжелейшие испытания. На последнем этапе общего отбора его вместе с конкурсными моделями таких знаменитостей, как Симонов, Токарев и Коровин, а также добрым десятком иностранных пистолетов, окунули в бассейн, наполненный смесью воды и песка. Из извлеченного оттуда оружия нужно было сделать несколько контрольных выстрелов, но способным на это оказался только образец Николая Макарова. Победил он и по простоте конструкции и технологичности, а значит, по дешевизне производства. Единственный реальный конкурент – пистолет конструктора Константина Барышева – немного превосходил его по точности и при неполной разборке давал всего три крупных детали вместо четырех у Макарова. Однако полная разборка давала 37 деталей против 27. К тому же барышевский пистолет отличался очень высокой степенью пригнанности деталей, а достигнуть таковой в серийном производстве было нереально.
На защите самолетов
Пистолет Макарова приняли на вооружение в 1951 году. А два года спустя на вооружение принимается другой образец оружия, сконструированный Николаем Макаровым вместе с Николаем Афанасьевым: авиационная пушка АМ-23. Работу над этим проектом Макаров фактически совмещал с налаживанием серийного производства своего пистолета. Как вспоминают коллеги Николая Федоровича по тульскому ЦКБ-14, будущему «Конструкторскому бюро приборостроения», конкуренция при работе над новой авиапушкой была еще более жесткой, чем во время конкурса на новый пистолет, который закончился победой ПМ. Основным оппонентом Макарова и Афанасьева был знаменитый конструктор Борис Шпитальный, чьи пулеметы и пушки стояли практически на всех советских самолетах предвоенной и военной поры. Другим соперником был конструктор Александр Нудельман, чья крупнокалиберная пушка стояла, в частности, на штурмовиках Ил-2.
И все-таки коллективу под руководством Макарова и Афанасьева удалось добиться победы. Не последнюю роль в этом сыграло оригинальное решение проблемы отдачи 23-миллиметровых авиапушек, которая серьезно влияла на управление самолетами. Николай Макаров нашел возможность часть пороховых газов направить назад, в специально спроектированный газовый буфер. За счет этого не только гасилась отдача, но и облегчалась конструкция: новая система была в несколько раз легче, чем использовавшиеся на других образцах пружинные откатники. И хотя пушка АМ-23 не стала вооружением истребителей (им по традиции дали оружие Нудельмана), она в качестве оборонительного вооружения «прописалась» на таких самолетах, как Ту-16, Ан-8 и Ан-12, Ту-95 и Ил-76. Кстати, газовый буфер стал не единственным изобретением, сделанным Николаем Макаровым во время работы над АМ-23. В общей сложности он в этот период получил свыше 60 авторских свидетельств!
Гроза чужих танков
В 1960-х годах судьба вновь свела вместе Николая Макарова и конструктора другого знаменитого советского пистолета – Игоря Стечкина, создателя АПС. В конце 1940-х он выбрал конструктора Макарова в качестве руководителя своего дипломного проекта – будущего автоматического пистолета. А когда оба уже были маститыми конструкторами, им довелось вместе работать над одним из первых советских противотанковых ракетных комплексов – «Фаготом».
Заказ на его разработку поступил в тульское «Конструкторское бюро приборостроения» в середине 1960-х. Довольно быстро Николай Макаров стал заместителем главного конструктора проекта, и это, как говорили его сослуживцы, сыграло очень важную роль. Под руководством человека, который не только умел поддержать коллег добрым словом, но и не давал их в обиду начальству, работа пошла быстрее и лучше. К тому же под началом Макарова проектному коллективу удалось разработать несколько принципиальных новшеств. В частности, впервые в мировой практике появились автоматически открывающиеся крышки транспортно-пускового контейнера ракеты комплекса «Фагот», что сократило время на подготовку выстрела до 30 секунд. А в качестве конструктора, отвечающего за проводную систему связи ракеты и операторского пульта, Николай Макаров спроектировал добрый десяток катушек для кабеля, создав по-настоящему надежную и качественную.
Чуть позже и тоже при непосредственном участии Николая Макарова был сконструирован противотанковый ракетный комплекс, представлявший собой глубокую модернизацию «Фагота» и получивший название «Гобой», но позднее переименованный в «Конкурс». Он представлял собой ПТРК, размещенный на базе бронированной машины, и включал в себя не один транспортно-пусковой контейнер, а пять. Для «Конкурса» была разработана и новая ракета большего калибра, хотя позднее для него стали использовать и модифицированные ракеты «Фагота».
За создание пистолета ПМ конструктор Николай Макаров получил Сталинскую премию III степени, за «Фагот» – Государственную премию СССР. А 8 мая 1974 года, к 60-летию, знаменитому конструктору присвоили звание Героя Социалистического Труда. Но самой ценной наградой для конструктора всегда служит время, которое его детище простояло на вооружении армии его страны. И Николаю Макарову, бесспорно, есть чем гордиться: его создания до сих пор служат России.