En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

НЭП и пятилетки: что об этом пишут в школьных учебниках

30.09.2016

Валентин Жаронкин.
Об оценке триумфальных пятилеток.

Нет в русской истории «трудных вопросов»: часть 10

Андрей Смирнов.
Что такое НЭП и зачем его
заменили индустриализацией

Андрей Смирнов.
Свершения эпохи первых пятилеток:
что об этом нужно знать

 

Сегодня мы продолжаем изучение трудного вопроса № 10 и попытаемся проинспектировать совместимость имеющихся линеек школьных учебников как с научными толкованиями, так и с задачами гражданского воспитания.

Напомним, трудный вопрос № 10 сформулирован в ИКС так: «Причины свёртывания НЭПа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры».

Эти вопросы всегда были на виду и в советских учебниках, не ослабло внимание к ним и в последние десятилетия. В школе к этим сюжетам предлагается обратиться дважды – в 9-м и 11-м классах.

***

Индустриализация

Учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной и М.Ю. Брандта «История России. ХХ – начала ХХI века. 9 класс» данный трудный вопрос излагает весьма чётко – за исключением причин свёртывания НЭПа.

Впрочем, о том, что государство не могло получить у частных крестьянских хозяйств достаточное количество хлеба для промышленного города и армии, что колхозы государству было контролировать легче, чем мириады крестьянских хозяйств, что форсированная индустриализация не могла быть проведена без централизации всей хозяйственной деятельности, – обо всём об этом сказано. Но сказано в разных местах (о необходимости централизации в экономике вообще вскользь).

Для среднего девятиклассника это не годится – сам он искать все эти места, сводить их воедино, анализировать и делать общий вывод о причинах свёртывания НЭПа не будет ни за что. Школьнику эти причины надо дать, что называется, в готовом виде, компактно изложенными в соответствующем месте текста учебника.

Как представляется, изложению авторов в этой части учебника вообще недостаёт стержня. Стержня, на который можно «насадить» приводимые авторами многочисленные факты, – и тем облегчить ученику их усвоение и запоминание.

А ведь такой стержень легко находится. Это – официально провозглашённое намерение руководства партии большевиков построить «в отдельно взятой стране» социализм «по Марксу», не дожидаясь мировой революции, своими силами. А также устоять в неминуемо предстоящей войне. То есть по факту – добиться полноценного государственного суверенитета, заложить под него надёжную экономическую базу. Именно это – а не абстрактное намерение ликвидировать технико-экономическую отсталость страны – стало причиной индустриализации СССР.

Другое дело, что для того, чтобы обеспечить построение социализма-суверенитета, надо было покончить с технико-экономической отсталостью (иначе нельзя будет обеспечить обороноспособность страны, и сильные соседи могут покончить с социалистическим экспериментом в СССР)… А из индустриализации так же естественно вытекла коллективизация – без которой нельзя было обеспечить индустриализацию продовольствием и средствами. И свёртывание НЭПа. И «культурная революция»…

***

А вот в учебнике для второго концентра изучения истории (Алексашкина Л.Н., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История. Россия и мир в ХХ – начале ХХI века. 11 класс) Данилов и Косулина свой недочёт исправляют и «стержень», о котором мы говорили выше, дают.

Причём с самого начала выделяется суть: в середине 1920-х годов, «вне зависимости от политических пристрастий большевистского режима, на первый план выдвигалась проблема индустриальной модернизации страны». Конечно, большевики выдвинули её именно исходя из своих «политических пристрастий» – желая обеспечить построение социализма. Но авторы прямо указывают, что индустриализация преследовала цель обеспечить построение социалистического общества – создать материально-техническую базу социализма и обеспечить обороноспособность страны. То есть - объективно её суверенитет, как и было сказано.

И дальше всё их изложение становится не только информативным (набор фактов, кстати, почти не отличается от того, что дан в учебнике для 9-го класса), но и логически выстроенным.

Правда, в обоих учебниках авторы приводят устаревший, пропагандистский по своему происхождению тезис, согласно которому в результате индустриализации СССР оказался якобы в состоянии производить любой вид промышленной продукции тех лет. В предыдущих публикациях мы с вами говорили, что это не так.

***

Другой учебник истории для 11-го класса (Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарёв М.В., Рогожкин В.А. История. Россия и мир. Базовый уровень. 11 класс) в большей степени, чем учебник Алексашкиной, Данилова и Косулиной, выполняет функцию второго концентра изучения истории – осмыслить и обобщить знания, полученные в первом концентре (в нашем случае – в 9-м классе). Начиная с вопроса о переходе к НЭПу, он постоянно напоминает о главной цели руководства страны в 1920-е – начале 1930-х – построении социализма. Материал излагает сжато, ясно, чётко – именно так, как нужно, если мы хотим помочь ученику обобщить уже имеющиеся у него знания.

Странным, необъяснимым провалом на этом фоне выглядит в этом учебнике информация о коллективизации: она не увязана авторами с индустриализацией (о причинах коллективизации они вообще не напоминают).

Недостаточно подчёркнуты, выделены в этом учебнике и результаты индустриализации, коллективизации и «культурной революции». Отчасти, впрочем, это оправдано: соответствующая информация не представляет сложности для усвоения, и можно ограничиться сообщением её в учебнике для 9-го класса.

В целом же при изложении вопросов, связанных с НЭПом и построением социализма в СССР, существующие учебники истории для 11-го класса выправляют информационные пробелы и дидактические просчёты, имеющиеся в учебнике для 9-го класса. За исключением, однако, преувеличения результатов индустриализации СССР – преувеличения технического уровня советской промышленности 1930-х годов.

***

Таким образом, действующие учебники в целом удовлетворительно трактуют объёмный и внешне действительно очень трудный вопрос. Здесь мы встречаемся с довольно редким явлением, когда результаты работы историков, заметные по этим сюжетам уже на протяжении последних 25-30 лет, стали достоянием и школьного образования. 

Теги:
История абсолютизмаИстория белого движенияИстория и ИКТИстория политических партий и движенийИстория цивилизацийСоциальная историяСфрагистикаЭтнология и этнография
19966

Поделиться

Соцсети

Новое

Алексей Андреевич Туполев: 100 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

ИСТОРИЯ И СТРАТЕГИЯ ШАХМАТ

Вячеслав Прытков. Очерки из сборника

Методические материалы по освобождению Европы Красной Армией

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БОЛЬ ОТ ГОРЬКИХ ВОСПОМИНАНИЙ

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Памятные даты военной истории России. 15 августа 1799 г. Битва при Но́ви.

Видео

Памятные даты военной истории России

Танковое сражение под Прохоровкой. Памятные даты военной истории России

Видео

Холодная война: Гонка вооружений

Холодная война: Гонка вооружений

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте