Неизвестные шедевры Фаберже
В общественном сознании имя прославленного ювелира Карла Фаберже неизменно ассоциируется с изготовлением драгоценных пасхальных яиц. Действительно, за годы существования фирмы «Фаберже» талантливые мастера создали для императорской семьи 54 подобных украшения. Ювелирные изделия были непростыми и внутри содержали миниатюрный сюрприз, приводивший в восторг монарших особ. Но всемирно известный бренд «Фаберже» – это и сотни других восхитительных вещей: изысканные чайные сервизы, столовые приборы, вазы, резные фигурки, аксессуары и даже монументальные статуи, усыпанные драгоценными камнями.
Фаберже и Романовы
Карл Фаберже родился в 1846 году в Петербурге. От отца, Густава Фаберже, в 26 лет он унаследовал ювелирное дело, которое поднял до небывалых высот и превратил в настоящую империю драгоценностей. Карл Густавович избрал отличный от своих коллег стиль: пока те создавали творения в стиле ренессанс или ампир, Фаберже устремился в будущее, избрав для себя модерн. Он активно посещал всемирные выставки, присматривался к новым тенденциям и самым одаренным ювелирам. В свою «команду» он набрал пятьсот рабочих, а во главе каждой мастерской поставил талантливого мастера. Внимание царской семьи Карл Фаберже впервые привлек в 1882 году на художественно-промышленной выставке в Москве. Там он познакомился с Александром III и императрицей Марией Федоровной. Работы ювелира вызвали у царской четы неподдельный интерес. Карьера Фаберже шла в гору не только на родине, но и за рубежом: на выставке изящных искусств в Нюрнберге он удостоился золотой медали за филигранно выполненную копию скифских сокровищ. Вернувшись домой, Карл Густавович получил право ставить на свои изделия клеймо двуглавого орла – чем не Высочайшее признание таланта?
В 1899 году Карла Фаберже посетила блестящая идея создать миниатюрные копии царских регалий. Большую корону, скипетр и державу можно было увидеть лишь во время коронаций. По особому прошению позволялось также посетить Бриллиантовую комнату Зимнего дворца, которая с 1895 года располагалась на нижнем этаже, где в настоящее время находятся служебные помещения для сотрудников Эрмитажа. Охраняли комнату с регалиями двое гвардейцев. Для реализации замысла Фаберже целый месяц подавал прошения на имя императора и, наконец, получил одобрение: «Высочайше разрешено, но не для продажи». Работа закипела. Над изделием трудились работники двух мастерских, входивших в состав фирмы. Серебряные пьедесталы для регалий создал Исаак Раппопорт, а реплику легендарного алмаза «Орлов» облачил в платиновый ободок Август Хольстрем.
На Всемирной выставке в Париже в 1900 году посетителей поразило качество работы, сопоставимое с оригиналом. Если настоящая Большая корона содержала 4936 камней, то на ее уменьшенной копии мастера смогли разместить 1083 бриллианта и 2458 диамантов. Николай II пребывал в восторге от творения Фаберже и поспешил приобрести его для эрмитажной коллекции, а также распорядился выставить «мини-регалии» в Галерее драгоценностей. Сам Фаберже получил золотую медаль, титул парижского мастера и орден Почетного легиона 5-й степени. На родине в благодарность за труд выдающегося ювелира императрица Александра Федоровна организовала выставку его творений. Экспонаты любезно представили члены императорской семьи и аристократических домов Петербурга. Удача продолжала улыбаться Карлу Фаберже: в том же году он приобрел собственный дом на Большой Морской улице.
Тайны Востока
Изделия Фаберже пользовались успехом не только среди монархов и знатных особ Европы, но и на Востоке. По приглашению принца Чакробонга мастер посетил Сиам, где был удостоен титула придворного ювелира и эмальера. С 1906 года представители фирмы «Фаберже» ежегодно приезжали в Сиам, исполнили нефритовую статую Будды для королевской усыпальницы, а также создали огромных размеров чашу, украшенную алмазами и розовой эмалью. Спустя два года один из сыновей Карла Густавовича, также трудившийся в его фирме, получил из Сиама официальное приглашение. Затем он продолжительное время трудился и жил в королевстве.
Сближение это случилось неспроста. В конце XIX – начале XX века правители Сиама и русские цари поддерживали союзнические, а то и дружеские отношения. Легенда гласит, что сиамский король в знак особого расположения однажды преподнес российскому государю две сотни местных кошек, а взамен впервые получил изделие от Фаберже. Так и началась история знакомства восточных правителей с ювелирными шедеврами из России. На сегодняшний день Таиланд (современное название) является единственным в Азии государством, имеющим в своем распоряжении оригинальные драгоценности от Фаберже. Увы, доступ к ним ограничен, и обычный турист едва ли сможет увидеть творения Карла Густавовича. Дело в том, что коллекция используется исключительно в церемониальных целях по самым важным случаям.
От шутливых «натюрмортов» до торжественных даров
Карла Фаберже отличала удивительная способность искать и привлекать к работе самых лучших мастеров. В фирме работали такие именитые ювелиры, как Юлиус Раппопорт, Михаил Перхин, Генрих Вигстрем. В 1891 году в мастерской Перхина были изготовлены серебряные каминные часы – подарок императорской чете в честь двадцать пятой годовщины свадьбы. Обязательными элементами сложной композиции стали двуглавый орел и грифон – герб рода Романовых. Последний получился особенно удачно: голова орла помещена на тело льва, клюв раскрыт, крылья широко распахнуты, а лапы крепко сжимают меч и щит. Часы так понравились Александру III, что он приказал поставить их в Голубом кабинете Аничкова дворца. За выдающуюся работу Карл Фаберже как владелец фирмы получил восемнадцать с половиной тысяч рублей – сумма по тем временам серьезная. Изделие на много лет пережило и создателя, и владельцев: в 1996 году на аукционе в Нью-Йорке пожелавший остаться неизвестным коллекционер приобрел часы за 1 миллион 650 тысяч долларов.
Обладать драгоценными предметами, созданными Карлом Фаберже и его коллегами, становилось все более престижным. Магазины с прекрасными изделиями привлекали внимание представителей разных слоев общества. Порой Карл Густавович мог позволить себе творческое баловство, которое, впрочем, наряду с известными пасхальными яйцами тоже вошло в историю. В 1905 году мастер создал необычный натюрморт, состоящий из простых вещей: кирпича, граненого стакана, яичницы и закуски в виде маленькой рыбешки. Только вот материалы для этих предметов использовались отнюдь не рядовые. Кирпич ювелир изготовил из яшмы, желток – из янтаря, стакан вместе с содержимым – из горного хрусталя, а рыбки и мухи – из серебра. Композицию окрестили «пролетарским завтраком». В глаза бросается еще одна занимательная деталь натюрморта – выполненная из серебра газета, прикрывающая кирпич. На ней видна надпись «Николай Второй». Оказывается, Карл Фаберже вдохновился событиями первой русской революции, а оригинал печатного издания – не что иное, как «Ведомости Санкт-Петербургского градоначальства», в которых был опубликован манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Именно он по замыслу мастера и выступил подставкой для скромного набора продуктов.
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
Оборона Севастополя. Памятные даты военной истории России
Последние герои (подвиги советских воинов).
Последние герои (подвиги советских воинов).
Древнерусские земли в период политической раздробленности. Владимиро-Суздальское княжество
Лекция посвящена начальному этапу Удельного периода русской истории или по иному определяемому периоду как периоду политической раздробленности Руси до нашествия Батыя. Дана характеристика наиболее значимых древнерусских государств начала XII - начала XIII вв. - Галицко-Волынской земли, Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской республики. Подчеркнуто стремление первых двух к объединению вокруг себя распавшегося древнерусского пространства. Основная часть лекции посвящена истории Владимиро-Суздальского княжества в начале XII - начале XIII вв. Дан экскурс в историю освоения восточными славянами из племен вятичей и радимичей Волго-Окского междуречья. Показан хозяйственный и социально-политический подъем Суздальской земли во второй половине XI в., а также роль князя Владимира Мономаха в этом подъеме. Проанализировано также значение натиска кочевников половцев на Южную Русь для подъема древнерусского Северо-Востока. В лекции проанализированы особенности социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества, в частности, зарождение предпосылок для становления здесь в будущем вотчинного уклада социокультурной системы. Рассмотрены внешняя и внутренняя политика князей Юрия Долгорукого (1125/1132-1157), Андрея Боголюбского (1157-1174), Всеволода Большое Гнездо (1156-1212) и его преемников князей Константина Всеволодовича (1216-1218) и Юрия Всеволодовича (1218-1237). Рассмотрена история обретения иконы Владимирской Богоматери, создания основных архитектурных памятников Суздальской земли - Успенского и Дмитровского соборов во Владимире, Покровской церкви на Нерли, княжеских резиденций в Кидекше и в Боголюбове. Дана история перемещения столиц земли: из Ростова Великого в Суздаль при Юрии Долгоруком и из Суздаля во Владимир на Клязьме при Андрее Боголюбском.