Неизвестные шедевры Фаберже

8/14/2021

В общественном сознании имя прославленного ювелира Карла Фаберже неизменно ассоциируется с изготовлением драгоценных пасхальных яиц. Действительно, за годы существования фирмы «Фаберже» талантливые мастера создали для императорской семьи 54 подобных украшения. Ювелирные изделия были непростыми и внутри содержали миниатюрный сюрприз, приводивший в восторг монарших особ. Но всемирно известный бренд «Фаберже» – это и сотни других восхитительных вещей: изысканные чайные сервизы, столовые приборы, вазы, резные фигурки, аксессуары и даже монументальные статуи, усыпанные драгоценными камнями.

Фаберже и Романовы 

Карл Фаберже родился в 1846 году в Петербурге. От отца, Густава Фаберже, в 26 лет он унаследовал ювелирное дело, которое поднял до небывалых высот и превратил в настоящую империю драгоценностей. Карл Густавович избрал отличный от своих коллег стиль: пока те создавали творения в стиле ренессанс или ампир, Фаберже устремился в будущее, избрав для себя модерн. Он активно посещал всемирные выставки, присматривался к новым тенденциям и самым одаренным ювелирам. В свою «команду» он набрал пятьсот рабочих, а во главе каждой мастерской поставил талантливого мастера. Внимание царской семьи Карл Фаберже впервые привлек в 1882 году на художественно-промышленной выставке в Москве. Там он познакомился с Александром III и императрицей Марией Федоровной. Работы ювелира вызвали у царской четы неподдельный интерес. Карьера Фаберже шла в гору не только на родине, но и за рубежом: на выставке изящных искусств в Нюрнберге он удостоился золотой медали за филигранно выполненную копию скифских сокровищ. Вернувшись домой, Карл Густавович получил право ставить на свои изделия клеймо двуглавого орла – чем не Высочайшее признание таланта?

Красный зал музея Фаберже

В 1899 году Карла Фаберже посетила блестящая идея создать миниатюрные копии царских регалий. Большую корону, скипетр и державу можно было увидеть лишь во время коронаций. По особому прошению позволялось также посетить Бриллиантовую комнату Зимнего дворца, которая с 1895 года располагалась на нижнем этаже, где в настоящее время находятся служебные помещения для сотрудников Эрмитажа. Охраняли комнату с регалиями двое гвардейцев. Для реализации замысла Фаберже целый месяц подавал прошения на имя императора и, наконец, получил одобрение: «Высочайше разрешено, но не для продажи». Работа закипела. Над изделием трудились работники двух мастерских, входивших в состав фирмы. Серебряные пьедесталы для регалий создал Исаак Раппопорт, а реплику легендарного алмаза «Орлов» облачил в платиновый ободок Август Хольстрем.

Копия императорских регалий

На Всемирной выставке в Париже в 1900 году посетителей поразило качество работы, сопоставимое с оригиналом. Если настоящая Большая корона содержала 4936 камней, то на ее уменьшенной копии мастера смогли разместить 1083 бриллианта и 2458 диамантов. Николай II пребывал в восторге от творения Фаберже и поспешил приобрести его для эрмитажной коллекции, а также распорядился выставить «мини-регалии» в Галерее драгоценностей. Сам Фаберже получил золотую медаль, титул парижского мастера и орден Почетного легиона 5-й степени. На родине в благодарность за труд выдающегося ювелира императрица Александра Федоровна организовала выставку его творений. Экспонаты любезно представили члены императорской семьи и аристократических домов Петербурга. Удача продолжала улыбаться Карлу Фаберже: в том же году он приобрел собственный дом на Большой Морской улице.

Дом Фаберже на Большой Морской в Петербурге

Тайны Востока

Изделия Фаберже пользовались успехом не только среди монархов и знатных особ Европы, но и на Востоке. По приглашению принца Чакробонга мастер посетил Сиам, где был удостоен титула придворного ювелира и эмальера. С 1906 года представители фирмы «Фаберже» ежегодно приезжали в Сиам, исполнили нефритовую статую Будды для королевской усыпальницы, а также создали огромных размеров чашу, украшенную алмазами и розовой эмалью. Спустя два года один из сыновей Карла Густавовича, также трудившийся в его фирме, получил из Сиама официальное приглашение. Затем он продолжительное время трудился и жил в королевстве.

Романовский грифон. Мастер Юлий Раппопорт

Сближение это случилось неспроста. В конце XIX – начале XX века правители Сиама и русские цари поддерживали союзнические, а то и дружеские отношения. Легенда гласит, что сиамский король в знак особого расположения однажды преподнес российскому государю две сотни местных кошек, а взамен впервые получил изделие от Фаберже. Так и началась история знакомства восточных правителей с ювелирными шедеврами из России. На сегодняшний день Таиланд (современное название) является единственным в Азии государством, имеющим в своем распоряжении оригинальные драгоценности от Фаберже. Увы, доступ к ним ограничен, и обычный турист едва ли сможет увидеть творения Карла Густавовича. Дело в том, что коллекция используется исключительно в церемониальных целях по самым важным случаям.

От шутливых «натюрмортов» до торжественных даров

Карла Фаберже отличала удивительная способность искать и привлекать к работе самых лучших мастеров. В фирме работали такие именитые ювелиры, как Юлиус Раппопорт, Михаил Перхин, Генрих Вигстрем. В 1891 году в мастерской Перхина были изготовлены серебряные каминные часы – подарок императорской чете в честь двадцать пятой годовщины свадьбы. Обязательными элементами сложной композиции стали двуглавый орел и грифон – герб рода Романовых. Последний получился особенно удачно: голова орла помещена на тело льва, клюв раскрыт, крылья широко распахнуты, а лапы крепко сжимают меч и щит. Часы так понравились Александру III, что он приказал поставить их в Голубом кабинете Аничкова дворца. За выдающуюся работу Карл Фаберже как владелец фирмы получил восемнадцать с половиной тысяч рублей – сумма по тем временам серьезная. Изделие на много лет пережило и создателя, и владельцев: в 1996 году на аукционе в Нью-Йорке пожелавший остаться неизвестным коллекционер приобрел часы за 1 миллион 650 тысяч долларов.

Часы «XXV годовщина свадьбы Александра III и Марии Федоровны». Мастер Михаил Перхин

Обладать драгоценными предметами, созданными Карлом Фаберже и его коллегами, становилось все более престижным. Магазины с прекрасными изделиями привлекали внимание представителей разных слоев общества. Порой Карл Густавович мог позволить себе творческое баловство, которое, впрочем, наряду с известными пасхальными яйцами тоже вошло в историю. В 1905 году мастер создал необычный натюрморт, состоящий из простых вещей: кирпича, граненого стакана, яичницы и закуски в виде маленькой рыбешки. Только вот материалы для этих предметов использовались отнюдь не рядовые. Кирпич ювелир изготовил из яшмы, желток – из янтаря, стакан вместе с содержимым – из горного хрусталя, а рыбки и мухи – из серебра. Композицию окрестили «пролетарским завтраком». В глаза бросается еще одна занимательная деталь натюрморта – выполненная из серебра газета, прикрывающая кирпич. На ней видна надпись «Николай Второй». Оказывается, Карл Фаберже вдохновился событиями первой русской революции, а оригинал печатного издания – не что иное, как «Ведомости Санкт-Петербургского градоначальства», в которых был опубликован манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Именно он по замыслу мастера и выступил подставкой для скромного набора продуктов.

«Пролетарский завтрак». 1905 год