Назло кондуктору. К годовщине протеста против «Диктата папы»

3/19/2017

19 марта 1682 года церковная ассамблея во Франции постановила, что папа римский не имеет права низлагать королей.  

Дональд Трамп буквально взорвался после появления российского разведывательного корабля у берегов США, сгоряча пообещал даже его потопить.

Сегодня, когда мы справляем 335-ю годовщину решительного бунта французов против власти римского папы, стоит поговорить о том, что поступать так, чтобы твои сильные противники тобой довольны – кратчайший путь в безвестность.

Кто главнее?

Как известно, сильными государства становятся в борьбе. Чего-чего, а борьбы на европейском континенте хватало всегда. Относительно затихло только во второй половине прошлого века, а до этого – Римская империя, борьба за её наследство с варварами с окраин и прочими претендентами, крестовые походы, религиозные войны, войны за наследство Испании и Австрии… словом, поводов хватало.

Однако всё перечисленное – только один срез борьбы. Был как минимум ещё один, в котором большинству европейских государств предстояло не только сделать нелёгкий выбор, но и (сделав его) быть готовыми к, скажем так, гибридной войне. Непросто бороться с наместником Бога на земле, коронующим и низлагающим королей и даже отлучающим от церкви императоров. Да, с папой римским.

Узел противоречий между монархами и папой восходит ко временам поздней империи, а также первым столетиям после её распада и может быть описан двумя понятиями: Константинов дар и император Запада. Первое – суть фальшивое обоснование, позволившее папе стать не только главой церкви, но и своего рода монархом (якобы ещё император Константин завещал церкви собственность в самом Риме, а также земли в Италии). Второе – своего рода окончание борьбы за наследство римской империи. Первым коронованным как император Запада был Карл Великий. И короновал его именно папа.

Строгие порядки в дипломатии, титулатуре и процедурах передачи власти новые государства Европы черпали в римском праве, которое толковало понятие власти и главенства без затей. Из этого получалось, что раз папа короновал императора Франкского государства – значит папа главнее императора. И не беда, что существовало государство франков недолго. Преемники же есть.

Право низлагать

Конфликт возникал не только по этому поводу. Вот скажем духовная власть в государстве на местах – епископы, аббаты. Их влияние на население в средние века огромно. Кому их назначать: папе или монарху, на чьей территории и находятся эти епископства и аббатства? И если их назначает и смещает папа, не значит ли это, что важная часть суверенитета (и денег – про десятину не забываем) находится не под контролем главы государства?

В историю это противостояние вошло как «борьба за инвеституру». Наиболее известный пример этот борьбы – папа Григорий VII и император Священной Римской империи Генрих IV. Фразеологизм «хождение в Каноссу» с тех пор остался в большинстве европейских языков, хотя ходить туда довелось только отлучённому от церкви Генриху. Последний, впрочем, тоже в долгу не остался и со временем сумел посадить на папский престол своего протеже, который вернул ему корону. Но противостояние продолжалось вплоть до протестанта Мартина Лютера и его знаменитого «Лучше быть турком, чем папистом».

Тем не менее, до Реформации (и несмотря на инциденты вроде Авиньонского пленения) влияние церкви и её главы в Европе сложно переоценить. Достаточно вспомнить папу Урбана II и практику крестовых походов.

В Англии закон о запрете подчиняться власти папы и прочих иностранных монархов (т.е. власть папы в этом случае рассматривалась как власть главы государства) был принят ещё в 1392 году, и английские короли им регулярно пользовались. Пока спустя чуть более чем сотню лет сами стали во главе церкви – англиканской. Вот так разрешился конфликт между светской и духовной властью в этом случае. Католики попытались взять реванш – память об этом в Британии отмечается до сих пор 5 ноября.

Франция, пожалуй, дольше всего оставалась лояльной главе церкви. Достаточно вспомнить «Три мушкетёра» Александра Дюма-отца. Исторический фон произведения – война с гугенотами. С другой стороны, параллельно с этой лояльностью (будем так называть нежелание идти на разрыв и открытый конфликт) существовал так называемый галликанизм – совокупность учений, мнений, концепций об автономии церкви Галлии, её особых свободах и привилегиях. На этой же совокупности основывалось и стремление уберечь светскую власть от настырного влияния Ватикана. И наряду с отстрелом гугенотов французская аристократия и купечество пытались остановить распространение Контрреформации во Франции.

Сам спор, приведший к созыву ассамблеи французской церкви, возник всё из-за той же борьбы за инвеституру, вернее, её французской вариации. Среди прочих особых древних свобод, на которые постоянно напирала Франция в отношениях с Римом, было права сбора десятины в вакантной епархии (в той, куда пока не назначен епископ). Очередной папа потребовал отказа от этой практики. Духовенство поддержало своего короля.

Работа ассамблеи продолжалась довольно долго – с ноября 1681 по март 1682 года, и результатом её работы стала «Декларация четырёх статей». Зато каких: суверенитет короля, ограничение власти папы Вселенскими соборами, подтверждение древних вольностей французской церкви, определение границ компетенции папы и соборов. «Отказаться от права низлагать королей значило бы для папы впасть в ересь», – заявлял в 1609 году Павел V. Но декларация именно что отказывала папе в таком праве.

«Диктат папы», авторство которого приписывают всё тому же Григорию VII, дававший право не только низлагать королей и императоров, но и освобождать вассалов от присяги им, окончательно отходил в историю. Вместе с этим клонился к закату папский Рим как своего рода сверхгосударство – ну, а как называть страну и правителя, имеющего (пусть и формальное) право лишать власти своих соседей?

***

Эта давняя история говорит нам о том, что:

– Вечных сверхдержав не бывает в принципе. Даже если считать историю от самого апостола Петра. «Чем они больше – тем громче падают», – говорил в схожей ситуации один киногерой;

– Большинство государств, имеющих вес в Европе, имеют в своём активе и опыт противостояния папе римскому. Не конкретной персоне, а власти, претендующей на контроль над частью континента;

– Часто приходится слышать, что в неразберихе 1990-х слишком много суверенитета отдали за просто так. Единственный способ его вернуть – малозаметное, но упорное выгрызание своих прав обратно.

– Несмотря на гибридность конфликта между светской и духовной властью, короли и императоры видели только один верный способ противостоять ему: сила. В этом смысле император Александр III с фразой о двух верных союзниках и Сталин, интересовавшийся количеством дивизий у папы римского, несомненно шли по дороге, проторенной задолго до них.

Хорошая дорога, грех не воспользоваться.