En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Музей в сердце столицы: кто и зачем основал ГИМ

12.07.2021

В годы правления Александра II на Красной площади началось возведение здания Исторического музея – одного из главных как в Российской империи, так и в современной России. В 1875 году император пожелал заложить камень в основание будущего музея, но, увы, не дожил до его открытия. Строительство затянулось на несколько лет – денег на возведение величественного здания из красного кирпича постоянно не хватало, пока музею не присвоили статус объекта государственного значения. В дни торжеств по случаю коронации новый правитель Александр III с супругой Марией Федоровной посетили зал музея и остались чрезвычайно довольны увиденным. В июне 1883 года Исторический музей наконец распахнул двери для посетителей.

Основатели

В 1872 году в Москве состоялась Политехническая выставка, приуроченная к двухсотлетнему юбилею со дня рождения Петра Великого. Один из отделов выставки носил название «Севастопольского» и был посвящен исследованиям древнего Херсонеса, событиям Крымской войны и героической обороне Севастополя при неравном соотношении сил. Организаторы этого отдела и подали идею о создании отдельного музея, посетители которого могли бы познакомиться с историей родной страны. Александру II предложение понравилось, и 9 февраля 1872 года он подписал соответствующее распоряжение. Будущий музей должен был носить имя великого князя Александра Александровича – наследника престола.

Основатели Исторического музея в Москве

Севастопольский отдел Политехнической выставки возглавлял ученый-археолог Алексей Уваров, сын министра народного просвещения николаевской эпохи. Именно Уваров-младший, заручившись поддержкой коллег, и выступил за создание нового музея. Мнение историка поддержали коллеги: Уварова считали талантливым исследователем и невероятно эрудированным человеком. Большую известность ему принес труд «Исследования древностей южной России и берегов Черного моря», опубликованный в 1848 году на двух языках – русском и французском. Алексей Уваров руководил Московском археологическим обществом и регулярно принимал участие в раскопках на территории России. Другим деятелем науки, подхватившим идею Уварова, был Иван Забелин – тоже археолог, сферой интересов которого была история Москвы с момента ее основания. Он работал в Дворцовой конторе архивариусом и отвечал за ведение археологических раскопок скифских курганов близ Екатеринослава и около Керчи. Результаты исследований Забелин представил в обширном труде «Древности Геродотовой Скифии». Будущие основатели Исторического музея четко продумали его структуру еще до начала строительства: сколько будет залов, из чего формировать экспозицию, какие экспонаты станут наиболее ценными. Осталось самое важное – начать строительство.

Возведение здания  

Под строительство отвели территорию между Никольской и Сенатской башнями. Возводили здание почти десять лет, поскольку с момента основания музей существовал на личные средства энтузиастов и добровольные пожертвования. Министерство финансов подключилось к решению денежного вопроса накануне вступления на престол Александра III – ко дню коронации государя следовало полностью достроить музей.

Конкурсный проект здания музея

Проект, который предложили архитектор В.О. Шервуд и инженер А.А. Семенов, не сразу снискал положительную оценку. Дело в том, что основатели настаивали на строительстве здания в русском стиле шестнадцатого столетия – чтобы музей идеально вписывался в остальной архитектурный ансамбль на Красной площади и уравновешивал собой уже существующие монументальные постройки. Оформляя фасады, архитектор ориентировался на декоративное убранство Храма Василия Блаженного, церкви Вознесения в Коломенском, возведенной в честь рождения будущего Ивана IV, а также на внешний вид царского дворца в Коломенском – любимой резиденции царя Алексея Михайловича. Финальный проект здания музея назывался кратко, но красноречиво – «Отечество».

Коронационная процессия Александра III

Строительство музея растянулось с 1875 по 1883 годы. Сначала директором стал Алексей Уваров, а после его смерти – Иван Забелин. Здание возводили на века: геральдические скульптуры и флаги на шатрах и кровлях оснастили поворотными механизмами, чтобы те могли выдержать сильные порывы ветра. На шатрах самых высоких башен располагались двуглавые орлы – их изображения заимствовали с герба первых Романовых. Полы первого этажа музея украсили мозаиками, а ступени лестниц сделали из каррарского мрамора – одного из ценнейших сортов, который добывают в итальянских Альпах. В оформлении интерьеров исторического музея приняли участие практически все видные художники тех лет. Виктор Васнецов, например, написал фриз «Каменный век», а панораму Керченского пролива создал Иван Константинович Айвазовский. Выдающиеся мастера из поселка Палех Владимирской губернии уже в начале XX века оформляли росписью залы, связанные с правлением Ивана Грозного и Бориса Годунова. А вот залы второго этажа не удавалось оформить вплоть до падения Российской империи. Нередко художники пользовались ими как своими мастерскими. Так, в стенах Исторического музея трудились и создавали шедевры В.И. Суриков, И.Е. Репин и В.А. Серов.

Уникальные экспонаты: от первой книги до сабли Наполеона

В экспозиции Исторического музея представлена одна из древнейших русских книг – «Изборник Святослава» 1073 года. В списке самых древних рукописных произведений «Изборник» занимает третье место, после «Остромирова Евангелия» и «Новгородского кодекса». Сама книга представляет собой переписанные дьяком Иоанном болгарские тексты. Книга составлена по заказу, данному князем Святославом Ярославичем – сыном Ярослава Мудрого. Есть в музее и первая печатная книга с кожаной обложкой и двуглавым орлом на ней, изданная в Москве, – знаменитый «Апостол» Ивана Федорова и Петра Мстиславца. Историки полагают, что эту книгу вполне мог листать сам Иван Грозный, восхищаясь аккуратным шрифтом.

Зал Исторического музея

Другая группа интересных экспонатов, которые можно увидеть в Историческом музее, – предметы одежды и быта царственных особ. Сохранилась до наших дней верхняя часть шубы Алексея Михайловича – ее называют спорок. Шуба в XVII веке была неотъемлемой частью гардероба представителей знати и считалась желанным подарком к любому празднику. В шубах отправлялись и на заседание Боярской Думы, и на застолья, и на пиры, а также на редкие прогулки. В царских семьях было принято шубы «наследовать» по мужской линии, то есть, сыновья донашивали вещи отцов. Спорок Алексея Михайловича, возможно, тоже достался ему от первого правителя из династии Романовых – Михаила Федоровича. Шуба сшита из беличьего меха (он находится с внутренней стороны), а сверху расшита растительными узорами и выполнена из золоченого атласа.

Сабля Наполеона Бонапарта

В музее находятся предметы, принадлежавшие и зарубежным историческим личностям. Один из них – роскошная сабля Наполеона, обладателем которой он стал после Египетского похода. Удивительно, как столь дорогое для французского императора оружие оказалось в руках у русских. Однако судьба сабли была не менее удивительной, чем участь ее первого владельца. Одна из версий гласит, что Наполеон сам вручил саблю графу Шувалову, адъютанту Александра Первого. Шувалов в числе представителей стран-победительниц сопровождал французского императора на остров Эльба, куда того сослали после заключения Фонтенблоского договора 1814 года. Перед началом периода «Ста дней» Наполеона ожидало еще одно испытание – проехать по собственной стране, которую бывший правитель привел к поражению. Наполеон боялся разгневанной толпы, которая в Авиньоне и Оргоне набрасывалась на карету с криками «Долой тирана и разбойника!». Шувалов оттеснил негодующих людей и, дабы обезопасить Наполеона от дальнейших нападок, переоделся в его костюм, а бывшему императору предложил простую синюю блузу, не привлекающую внимания зевак. Добравшись до фрегата «Неукротимый», Наполеон в благодарность вручил графу Шувалову свою саблю. Оружие хранилось в семье графа, было собственностью потомков до начала Гражданской войны, затем его конфисковали красные и даже использовали в боях. Лишь годы спустя сабля «обрела покой» в Музее Отечественной войны 1812 года, который является частью Исторического музея.  

Теги:
История исторической культурыИстория культурыКультураИстория исторического знания
33371

Поделиться

Соцсети

Новое

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

ИСТОРИЯ И СТРАТЕГИЯ ШАХМАТ

Вячеслав Прытков. Очерки из сборника

Методические материалы по освобождению Европы Красной Армией

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БОЛЬ ОТ ГОРЬКИХ ВОСПОМИНАНИЙ

Минобороны и РВИО опубликовали документы о взятии Берлина Красной Армией

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Освобождение Вильнюса от немецко-фашистских захватчиков. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Грюнвальдская битва. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Кунерсдорфское сражение. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте