Миф Куликовской битвы
Герасимов Григорий Иванович,
доктор исторических наук, научный консультант Тульского государственного музея оружия, член Научного совета РВИО
8 сентября 1380 года (по юлианскому календарю) на Куликовом поле, расположенном к югу от места впадения реки Непрядва в Дон, было туманное утро. Когда туман рассеялся, то обнажились русские полки. Князь Дмитрий Донской объехал войска, воодушевляя воинов словами: «Ныне же, братья устремимся на битву, от мала до велика, победными венцами увенчаемся!». Затем он переоделся в чужие доспехи, дабы не быть узнанным врагами, и поехал в первые ряды войска, чтобы собственноручно биться с ордынцами.
В 12-м часу дня показались татары. Началась великая битва, в которой родилась Великая Россия, сначала в форме мифа, а через сто лет – как геополитическая реальность.
Куликовская битва до сих пор существует как миф и как объект научного исторического исследования. И в этом качестве они всегда будут отличаться друг от друга, часто не совпадая и противореча друг другу.
Наука не любит мифы и пытается с ними бороться, и часто напрасно, поскольку борьба эта порой не только бесполезна, но и вредна. Особенно отчетливо это видно на примере мифа Куликовской битвы. Этот миф имеет колоссальное значение в российской истории, однако научное значение битвы с военной и политической точки зрения не столь велико. Его реальные последствия были исчерпаны уже через 2 года, когда хан Тохтамыш взял Москву и привел Московское княжество к повиновению. На этом реальное значение битвы закончилось, и началась великая работа мифа в умах русских людей.
Исторический миф – это представление народа о важном для него событии прошлого. Как феномен общественного сознания миф отрывается от реальной основы и начинает жить своей жизнью в идеальном мире человеческого разума, производя порой работу такого масштаба, которая не под силу людям, совершившим реальное событие.
Миф Куликовской битвы создал единый русский народ и Российское государство, сначала как возможность в умах людей, а через сто лет – как реальность.
Реальная и мифическая Куликовские битвы существуют в разных мирах и пространствах. Если первой уже нет в реальности, она ушла в небытие прошлого, то мифическая продолжает существовать в идеальном мире сознания российских граждан.
Давно уже нет Руси и Золотой Орды, не осталось потомков участников этой битвы, сохранивших семейные предания. Все, что мы имеем сегодня, – это великий миф, созданный поколениями историков, литераторов, художников. Этот миф находится в текстах летописей, полотнах, кинофильмах и актуализируется в живом человеческом сознании, наполняя его гордостью за мужество и героизм наших предков, сумевших сбросить татаро-монгольское иго.
В научной истории Куликовская битва то была важным событием истории, как, например, в дореволюционной российской истории, то вовсе не упоминалась. Например, в первое десятилетие советской власти, в период господства взглядов М.Н. Покровского, сражение как важное историческое событие не упоминалось. Радикальному пересмотру значение Куликовской битвы подверглось во второй половине 30-х гг. ХХ столетия, когда она была «реабилитирована» и стала символом борьбы с иноземными захватчиками. В наше время смуту и смятение в представление о Куликовской битве внесли теории: Л. Гумилева, А. Фоменко, А. Носовского.
Относительно немногочисленные достоверные факты о Куликовской битве позволяют по-разному их интерпретировать в зависимости от той теории, с которой к ним подходят ученые, литераторы, публицисты. Поэтому Куликовская битва навсегда останется полем научных и околонаучных споров. К созданию единого мнения о ее роли и значении нынешние, да и будущие факты не приведут. И в этой связи особое значение приобретает феномен мифа Куликовской битвы, живущий и существующий в общественном сознании, сам по себе, уже довольно слабо связанный с научными исследованиями.
Этот миф мало менялся, неся в себе одни и те же идеи – освобождения от татаро-монгольского порабощения, создания единого народа и государства, сохранения православной веры. Приспосабливаясь к конкретным историческим обстоятельствам, он всегда работал на объединение народа, власти и укрепления государства. В отличие от выводов научных исследований, – всегда был верен своим идеям.
Колоссальную роль миф Куликовской битвы играл в течение первых ста лет после сражения, вселяя уверенность в возможности освобождения и объединения русского народа в едином суверенном, а значит и свободном, в русском понимании этого слова, государстве.
Европейцы понимают свободу как либерализм, как свободу индивида творить свою волю в этом мире. Русская свобода иная. Русский народ свободен, только имея свое собственное государство, которое он построил по своей воле и которое осуществляет эту волю. Европейцам эта русская воля и страшна, и ненавистна. Они рассматривают ее как форму добровольного рабства русского народа своим правителям, якобы надевшим ярмо на выю народа. Это не так. В жесткости, а порой и в жестокости русской власти как раз и проявлялась непреклонная воля народа к достижению своих целей. И с этой точки зрения русский народ был свободен и в правление Ивана III, и Ивана Грозного, поскольку они берегли главную святыню русского народа – православную веру, а значит, спасали души христианские.
Наряду с рядом других великих мифов, подвиг русского народа на Куликовом поле вдохновлял российских воинов в годы наполеоновского и гитлеровского нашествий. Сегодня этот миф по-прежнему актуален, поскольку вновь стоит вопрос о существовании суверенного российского государства, о едином народе, способном осуществлять свою волю при посредстве государства.
Созидательная роль мифа Куликовской битвы в истории России огромна, и он будет работать на благо страны и народа до скончания их времен. Если сравнить роль этого мифа с ролью в нашей истории исторических исследований о Куликовской битве, то они несопоставимы. Любое, самое лучшее научное исследование по своей созидательной силе и практической значимости даже близко не стоит с мифом, до сих пор питающем наши силы.
Это не значит, что науку нужно заменить мифом. Ни в коем случае. Наука должна заниматься своим делом, своими исследованиями, но не надо пытаться научными методами сокрушить существующие великие исторические мифы, лежащие в основе силы нашего народа и государства.
Чаще всего ученые ставят под сомнение то или иное положение мифа: а была ли Куликовская битва именно в том месте, где мы полагаем сегодня; а сколько людей в ней участвовало с обеих сторон; а бился ли Пересвет с Челубеем, или это выдумки досужих монахов, сочинивших летопись? Эти и многие другие вопросы, над которыми работают ученые, закономерны, но использовать их выводы для борьбы с мифом контрпродуктивно, поскольку его созидательная мощь намного сильнее мощи (в данном случае – разрушительной) исторической науки. Справедливости ради, надо отметить, что ученый чаще всего, пытаясь докопаться до истины, не желает с ее помощью подорвать миф. Результатами его труда пользуются политики, и те, кто, подрывая миф, целят в русский народ и Россию.
В истории отчетливо прослеживается тенденция, как к использованию мифа Куликовской битвы для укрепления российского государства, начиная с Московской Руси и заканчивая современной Россией, так и развенчание этого мифа, с целью ослабления Российского государства, усиления центробежных тенденций.
Все наши величайшие победы: сражение на Чудском озере, освобождение Москвы в 1612 году, Бородино, Московская битва 1941 года и в их ряду Куликовская битва – это разгром агрессора, напавшего на страну и поставившего государство и его народ на грань жизни и смерти. Это – экзистенциальная победа, после которой происходит возрождение народа. Совершив чудо победы, он поднимается над собой прежним и становится многократно сильнее. Куликовская битва – это момент осознания того, что русские стали сильнее татар. Сильнее в творчестве, в созидании и, как результат, – на поле боя.
Для того, чтобы победить Орду, нужно было провести гигантскую творческую созидательную работу. Иногда приходится читать, что, мол, русские переняли у татар жесткость их государства, азиатский способ управления, жестокость и тем победили своих учителей. Это неверно. Мы действительно многое переняли у татар, но это не было простым копированием. Побывайте в музее на Куликовом поле, посмотрите на вооружение русских и золотоордынских воинов, и вы увидите различий больше, чем схожего. Проанализируйте государственные структуры и социально-политические отношения в Московском княжестве и Золотой Орде, и вы поймете, как они были непохожи.
То, что бралось иноземного, в том числе и монголо-татарского, всегда сопрягалось с исконно русским, а если не могло сопрячься – отбрасывалось. И главным ограничителем, на оселке которого проверялась сама возможность заимствования иноземных форм и практик, – была православная вера. Что ей не соответствовало, не могло быть принято христианским народом и его правителями.
В XVI веке было не так много создано в искусстве, литературе, но очень много в военном деле, государственном устройстве, создании идейных основ для будущего единого русского народа. Эта великая творческая работа до сих пор не осознана. Мы по-прежнему смотрим на свою историю сквозь европейские окуляры, а они решительно отсекают все оригинально русское, и позволяют увидеть только «прогрессивное» – европейское. А его в то время не было. Тогда наш народ творил самостоятельно и оригинально. Его творчество не имело общечеловеческой ценности. Оно было направлено на спасение самого русского народа – на восстание его из исторического небытия, куда его загнала татаро-монгольская рать.
Куликовская битва – это важнейший шаг русского человека к осуществлению его древней мечты о возвращении к единому государству – сильному, могучему, свободному и независимому, каковым оно и предстает в мифе о Киевской Руси.
Идея русского единства – главная идея Куликовской битвы и последующего исторического народно-государственного строительства. Причем, это не христианская идея. В православии нет ни эллина, ни еврея, ни русского. Эта идея – воспоминание о недолгом великом прошлом начальной Киевской Руси, которая распалась силой родового строя княжеского наследования земель и уделов, эгоизмом тогдашних правителей и прочих «сильных» людей – тех, кого сегодня мы называем элитой.
Надо отдать должное русской православной церкви, которая в лице своих лучших пастырей активно поддержала идею объединения русских земель. И поскольку православие постепенно и неуклонно становилось основой русского мировоззрения, то эта поддержка была очень ценной.
Великая роль мифов и родственных им утопий – идей, не имеющих оснований в реальном мире, в том, что вера в них больших людских масс приводит к их осуществлению, будь то создание России в результате осуществления мифа Куликовской битвы, или построение коммунизма, впервые созданного воображением Томаса Мора.
Великие идеи порождают великие дела и часто они создаются в форме мифов, поэтому наши национальные мифы – такое же достояние народа, как величайшие достижения науки и техники, только намного более хрупкое. В нашем рационалистическом и прагматичном мире становится все меньше места для мифов, а значит надо беречь те, которые нам достались от наших предков, и среди них безусловно один из первых – миф Куликовской битвы.
Обложка: "Удар Засадного полка (Куликовская битва)"Виктор Викторович Маторин, Павел Петрович Попов, 2001 год. Источник: arthive.ru
Новое
Видео
День защитника Отечества 23 февраля – День воинской славы России
23 февраля 1918 года у деревень Большое и Малое Лопатино под Псковом бойцы 2-го красноармейского полка вступили в бой с передовым отрядом германских войск. Этот день стал считаться Днём создания Рабоче-Крестьянской Красной Армии
Д/ф "Вера и Патриотизм"
Бывшие офицеры на службе в Красной Армии в 1918-1922 годах
В обывательском сознании укоренился стереотип о полной "зачистке" Советской властью белого офицерства, доставшегося в наследство от Российской Империи, в ходе общих репрессий против дворянства.