En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Миф Александра Невского: вчера, сегодня, завтра

08.06.2021

Исторический миф – это тот ясный и устойчивый образ, который сложился в общественном сознании в результате усвоения устных народных преданий и легенд, произведений литературы и искусства и научных исторических знаний. Миф является важной частью образа прошлого, сформированного в рамках господствующего в данное время мировоззрения, поэтому он всегда актуален. Исторические мифы подтверждают и одновременно поддерживают сложившееся мировоззрение,  их развенчание всегда негативно сказывается на вере в главные идеи конкретного общества.  Вместе с тем, мифы легко разрушаются при крушении того мировоззрения, в рамках которого они создаются и существуют. Особенно легко мифы разрушаются наукой, однако иногда от такой научной победы вреда для общества больше, чем пользы.

Мифологическая фигура Александра Невского в народной памяти и отечественной истории постоянно меняется. У каждой эпохи «свой Невский».

Рождение мифа

Время жизни князя Александра Ярославича пришлось на сложный и трагичный для Руси XIII век. Три важнейших события определяют историческую суть и смысл этого времени: кризис веры, вызванный падением Константинополя и заключением византийцами унии с римской католической церковью, что было воспринято на Руси, как предательство православия; завоевание монголами русских земель; и организованный натиск Запада на Русь. Во всех этих событиях Александр Невский сыграл ключевую роль, выступив как защитник православной веры.  

Первые важнейшие подвиги князя были совершены им в битвах со шведами, тевтонскими рыцарями и их союзниками на Неве и Чудском озере.  Исторической наукой эти сражения сегодня оцениваются, как не самые многочисленные для того времени, однако важность одержанной победы определяется не числом сражающихся, убитых и взятых в плен, а тем значением, которое они приобретают в истории. И в этом отношении, духовное значение битв, выигранных новгородцами под руководством благоверного князя Александра, намного больше их реального военного и политического значения, именно в этом их мифический характер.

Александр Невский – православный святой

Первоначально миф Александра Невского был создан в период безраздельного господства православного мировоззрения, ценности которого отстаивал князь Александр, благодаря чему был канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных.

Для православного человека победа над врагами не могла быть достигнута без вмешательства высших сил. Бог на стороне победившего, а тот, через кого Бог действовал, – святой. Это хорошо чувствовал автор первого жития святого Александра Невского, написавший: «…без Божия повеления не было бы княжения его»[1], а очевидец битвы «видел воинство Божье в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил их помощью Божьей»[2]. Все эти видения, несомненно истинные для верующего человека, создали мировоззренческую основу для православного мифа Александра Невского.

Деяния князя Александра в свете рационалистического мировоззрения

Пришедшая на смену православному историописанию научная историография, в лице Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, Н.И. Костомарова, сосредотачивается преимущественно на фактах, поэтому битвы на Неве и Чудском озере у них выходят заурядными сражениями, даже оценки во многих случаях не даются, поскольку авторы ограничиваются лишь пересказом летописных текстов. Для рационалистически мыслящего историка становится неважной и ненаучной самая важная часть мифа – божественная роль князя и его дел в этом мире. Историческая наука отвергает мифологическую составляющую народной памяти о святом благоверном Александре Невском. Однако сфера научного влияния даже в начале ХХ века на народное сознание была невелика, по сравнению с влиянием церковным, поэтому православный миф продолжал существовать вплоть до 1917 года.

Советский миф

Марксистская историография, первоначально руководимая М.Н. Покровским, отвергла положительную роль и значение святого князя Александра в советской истории. В соответствии с марксистской теорией, он был охарактеризован как великорусский шовинист, защитник и проводник финансовых интересов купеческой новгородской верхушки, глава класса эксплуататоров. К тому же, чин святого ставил крест на его марксистском историческом будущем. Военные победы над шведами и крестоносцами в тот период тоже не вписывались в теорию коммунистического интернационализма, а рассматривались, как стремление защитить консервативные православные устои от передового западного влияния. Почти два десятилетия миф, не получая официальной поддержки, постепенно угасал в общественном сознании.

Крах надежд на мировую революцию привел к созданию теории построения социализма в одной стране – СССР. Выстоять в мировом враждебном окружении было непросто, –– нужно было мобилизовать все народные силы для отпора возможному агрессору.  Поэтому в 1930-е годы в коммунистическое мировоззрение была инкорпорирована идея величия русской истории, закономерно приведшая к социализму. Был создан и новый теоретический концепт – советский патриотизм, который тоже имел свои корни в древнерусской истории. В 1937 году в научной статье С.В. Бахрушина впервые было реабилитировано православие, поскольку оно несло в себе «прогрессивные элементы». Это позволило смягчить для советского человека то негативное восприятие образа Александра Невского, которое придавал ему статус святого.

Одним из важнейших аргументов для историков-марксистов, в пользу возвращения в отечественную историю личности Александра Невского, стали цитаты К. Маркса, писавшего о «псах-рыцарях» и «крестоносной сволочи». Это, а также отказ от теоретических воззрений школы М. Покровского и создание новой советской истории, несводимой в своих положительных моментах только к классовой борьбе против угнетателей трудового народа, и необходимость поиска в прошлом опоры для консолидации народных сил в преддверии неминуемой схватки с Западом, привели к очередной переоценке исторической роли личности Невского и возрождению его мифа уже в советском варианте. Эта, подспудно шедшая в исторической науке работа, неожиданно раскрылась в художественном образе, созданным С.М. Эйзенштейном в его знаменитом фильме. В новом советском мифе Александр Невский из святого превращается в главного защитника Руси от западных врагов и посягательств. В послевоенное время этот миф был многократно закреплен, в том числе, и в научных трудах.

Евразийский выбор Александра

Неоднозначно отношение к добровольному союзу Александра Невского с монголами, поработившими Русь.  Эта тема наиболее глубоко была проработана «евразийцами» в эмиграции. Так, Г.В. Вернадский в статье «Два подвига Александра Невского» пришел к выводу, о правильности подчинения в то время Руси власти Востока, для того, чтобы дать отпор Западу. Этот, сугубо научный вывод, плохо вписывается в мифический образ святого князя, и народная память приписывает ему не союз с Ордой, а, напротив, – борьбу с татарами.

Рационализм выбора: «плетью обуха не перешибешь», обусловленный абсолютным военным превосходством Орды, большей частью, был обусловлен все же возможностью сохранения православной веры и под монгольской пятой. Подчинение Западу означало отказ от православия и принятие в том или ином варианте католичества. Как считает А. Дугин: «В XIII в. Русь стояла перед выбором: ориентироваться на Запад или обратить взоры на Восток. Первый путь предлагал князь Даниил Галицкий, второй – Александр Невский. Как показала история, ставка на католический мир себя не оправдала».

Либеральная ликвидация мифа

После крушения СССР миф Александра Невского подвергся очередному, теперь уже либеральному, развенчанию. Наиболее последовательно и ясно это сделал историк И.Н. Данилевский. По его мнению, «реальный» Александр Невский — это «сын своего времени, хитрый, властолюбивый и жестокий правитель, всеми силами старавшийся сначала заполучить, а потом удержать титул великого князя. Он, видимо, был одним из первых русских князей, который в годы ордынского нашествия понял простую истину: помогая Орде грабить и угнетать свой народ, можно получить кое-какие выгоды для себя». Такая характеристика никак не вписывается в рамки мифа. Одновременно Данилевский осудил перестроечные перехлесты в низвержении духовных идолов советских времен и заявил, что «Куда более взвешенной выглядит оценка сражения на Чудском озере “со стороны”». И этой стороной, конечно, оказался профессор Оксфордского университета.

Историк Дж. Феннел низвел великий и ненаучный миф, вдохновлявший многие поколения защитников России на подвиги и смерть, к банальной констатации: «Александр делал только то, что многочисленные защитники Новгорода и Пскова делали до него и что многие делали после него, — а именно устремлялись на защиту протяженных и уязвимых границ от отрядов захватчиков». Это действительно научный вывод: сухой и непредвзятый, который, однако, никого не вдохновит на подвиг. Миф исчезает, вместо него зияет незаполненная пустота народного сознания.

Миф сегодня

Сегодня встает непростой вопрос: а что важнее и нужнее для общества – научный или мифологизированный образ князя Александра Невского?

Под беспристрастным научным анализом любой миф легко и просто разрушается, потому что он всегда изначально ненаучен. Однако его ненаучность не означает, что этот миф ложен, вреден и бесполезен.  Миф Александра Невского особенно ярко показывает, что не наукой единой жив человек и для общества и государства есть вещи поважнее науки, одной из них и являются мифы народного сознания, позволяющие протянуть нить времен к нашим великим и давно несуществующим предкам и получить от них реальную помощь в такой мере, которая невозможна средствами современной исторической науки. 

Не слышал, чтобы какая-то научная историческая статья об Александре Невском кого-то вдохновила на подвиг, а вот киномиф С. Эйзенштейна многим дал силы в нашей грандиозной борьбе с фашизмом. Поэтому не надо науке бороться с великими мифами нашего народа, дающими ему силу жить, строить, бороться за свою семью, народ, государство. Пусть они существуют, так будет лучше и для общества, и для науки.

По мнению В.Р. Мединского «Невский – это столп, на котором стоит дух нации, русская идеология, русская культура и русская национальная идея»[10]. В нашей истории найдется немного столь гармоничных личностей, соответствующих русскому идеалу, как святой князь Александр, поэтому его образ и завтра будет востребован народным сознанием.

Житие Александра Невского http://www.a-nevsky.ru/library/aleksandr-nevskiy-zhizn-i-deyaniya31.html

Житие Александра Невского http://www.a-nevsky.ru/library/aleksandr-nevskiy-zhizn-i-deyaniya31.html

Бахрушин С.В. К вопросу о крещении Руси // Историк-марксист. 1937. № 2. С. 40.

Архив Маркса и Энгельса. Т. V. М., 1938. С. 343.

Вернадский Г.В. Два подвига Александра Невского // Наш современник. 1992. № 3. С. 151—158.

След в истории. Чем прославился Александр Невский? // "Аргументы и Факты" № 28. 2010.

Данилевский И. Н. Александр Невский: Парадоксы исторической памяти // «Цепь времён»: проблемы исторического сознания. М., 2005. С. 119—132.

Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII—XIV вв.). М.: 1998. С. 220.

Феннел Дж. Кризис средневековой Руси: 1200–1304. М., 1989. С. 174.

Мединский В.Р. Лекция, на просветительском марафоне «Новое знание», посвященная 800-летию святого благоверного князя Александра Невского. https://rvio.histrf.ru/activities/news/item-8170

Теги:
Средневековая Русь
29729

Поделиться

Соцсети

Новое

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

ИСТОРИЯ И СТРАТЕГИЯ ШАХМАТ

Вячеслав Прытков. Очерки из сборника

Методические материалы по освобождению Европы Красной Армией

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БОЛЬ ОТ ГОРЬКИХ ВОСПОМИНАНИЙ

Минобороны и РВИО опубликовали документы о взятии Берлина Красной Армией

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Освобождение Кишинёва от немецко-фашистских захватчиков. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Оборона Севастополя. Памятные даты военной истории России

Видео

Галицийская битва. Памятные даты военной истории России

Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте