En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Межвоенные крепости

12.05.2017

О том, к чему привела разыгравшаяся в Европе после 1918 года фортификационная лихорадка, рассказывает новая интересная публикация.

От Мажино до Бенеша

В третьем номере «Военно-исторического журнала» за 2017 год доктор исторических наук Константин Носов, директор по научной работе Центра изучения истории фортификации, сравнивает возможности многочисленных оборонительных сооружений, которые возводились в различных европейских странах для защиты от потенциальной агрессии. Государств таких было немало: оборонительные линии созда­вались в Бельгии, Германии, Греции, Италии, Нидерландах, Румынии, Польше, Советском Союзе, Финляндии, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Швеции, Югославии.

У межвоенной фортификации имелись крепкие исторические корни. По словам автора, «по стратеги­ческим принципам фортификация 1920-1930-х годов напоминает оборонительные линии времён Античности, Средневековья и Нового времени (Великая Китай­ская стена, Адрианов, или Анто­нинов, вал, Змиевы валы, Засеч­ные черты и т.п.). Но укрепления возводились с учётом новых видов оружия и тактических прин­ципов». Характерны для укреплённых линий и звучные названия, бравшиеся или из мифологии (швейцарская линия Винкельрида и германская – Зигфрида) или из текущей политики (румынские линии в честь короля Кароля II, чехословацкая, прозванная в германской печати линией Бенеша, знаменитая французская, названная по имени министра обороны Андре Мажино).

К.С. Носов резонно замечает, что «строительство этих линий вкла­дывались колоссальные средства. Не раз раздавались призывы «не зарывать деньги в землю», потра­тить их на развитие бронетехники или авиации, но правительства и военные стратеги большинства стран уделяли больше внимания фортификации».

Подземные галереи большой укреплённой группы Galgenberg линии Мажино

Зарыли деньги в ДФС

Итог масштабного строительства по всей Европе долговременных фортификационных сооруже­ний (ДФС) автор приводит в специально таблице. Последствия строительства межвоенных крепостей весьма различны – всё в первую очередь зависело от финансовых возможностей.

Например, у Польши лишних денег не водилось, отсюда и плачевные итоги. С 1928 по 1939 год на границе с СССР начали строить линию Полесье, большинство участков которой достроить не удалось. Не лучше обстояли дела и на границе с Германией: «Несколько лет поляки возво­дили укрепления одновремен­но на востоке и западе страны, но сооружение мощных укрепрайонов на двух границах оказалось не под силу эконо­мике Польши. К началу войны ни одна из границ не была достаточно укреплена».

Советский же участок границы со II Речью Посполитой даже по названиям укрепрайонов (УР) выглядел внушительно: «Всего в 1928-1933 гг. были построены 13 УРов: Карельский, Кингисепп­ский, Псковский, Полоцкий, Минский, Мозырьский, Киев­ский, Коростеньский, Ново­град-Волынский, Летичевский, Могилёв-Ямпольский, Рыбниц­кий, Тираспольский. До 1937 года продолжалась установка в них оборудования и вооруже­ния. В 1938 году для заполне­ния брешей между этими УРами приступили к строи­тельству ещё 8 укрепрайонов — Островского, Себежско­го, Слуцкого, Шепетовского, Изяславского, Старо-Констан­тиновского, Остропольского, Каменец-Подольского. Они были в основном построены к 1939 году». Укрепления на пространстве от Карельского перешейка до Чёрного моря в западных газетах называли «линией Сталина», в советской традиции такого наименования не было, упоминались лишь конкретные укрепрайоны.

Входной блок большой укреплённой группы Schoenebourg линии Мажино

Но большая политика часто злобно шутила над популярной у межвоенных стратегов идеей долговременной фортификации. Даже тем, кто строил активно и добросовестно, в случае изменения границ приходилось начинать всё заново. В СССР в 1940-1941 годах «примерно в 300 км западнее прежних укреплений, актив­но строили 15 укрепрайо­нов протяжённостью от 50 до 120 км каждый: Тельшяйский, Шауляйский, Каунасский, Алитусский, Гродненский, Осовецкий, Замбрувский, Брестский, Ковельский, Влади­мир-Волынский, Струмиловский, Рава-Русский, Пере­мышльский, Верхне-Прутский, Нижне-Прутский». Всего планировалось построить 25 УР, но этим планам помешало начало войны с Германией.

Остатки долговременных сооружений времён фортификационной лихорадки и сегодня можно встретить в различных местах Европы. Теперь это прочно ушедшая в историю страница повседневности первой половины ХХ века.

Полный вариант статьи К.С. Носова «Фортификационная лихорадка в Европе между двумя мировыми войнами» читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» (№ 3. С. 42-50). Смотрите также информацию на сайте журнала. 

Теги:
ГеральдикаИстория белого движенияГосударственные, политические, социальные институтыПолитическая история
4370

Поделиться

Соцсети

Новое

Алексей Андреевич Туполев: 100 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

ИСТОРИЯ И СТРАТЕГИЯ ШАХМАТ

Вячеслав Прытков. Очерки из сборника

Методические материалы по освобождению Европы Красной Армией

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БОЛЬ ОТ ГОРЬКИХ ВОСПОМИНАНИЙ

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Подвиг крепости Осовец. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Бородинская битва. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Невская битва. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте