Мария Кожевникова: Твоя история – это твоя кровь
Актриса рассказала, почему военное кино может быть интересно для молодых и как оно влияет на актеров.
Профессия актера – это сложная и извилистая тропа, полная развилок, ухабов и резких поворотов, но каждый ее изгиб открывает для идущего что-то новое и порой приводит в то место, куда тот давно мечтал попасть. Что помогает актеру прийти к роли, о которой он давно грезил? Трудолюбие, интуиция, а иногда просто удача – факторов очень много.
Но часто «идеальная» роль оборачивается настоящим испытанием и проверяет тебя на прочность – не только как актера, но и как человека. В мире кино и театра есть много сложных персонажей и игровых ситуаций, которые интересно примерить на себя, но одна тема всегда оставляет неизгладимый отпечаток как на карьере, так и на личности артиста: это тема войны.
В жизнь актрисы Марии Кожевниковой она пришла вместе с фильмом «Батальонъ», который вышел в кинопрокат 20 февраля 2015 года. Роль графини Натальи Татищевой, которая из нежной барышни превратилась в солдата женского батальона смерти, во многом изменила отношение к актрисе. Если до этого многие зрители воспринимали Марию как актрису несерьезного жанра, известную в основном благодаря ролям в комедийных сериалах и мелодрамах, то в «Батальоне» Кожевникова неожиданно раскрылась как талантливая драматическая актриса.
Недавно у нее появилась еще одна возможность проявить себя в серьезном кино: Кожевникова сыграла в картине Константина Хабенского «Собибор». Фильм, снятый при поддержке Министерства культуры РФ и Российского военно-исторического общества, рассказывает о побеге лейтенанта советской армии Александра Печерского из нацистского концлагеря в Польше в годы Великой Отечественной войны.
В интервью порталу «История.РФ» Мария призналась, что роли в «Батальоне» и «Собиборе» сильно изменили ее взгляды на жизнь, а также поддержала идею РВИО снять фильм о Зое Космодемьянской. По мнению Марии, такая роль – настоящий подарок судьбы для любой актрисы. А вот к фильму «Смерть Сталина» актриса отнеслась крайне негативно, как и к любым попыткам «стереть» часть своей истории.
«Передо мной открылся целый мир»
– Мария, как вы считаете, можно ли сегодня снимать такое кино, как «Страсти по Зое», и ждать, что оно будет успешным, особенно у молодых людей? И вообще, современное кино о войне – это правильно?
– Такое кино не то что можно – нужно снимать! В зарубежном кинематографе сейчас кризис со сценариями. А у нас богатейшая история с историческими фактами и личностями такого масштаба, про которых даже кино – это мало! Конечно, я считаю, что такие сюжеты просто необходимы. Нужно снимать в разных направлениях, и сейчас вы видите, как успешно идет этот процесс: снимаются фильмы про наш космос, про спорт. Картина «Движение вверх» как раз доказывает, что молодежь ходит на такое кино, ей это интересно. Молодежь много чего не знает, но готова и хочет это узнать. Поэтому мне кажется, что это сейчас очень актуально, необходимо, ну и вдобавок прибыльно. Последнее тоже важно, поскольку хотелось бы, чтобы наше кино окупалось.
– Что касается военного кинематографа, то вы уже знаете эту сферу изнутри: три года назад вы снялись в фильме «Батальонъ», а скоро на экраны выйдет «Собибор» Константина Хабенского, где вы сыграли главную женскую роль. Скажите, как на вас повлияли эти роли? Ведь война – очень тяжелая тема, особенно для женского сознания.
– Безусловно, про женский батальон смерти я слышала и до того, как возникла идея снимать это кино. Но когда я начала погружаться в материал, передо мной открылся целый мир – новый мир, о котором я до этого не знала. Просто в голове никогда не было целостной картины тех событий. Безусловно, когда ты вникаешь и проживаешь все это, оно настолько затрагивает тебя, что ты уже не можешь быть тем, прежним. Знаете, это ведь как хорошая книга – она меняет человека, если по-настоящему проникает в душу. А твоя история, история твоих предков – это твоя кровь, она не может не проникать в тебя. Поэтому актера, наверное, больше меняет даже не работа над самой ролью, а погружение в материал, в эпоху, в событийность. Для меня так было и с «Батальоном», и с «Собибором». После таких проектов ты становишься мудрее и сильнее. К примеру, очень многие вообще ничего не знали про женский батальон до того, как посмотрели наш фильм. Да и про историю Зои Космодемьянской современное поколение тоже вряд ли знает. Такие роли – это всегда интересно. И тут дело даже не в каком-то сходстве внешности, черт лица, а в силе духа и человеческой воли, интересен именно этот большой масштаб личности. И такая роль для любой актрисы – это всегда подарок судьбы. Когда тебе попадаются роли такого масштаба, у тебя как у актрисы есть возможность раскрыться. При этом тебе выпадает шанс, сыграв такую личность, донести эту историю до молодежи. Если небеса так распорядятся и мне доведется сыграть Зою, то я буду счастлива. Но актрис много, а таких фильмов и таких людей, как Космодемьянская, к сожалению, гораздо меньше.
«У нас не будет будущего, если мы не будем знать наше прошлое»
– Вы хотите сказать, что хороших актеров сегодня найти проще, чем хорошо сделанное кино?
– С одной стороны, это наша беда, потому что у нас на самом деле очень много хороших актрис и актеров, и из театральных вузов выпускаются замечательные артисты. Но материала, где талантливый актер мог бы себя раскрыть и показать, к сожалению, немного. Мне присылают много сценариев, но действительно хорошего, цепляющего материала крайне мало. Истории в основном высосаны из пальца ради юмора или, наоборот, чтобы разжалобить зрителя, но при этом нет особого смысла в сюжете.
– Вы имеете в виду именно кино и телевидение или театр тоже?
– И сериалы, и антрепризу. Знаете, у нас сейчас везде главное – это заработать. Я согласна, что нужно зарабатывать деньги, но все-таки искусство не должно быть только ради денег. Люди, которые создают кино, понимают, какие фильмы хорошо пройдут в прокате; к примеру, одно время у нас были очень популярны комедии с юмором, скажем так, «ниже плинтуса». Но многие их смотрели, и их начали выпускать буквально под копирку. Поэтому, конечно, артистам в этом плане нелегко. А потом мы их ругаем: «Зачем же они снимались в таком материале?» Друзья, другого материала нет! У нас есть очень много талантливых актеров, и мне очень обидно за артистов – артистов действительно хороших, сильных, глубоких, когда, к сожалению, для них нет ролей и они не могут себя раскрыть. Для этого нужен качественный материал. И я думаю, что кино о Зое Космодемьянской – этот как раз тот материал, где можно раскрыть себя и показать весь свой потенциал.
– И таких фильмов в последние годы возникает все больше – тот же «Батальонъ», «Сталинград», «28 панфиловцев». А главное, люди действительно идут на это кино, хотят его смотреть. Значит, тенденция движется к лучшему?
– Безусловно! Понимаете, у нас не будет будущего, если мы не будем знать наше прошлое, если мы не будем им гордиться и учиться на тех ошибках, которые, безусловно, тоже совершались – не без этого. Но у нас есть и подвиги, есть великие люди, о которых надо говорить и о которых надо снимать кино. А на ошибках надо учиться. Без этого багажа ни у кого не будет будущего, только так можно идти вперед. Поэтому, когда сейчас многие пытаются, скажем, стереть память о Сталине, я против этого. Я не оправдываю Сталина, но стирать свое существование, свою кровь, свою историю – к этому я очень категорично отношусь. Этого делать нельзя! А поступают так люди, которые хотят, чтобы России не было.
– Вы упомянули генсека в связи с недавним скандальным фильмом «Смерть Сталина»?
– Да, и в этом контексте тоже. В этом плане я поддерживаю позицию Министерства культуры. Ведь существует очень много примеров, когда американцы запрещали у себя какие-то фильмы – например, кино про башни-близнецы. То есть существует такая практика, поэтому здесь нет ничего вопиющего, а из-за этого сейчас пытаются поднять глобальный шум. Моя позиция – мы должны уважать свою страну и снимать правдивые фильмы. И в Минкульте стали по-другому относиться к кино, на которое выдаются деньги.
Кадр из фильма «Собибор»
– Что вы имеете в виду?
– Режиссеры должны понимать, что, если ты делаешь что-то по заказу Министерства культуры Российской Федерации, то заказчик – государство. Поэтому ты не можешь, принимая деньги от государства, его же за эти деньги очернять. Безусловно, у нас есть много бед, много проблем, и я ничего не идеализирую. Поверьте, после пяти лет работы в Госдуме идеализировать что-то уже невозможно – мой мир перевернулся в тот момент, когда я стала депутатом. Но согласитесь, было бы странно, если бы вы заказали про себя фильм, а вас или вашу семью показали бы с самой худшей стороны, правильно? Поэтому, безусловно, мы должны это правильно понимать и принимать.
А мы напоминаем, что именно вы, наши дорогие читатели, можете помочь фильму «Страсти по Зое» выйти на экраны. Чтобы поддержать проект Егора Кончаловского, необходимо зайти на сайт ДАР.ИСТОРИЯ.РФ и нажать кнопку «Пожертвовать». Имена всех, кто примет участие в сборе средств, будут упомянуты в титрах фильма независимо от суммы пожертвования.
Новое
Видео
Ключевые моменты Гражданской войны. 1-я лекция
Лекция А.В. Ганина, к.и.н., редактора Отдела военной истории Российского исторического журнала «Родина»
Первая мировая война за 22 минуты
Первая мировая война за 22 минуты
Берлинская стратегическая наступательная операция. 16 апреля – 8 мая 1945 года
Заключительным сражением в Великой Отечественной войне стала битва за Берлин или Берлинская стратегическая наступательная операция, которая проводилас ...