En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

М.М. Ковалевский о социальной сущности и политических идеях Английской революции XVII века

03.03.2014

O.B. Бодров

М.М. Ковалевский о социальной сущности и политических идеях
Английской революции XVII века

Историческая наука в России последней трети XIX - первых двух десятилетий XX века переживала пору своего расцвета и вста­ла вровень с зарубежными национальными историческими шко­лами, как по уровню своей теоретико-методологической базы, так и по широте и глубине охвата конкретно-исторической пробле­матики.

Особенностью данного периода являлись, во-первых, пози­тивные шаги правительства «пореформенной эпохи» «сверху», служившие импульсом к замене всего российского уклада в соци­альной, экономической, политической и духовной областях; во-вторых, изменения диктовались «изнутри» и обуславливались не­обходимостью исследования исторического опыта тех стран, ко­торые уже прошли путь от традиционного, по сути своей средне­векового общества, к быстро развивающемуся государству со­временного типа, основанному на рыночной экономике, либе­ральных ценностях и свободах, научно-техническом прогрессе; в-третьих, интеллектуальные векторы «извне» - успехи новых те­орий в области гуманитарного знания, переход от идеалистичес­кой философии Гегеля к естественнонаучным школам и, в пер­вую очередь, позитивизму неудержимо влекли за собой переос­нащение истории как научной дисциплины новыми исследова­тельскими методами и расширяли кругозор историка; в-четвер­тых, внутренняя логика развития исторической мысли от изуче­ния античных и библейских сюжетов к проблемам многовековой «картины жизни» в эпоху Средневековья необратимо ставила за­дачу освоения «свежих следов» «нововременной цивилизации», с ее родовыми признаками: капитализмом, борьбой за раскрепощение личности во всех аспектах ее жизнедеятельности и рево­люционными грозами.

Российские «всеобщие историки» находились на передовой этих сложных и часто противоречивых процессов и сумели найти адекватные «ответы» на «вызовы» времени. Именно в это время появляется устойчивый термин «русская историческая школа» или «русская школа» зарубежной истории, обогатившая мировую науку исследованиями социально-экономического фактора, а так­же изучением истории Франции «старого порядка» и эпохи рево­люции XVIII века.

В 2011 году исполнилось 150 лет со дня рождения М.М. Ковалевского – «самой яркой фигуры в русской либеральной историографии»[1], «выдающегося историка нового времени», «обеспечив­шего признание русской исторической науке на Западе»[2]: исто­рика, социолога, этнографа, юриста, археолога, урбаниста, исто­рика хозяйства и общественно-политической мысли. Коли­чество лишь опубликованных трудов М. Ковалевского прибли­жается к 700 наименованиям[3]. Об этом ученом напи­сано уже немало, и сегодня продолжают выходить книги и ста­тьи, что, по мнению некоторых авторов, позволяет утверждать о сложившейся в российской историографии традиции «Ковалевсковедения»[4]. Общепризнанными стали работы, раскрывающие те или иные аспекты его многообразной деятельности: научной, пе­дагогической, общественно-политической, а также ранее мало­известные страницы биографии и личной жизни ученого.

Большинство из работ российских авторов последней трети XIX в., так или иначе затрагивающих эпоху Английской революции XVII в., страдало общими недостатками: они были написаны, в основном, на оте­чественных источниках или опубликованных переводах, сведения зачастую брались «из вторых рук», преобладали философские исследования и книги биографического жанра. Глубокого и спе­циального исследования, основанного на оригинальных докумен­тах, среди этих трудов еще не было.

Именно М. Ковалевскому, первому из российских историков, защитившему магистерскую и докторскую диссертации на бри­танском архивном материале, суждено было стать основателем истории средневековой Англии. Именно после его работ появи­лись труды П.Г. Виноградова, Д.Н. Петрушевского, А.Н. Савина, заложивших основу отечественной школы изучения Англии[5]. Данный вывод современного российского исследователя мы мо­жем с успехом отнести и к Англии нового времени, которую Ковалевский изучил столь же основательно.

Покинув Россию и обосновавшись во Франции, российский ученый продолжает свой «английский цикл». В 90-х годах XIX в. он принимается за обстоятельное исследование проблем Английс­кой революции XVII в. Ученый-англовед замыслил создать боль­шой труд по данной теме, но не довел работу до конца, хотя в тече­ние 20 лет публиковал статьи по различным аспектам революции[6].

Какие вопросы в первую очередь привлекли внимание российского историка? Прежде всего - предпосылки революции, а именно социально-экономическое развитие Англии в XV-XVII вв.: аграрный вопрос; секуляризация, огораживание общин­ных земель, обезземеливание крестьянства. Интересовали Ковалевского и проблемы, связанные с политической борьбой в ходе революции и общественно-политической мыслью эпохи.

Период первой Английской революции Ковалевский назы­вает «поворотным моментом не в одной политической, но и в социальной жизни Англии, потому что он знаменует собою ре­шительный разрыв со средневековым хозяйственным строем, его системой мелкого производства для удовлетворения потребно­стей рынка... Переворот этот сказался в области производства и расширения скотоводства в ущерб земледелию, в области город­ского -  в развитии суконной мануфактуры и вывозной торгов­ли их продуктами. Все и каждое из перечисленных явлений были вызваны, несомненно, всем предшествующим ходом экономи­ческого развития страны и только ускорены в своем дальней­шем ходе тем отношением, в какое стало к ним правительство республики»[7]. Прослеживая данный период экономического развития страны, Ковалевский указывает на его «отправные пун­кты» развития: рост торговли шерстью в XV веке, развитие в свя­зи с этим овцеводства и огораживаний, замена землевладельчес­кого хозяйства луговым»[8].

Поворотным моментом в истории земледелия и сельских классов Ковалевский называет XVI в., когда овцеводство вышло за пределы личных земель и стали огораживаться общинные пас­тбища. Это вело к уходу из поместья копигольдеров, и вечно - наследственная аренда крестьян, или копигольд, начинает усту­пать место фермерскому хозяйству, т.к. «мелкое крестьянское хозяйство возможно лишь под условием существования, наряду с наделом, еще общинных угодий», на которых крестьянин может кормить рабочий скот, корову и т.д.  С другой стороны, ко­пигольд становится убыточным для держателя, т.к. крестьяне платят неизменную ренту, а цена за землю постоянно растет.

Согласно теории Ковалевского, рост запроса на землю, рост ренты за зем­лю, увеличение в ряде стран спроса на шерсть дополняются еще одной важной причиной переворота в сельском хозяйстве - се­куляризацией монастырских земель, проведенной Тюдорами, когда «последовало перемещение приблизительно 1/5 или 1/6 всей возделываемой площади из рук аббатов и приоров в руки светской знати», и «ни слова не было сказано в пользу беззе­мельных»[9].

Таким образом, исчезновение крепостного права в англий­ской деревне историк объясняет чисто экономическими причина­ми[10]. Земледелие отступило на задний план, уступив место ско­товодству, на смену крестьянину пришли «денежные арендато­ры, скупщики и торговцы шерстью». Изменился облик деревни, а лендлорды превратились в буржуа. Обезземеливание крестьянства привело к новой демографиче­ской ситуации: «население хлынуло в города и доставило англий­ским городским промыслам - мануфактуре и торговле - то гро­мадное количество рук, без которого в эпоху, когда машины еще не были известны, английской промышленности и торговле от­нюдь не удалось бы достигнуть такого быстрого преобладания над промыслами и торговлей других стран Европы...»[11]. Кроме того, развилось бродяжничество и нищенство.

Подробно осветив социально-экономическое развитие Анг­лии в XVI веке, и, главным образом, аграрный переворот, историк анализирует непосредственные причины революции. В 12-ой главе «Истории Великобритании» он подробно описывает правление первых Стюартов, раскрывает суть конфликта между королем и парламентом по конституционным, денежным и церковным воп­росам. Но, отмечая религиозные споры, ученый все-таки на пер­вый план выводит противоречия в области экономических и по­литических отношений.

В анализе событийной истории революции Ковалевский так­же выделяет аграрный вопрос как основной. Он прослеживает, как в XVII в. продолжалось обезземеливание крестьянства и зах­ват общинных земель, когда к традиционному «огораживанию» добавляется и «осушение болот» с последующей передачей луч­ших земель новому собственнику. Российский историк замечает, что «быстрый рост населения, увеличивший спрос на землю, по­вел к возрастанию платимой за нее ренты, а это обстоятельство должно было обусловить собою более интенсивную систему хо­зяйствования, при которой общинное землевладение... становит­ся анахронизмом»[12]. Таким образом, именно необходимость интенсификации сельского хозяйства обусловила решение аграрного вопроса в ходе революции. Кроме этого, Ковалевский отмечает «неудобства феодальных порядков» для дворян также в плане юридической практики, ког­да они «не могли беспрепятственно согнать крестьян со своей зем­ли, не нарушая их прав»[13] и в то же время сами являлись вассала­ми короля и обязаны были нести повинности и платежи, как и их собственные крестьяне.

Феодализм, как мы видим, с каждым поколением становит­ся все более тягостным для земельных собственников во всех сво­их проявлениях. Поэтому, по мнению ученого, и был принят акт 1656 г., которым был «положен конец феодальным и крепостным отношениям» в интересах землевладельцев.

Ковалевский следующим образом определяет характер революции: «Таким образом, знакомство с социальными усло­виями землевладельческих классов в период республики и про­тектората не оставляет сомнения в буржуазном характере пер­вой Английской революции...»[14]. А последствия ее таковы, что «прогресс Англии в мировой промышленности и мировом об­мене имеет своим отправным пунктом обезземеление народных масс»[15].

Итак, Ковалевский первым из российских ученых совершил прорыв в изучении Английской революции, рассматривая в един­стве социально-экономическую и политическую историю, причем первая у него обуславливает вторую. Говоря словами А.Н. Сави­на, «социальная история имеет дело по преимуществу с двумя сторонами общественной жизни: с правоспособностью различных общественных классов, и с их хозяйственным положением. У Ко­валевского, юриста по своей преподавательской деятельности, в работах по английской истории, история хозяйственного быта получает решительное преобладание над историей юридических норм: для широких выводов и сравнений экономическая эволю­ция дает гораздо больше, чем сложная и своеобразная история английского права... Ковалевский является убежденным сто­ронником эволюционной точки зрения и явно склоняется к мне­нию о первенствующем значении экономических явлений в об­щественном развитии»[16].

Вклад российского ученого тем более значим и весом, что кроме него, в зарубежной историографии последней четверти XIX в. экономической историей Англии специально занимался лишь Т. Роджерс, изучавший сугубо специфические вопросы эко­номики. По мнению Е.В. Гутновой, «экономическое развитие сред­невековой Англии с середины XIII до конца XVIII вв. рассматри­валось им сквозь призму движения зарплаты, а также движения цен на хлеб, шерсть и другие необходимые средневековые това­ры. Поскольку движение цен и зарплаты само нуждалось в объяс­нении, Роджерс наряду с ним решающую роль отводит фактору народонаселения, трактуя его при этом скорее не с экономичес­кой, а с биологической точки зрения»[17].

Другой, не менее известный английский историк револю­ции С. Гардинер вообще мало интересовался аграрным и соци­альным вопросом в Англии середины XVII в. В 18-томной рабо­те по истории гражданской войны он, в сущности, «прошел мимо деревенской Англии, если не считать краткой характеристики клубменского движения, несколько замечаний о зарплате рабо­чих и подъеме цен на хлеб, сделанных на основе исследований Роджерса; Гардинера интересовала официальная, правящая Англия того и другого лагеря, интересовали больше события, чем состояния»[18].

В 1900-е годы научный и практический интерес Ковалевско­го перемещается от социальной и экономической истории к исто­рии идей и общественной мысли. Это находит отражение в его работах по истории Англии, которые публикуются в России в самых различных изданиях. Основным трудом Ковалевского по истории политической мысли является трехтомник «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламен­таризму. Рост государства и его отражение в истории политичес­ких учений» (1906).

Какими же предстают перед нами концептуальные взгляды российского ученого в области общественной мысли и полити­ческих учений? Начнем с того, что сам Ковалевский, характери­зуя свои научные интересы, иногда говорил, что он на две трети является историком учреждений и идей (выделено мною. - О.Б.)[19]. С этим, безусловно, можно согласиться, как, впрочем, и с тем ут­верждением историка, что изучать историю государственных ин­ститутов и политических идей в отрыве друг от друга бессмыс­ленно. Во вступлении к своему главному труду в этой области Ковалевский ставит именно такую цель, когда пишет: «Я наме­рен представить в возможно сжатом виде историю государства, насколько она выступает в доктринах важнейших политических писателей, как древнего, так и нового мира. Моя книга - не исто­рия политических учений и еще менее история учреждений. Это - попытка показать, что обе тесно связаны друг с другом и не могут быть поняты одна без другой. Ряд писателей (мне достаточно вспомнить в настоящее время имена Поля Жанэ, Франка и Б.Н. Чичерина) задался уже мыслью изобразить общий ход раз­вития политических теорий: одни излагали их в связи с учениями о нравственности, другие - в связи с развитием метафизики. Но ни один не счел нужным показать более тесную зависимость по­литической мысли от политической жизни»[20].

Совершенно иначе к рассматриваемым вопросам подходит Ковалевский. По словам современника, «упорная неподвижность и догматизм одинаково свойственны и манчестерскому либерализ­му Чичерина, и консерватизму Коркунова. То и другое было чуж­до живой мысли Ковалевского. Он не думает, что вечная истина - старая истина. Жизненной истиной для него была идея прогресса во всем: в промышленности, в политическом строе, в человеческой мысли». В ответ на утверждение о том, что все формы политичес­кого устройства, известные еще Аристотелю, продолжают жить и сегодня, он возражал, указывая при этом, что «под старыми назва­ниями... нам приходится иметь дело с совершенно новыми полити­ческими образованиями»[21].

«Заглавие моей книги, - пишет Ковалевский, - верно переда­ет мою основную мысль. Я думаю, что ход развития сказался в замене прямого народоправства представительным и патриар­хальной монархии - парламентаризмом, или системою самоуп­равляемого общества под главенством наследственного или из­бираемого вождя». Природа этой эволюции потому была дорога Ковалевскому, что она соединялась с развитием самого общества, с исчезновением в нем рабства и крепостничества, проведением в жизнь равенства всех перед законом и судом, ростом обществен­ной самодеятельности, укреплением неприкосновенности тех са­мых прав личной свободы, которые еще со стороны левеллеров столь торжественно были провозглашены неотчуждаемыми, и которые в последнее время нашли лучшее, по его мнению, осуществление в парламентарных государствах. Но и парламентаризм он не считал последним словом политического творчества, и приветствовал его всякое дальнейшее развитие «в духе равенства и свободы»[22].

Ковалевский не идеализировал ни прошлое, ни настоящее, оба периода представлялись ему одним из звеньев в цепи событий историческо­го развития. Это «представление о вечном обновлении человече­ства, в противоположность представлению о постоянстве и по­вторяемости форм ее, и дало ему возможность явственнее отме­тить такие детали политических учений, которые сглаживались и оставались в тени в исследованиях Коркунова и Чичерина; ... в его изложении заполнились подлинно живым содержанием сухие схемы абстрактных теорий»[23].

Три главные идеи Ковалевского являлись основными во всех его крупных исследованиях:

- Народонаселение является главной причиной хозяйственной революции.

- Экономика определяет эволюцию политэкономических теорий.

- Политическая практика лежит в основе политических док­трин.

Во всех перечисленных сферах жизнедеятельности человека прогресс (ключевая формула Ковалевского-социолога) проявля­ет себя по-разному. В политической сфере прогресс проявляется в росте обществ, в их объединении и солидарности, в «замиренности» между ними. По мнению российского ученого, тенденция к объединению охватит в конце концов весь земной шар, он меч­тал об этом единстве и солидарности в планетарном масштабе. Однако Ковалевский не отождествлял общество с государством, как это делал в XX в. Э. Мейер, он признавал длительный период догосударственного состояния и развития общества. С другой сто­роны, он не считал также современные ему государственные фор­мы вершиной в развитии политического строя[24].

Дальнейший прогресс Ковалевский видит не в смене одних государственных форм другими, когда монархию сменяет респуб­лика, а в неуклонном развитии политических прав и равенства граждан, а также их свободы. Категории равенства и свободы имели у него характерные синонимы: представительство населе­ния и автономия личности; самоуправление народа и самоопре­деление личности. «Не в наличии или отсутствии правящей дина­стии надо видеть ближайшее развитие политической организа­ции народа, - пишет Ковалевский, - а в большей или меньшей автономии личности, с одной стороны, и большим или меньшим участием своего гражданства в руководительстве политической жизнью страны - с другой»[25].

Исходя из данного постулата, историк задается целью проследить совершенствова­ние политических идей и практики в указанном направлении[26]. Он показывает, что прославленная античная демократия была весь­ма далека от идеала, а средние века представляли временную оста­новку в прогрессивном развитии политической доктрины и учреж­дений[27]. Таким образом, у него история политического прогресса, который он отождествляет с демократией, не совпадает с историей политической жизни народов. Последняя шире во времени и про­странстве, чем первая. По мнению, Б.Г. Сафронова, не случайнос­тью и не европоцентризмом (решительным противником которого был историк), а указанной выше концепцией объясняется отсутствие в работе «От прямого народоправства...» истории политических учреждений и теорий некоторых древних монархий, арабского ха­лифата, римского цезаризма и католической теократии. Ковалевс­кий убежден, что здесь нельзя искать «зародышей современного де­мократического движения», ибо здесь имеет место совершенное пре­клонение личности перед властью - с одной стороны, а с другой сто­роны - признание равенства людей только перед богом[28].

В лекциях по истории политических идей в XVII-XVIII вв., прочитанных в Высшей вольной школе в Петербурге, Ковалевс­кий подчеркивал ту же мысль, что и в известной монографии, говоря, что «... история политических и социальных доктрин дол­жна поставлять и решать вопросы: есть поступательный ход в развитии этого учения в связи с развитием форм правовых и го­сударственных, и в какой связи стоит она с общим ходом челове­ческих знаний... Каждый мыслитель есть продукт своей среды, ничто не проходит для него бесследно... политические доктрины есть не что иное, как выражение верований и надежды народа»[29]. Историзм, органично присущий творчеству российского уче­ного во всех его проявлениях, формулируется им как кредо поли­тического мыслителя и, следовательно, это требование необхо­димо применять и ко всякому изучающему плоды его труда. «По­литические писатели, - говорит Ковалевский, - не в состоянии проводить жизнь, замкнувшись в лаборатории, кабинете: им не­обходимо проводить свои идеи в жизнь, под влиянием событий они вырабатывают свои теории». Ученый ссылается на изречения Гете, заявлявшего: «кто жил для своего времени - жил для всех времен» и О.Конта: «мертвецы иногда наиболее живые люди». Согласно Ковалев­скому, обращаясь к изучению известной эпохи, необходимо, преж­де всего, поставить вопрос, что «унаследовали писатели от пред­шествующей эпохи и что внесли нового».

Объясняя задачу исследователя данного исторического вре­мени, российский историк перечисляет ряд необходимых требо­ваний, а именно, «какой уровень народа, где появляются писате­ли; какова личная подготовка его самого; каково отношение к учреждениям его страны; каковы источники его теории; его от­ношение к вечным вопросам, его философское мировоззрение: что им заимствовано, что привнесено, как он додумался до своих идей, насколько его учение может считаться истинным; заблуждался ли он, или мысль людей не поднималась еще до того уровня, когда она может претворить его идеи»[30].

Подобная методика работы с миром идей и учений и сегодня вполне соответствует арсеналу интеллектуальной истории, воб­равшей в себя, в том числе, и историю политических учений и идей[31].

Каковы же основные константы современного, по Ковалев­скому, правового государства, как он их видит и исследует? Это, в первую очередь, «идеи личного права, разделения властей, гос­подства права, гарантии конституции, ответственность должно­стных лиц перед судом, свободное местное самоуправление, двух­палатная система и парламентаризм - «все это основано на идее самоопределения личности»[32].

Личные свободы и возможность самоопределения личности для Ковалевского всегда было принципиальным и политическим вопросом, а если уж выделять главную политическую идею мыс­лителя, то это и будет, как подчеркивали его современники, идея свободы личности [выделено мною. - О.Б.]. И нет ничего опас­нее, указывал он, чем всемогущество государства, так как это не­минуемо означает подавление личности, наоборот, «государствен­ная власть принципиально должна быть всегда ограничена, а лич­ные права, напротив, обладают принципиально неограниченным характером, так как не они служат целям государства, а государ­ство служит целям «охраны личной самодеятельности». Безуслов­но, что не Ковалевский открыл эту идею, она не принадлежит кому-то одному, а является коллективной. Однако именно он в самых разно­образных вариациях и с необходимою полнотою приемов социо­логической и политической аргументации выдвинул и обосновал данную идею. Важно то, что в его работах «идея личности-самоцели прони­кает собой и предопределяет все его остальные политические воз­зрения: из этой идеи можно их легко вывести, и только в свете этой идеи можно правильно понять их»[33].

Приверженность Ковалевского Англии не ограничивалась лишь тематикой его работ и практическим интересом к британским порядкам. Полпред российской науки и общественности часто бывал в Соединенном королевстве и подолгу там жил, устанавливал личные контакты с учеными, политиками, писателями.

Историк совершил прорыв в изучении общественной и политической мысли Англии в мировой историографии, впервые представив цельную картину смены эпох в общественном и поли­тическом сознании на протяжении нескольких столетий, причем не в узком юридическом смысле как политико-правовых учений, а в широком историческом понимании – совокупности общественных и по­литических идей.

М.М. Ковалевский определяет основное различие между уче­ниями средних веков и нового времени, которое заключено в нераздельности начал личности и государственного суверените­та, преобладании сословных прав над личными в Средневековье. Он опровергает устоявшийся в науке тезис о том, что Протестан­тизм и Реформация являются исходными моментами в развитии либерально-демократических теорий нового времени и подчер­кивает, что Реформация лишь способствовала распространению последних.

Российский англовед подробно анализирует аргументацию основных противоборствующих лагерей в идеологической под­готовке в ходе самой Английской революции XVII в.: абсолюти­стские концепции и взгляды сторонников «смешанного правле­ния» и парламента. Он отмечает отсутствие в традициях англий­ской политико-правовой мысли самого понятия «абсолютизм» и прослеживает его заимствование из иноземных источников - французских, итальянских и др. Историк указывает на наличие трех течений у кавалеров: теологического, юридического, рацио­налистического и демонстрирует основные положения «патриар­хальной теории», «ветхозаветных аргументов» и светского уче­ния Т. Гоббса. Вывод ученого состоял в том, что теория абсолютной монархии в 40-х гг. XVII в. была лишена строгой исторической аргументации, юридические основы ее были спор­ны, а рационалистические обоснования, проистекающие из самой человеческой природы, чужды религиозному XVII веку.

Теоретические постулаты сторонников парламента зижди­лись на устоявшейся в политической традиции Англии формуле «равновесия короля, лордов и общин». Главной целью круглого­ловых, по словам Ковалевского, было не свержение монархии, а лишь ограничение королевской прерогативы. Именно эта уме­ренность политических воззрений пресвитериан и индепендентов заставляла их искать и находить аргументы в пользу «умеренных образов правления» и думать о «примирении свободы и прерога­тивы». И лишь разгоревшаяся война короля с парламентом по­ставила в повестку дня вопрос об учреждении республиканского образа правления. Но даже в самый разгар революции и в эпоху республики «креста и арфы» адепты «народного правления» не шли в своих помыслах далее синклита «лучших и мудрейших людей», а республику представляли «аристократией ума и талан­та». Развитие государственных учреждений в Англии не пошло, делает вывод М.М. Ковалевский, ни по пути Гоббса, ни по рес­публиканским проектам, а последовало за классической либераль­ной доктриной, сформулированной Дж. Локком, в которой «ес­тественные свободы» личности и неприкосновенность собствен­ности сочетались с монархией, ограниченной «народным сувере­нитетом».

М.М. Ковалевский впервые в российской и английской историографии поставил проблему демократических движений в Английской революции и подробно исследовал общественно-по­литические взгляды Дж. Лильберна и левеллеров, Дж. Уинстэнли и диггеров, «людей Пятой монархии» и представителей других религиозных сект, положив начало изучению в XX в. радикального крыла ре­волюции и его идеологии. Историк исследовал их многочислен­ный памфлеты, а также «Народное соглашение» - «первую бу­мажную конституцию» Англии, охватывавшую все основные воп­росы государственного устройства. Левеллеры отличались непримиримостью в вопросах демократического преобразования об­щества на базе республиканской формы правления, широкого избирательного права, неотчуждаемых свобод личности и отме­ны феодальных устоев в землевладении, промышленности и тор­говле. Диггеры, «эти первые по времени коммунистические аги­таторы XVII в.», по словам М. Ковалевского, стояли «на началах уравнения собственности», политических и личных прав, коллек­тивизации труда и являлись непосредственными продолжателя­ми автора «Утопии» - Т. Мора. Историк сделал вывод о том, что со смертью Лильберна и разгоном диггеров «умолкает радикаль­ная мысль в Англии, а место политических реформ занимают за­говоры и казни».

Внимательный и многоспекторный взгляд российского исто­рика как на ключевые фигуры из числа английских мыслителей, так и на «полузабытые» в анналах истории имена, в целом оказал­ся справедливым, а в некоторых случаях и аксиоматичным, осо­бенно в отношении последующей филиации идеи о роли народ­ной идеологии в революции. Последние исследования в области общественно-политической мысли Англии XV-XVII вв. коррек­тируют и дополняют концепцию М.М. Ковалевского, но вместе с тем коррелируются его основополагающими выводами. Следует признать, говоря словами К.А. Тимирязева, что «память Макси­ма Ковалевского не боится правды ...»[34].


ПРИМЕЧАНИЯ 

[1] Могильницкий Б.Г. История нового времени в России в пореформенный период // Историография истории нового времени стран Европы и Амери­ки. М., 1990. С. 302.

[2] Тарле Е.В. Сочинения в 12 томах. Т.12. М., 1962. С.104; Т.2. М., 1957. С.197; Т.П. М., 1961. С.394.

[3] Емельянов Ю.Н. Максим Максимович Ковалевский (1851-1916). Библиография трудов М.М. Ковалевского // История и историки. Историографический ежегодник. 1980. М„ 1984. С.298-337.

[4] Золотарев В.П., Мягков Г.П. Правда памяти (Историческая судьба наследия Максима Ковалевского) // Вестник Сыктывкарского университета. Серия 6. Выпуск I. 1995. С.82.

[5] Сафронов Б.Г. М.М. Ковалевский как социолог. М., 1960. С.19.

[6] Романова И.И. Английская буржуазная революция середины XVII века в освещении М.М. Ковалевского. Воронеж, 1974. С.4.

[7] Ковалевский М.М Общественный строй Англии в эпоху республики. 1. Аграрный вопрос // Юридический вестник. 1891. № 12. С.480.

[8] Ковалевский М.М. Развитие народного хозяйства в Западной Европе. СПб., 1899. С.166.

[9] Там же. Кн. I. С. 124.

[10] Ковалевский М.М. Поворотный момент в истории землевладения и землевладельческих классов в Англии // Историческое обозрение. 1891. Т.З. С.36, 44.

[11] Ковалевский М.М. Общественный строй Англии в конце средних веков. М., 1880. С.133-134.

[12] Ковалевский М.М Общественный строй Англии в эпоху республики. 1. Аграрный вопрос // Юридический вестник. 1891. № 12. С. 494.

[13] Там же. С.505.

[14] Там же. С.509.

[15] Ковалевский М.М. Причины обезземеления крестьян в Англии // Вестник Европы. 1909. № 4. С.759.

[16] Савин А.Н. Социальная история Англии XV и XVI века в новой историографии // Журнал министерства народного просвещения. 1901. № 5. С.324-325.

[17] Гутнова Е.В. Т. Роджерс и возникновение историко-экономического направления в английской медиевистике второй половины XIX в. (60-90-е годы) // Средние века. 1960. № 17. С. 359.

[18] Архангельский С.И. Аграрное законодательство Великой английской революции 1643-1648 гг. Ч.1. М., 1935. С.5.

[19] Фатеев А. Максим Ковалевский. К годовщине смерти. 1851-1915. Харьков, 1917. С.45.

[20] Ковалевский М.М. От прямого народоправства… Т.1. М., 1906. С. III.

[21] Боголепов А. М.М. Ковалевский, как историк политической мысли // Вестник Европы. 1916. № 7. С.268.

[22] Ковалевский М.М. От прямого народоправства… Т.1. С. V-VII.

[23] Боголепов А. Указ. соч. С. 269.

[24] Сафронов Б.Г. Указ. соч. С. 133.

[25] Ковалевский М.М. Прогресс // Вестник Европы. 1912. № 2. С.237-238.

[26] Сафронов Б.Г. Указ. соч. С. 135.

[27] Ковалевский М.М. От прямого народоправства… С.106.

[28] Сафронов Б.Г. Указ. соч. М. 138-139.

[29] Архив РАН. СПб. Ф. 103. Оп.1. Ед. хр. 399. Л. 2-3.

[30] Там же. Л. 4-5.

[31] См. об этом: Репина Л.Н. «Новая историческая наука» и социальная история. М., 1998. Гл. 5; Зверева Г.И. Реальность и исторический нарратив: проблемы саморефлексии новой интеллектуальной истории // Одиссей. 1996. М., 1996.

[32] Магазинер Я. Политическая идея М.М. Ковалевского в связи с характеристикою его личности // Вестник Европы. 1917. С. 313.

[33] Там же. С. 307.

[34] Тимирязев К.А. Памяти друга. Соч., Т. VIII. М., 1939. С. 340.

4387

Поделиться

Соцсети

Новое

Краткая история польской русофобии. XX-XXI вв.

Методические материалы по истории «украинского вопроса»

Ростислав Мединский награжден Памятным знаком «Комсомольская правда»

К 85-летию со Дня основания Рязанского военного автомобильного училища

Алексей Андреевич Туполев: 100 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Подвиг крепости Осовец. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Битва при Молодях. Памятные даты военной истории России

Видео

Первая мировая за 22 минуты

Первая мировая за 22 минуты

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте