«Любящим правду, благочестие и верность». Орден святой Анны
История российского ордена, низшая степень которого стала самой массовой наградой для боевых офицеров
О бытовавшем в Российской империи ордене святой Анны, как правило, знают немногое. Вспоминают, во-первых, рассказ Антона Чехова «Анна на шее», во-вторых, что младшую, IV степень этой награды офицеры между собой называли «клюквой». Но мало кому известно, что в этом ироническом названии нет никакого уничижения: заслужить «клюкву» можно было только за личные боевые подвиги, и потому ценилась эта награда лишь немногим менее, чем орден святого Георгия. Неслучайно на Георгиевское оружие дозволялось крепить орден святой Анны IV степени, а на Аннинское оружие – уменьшенное изображение ордена святого Георгия; больше никакие другие награды такой взаимосвязи между собой не имели.
Заложник конфликта отцов и детей
У ордена святой Анны очень непростая и необычная для орденской системы Российской империи судьба. Учреждена награда была 14 февраля 1735 года герцогом Голштейн-Готторпским Карлом Фридрихом. Поводом стало десятилетие его свадьбы с Анной Петровной, дочерью российского императора Петра I, а сутью – память о супруге, скончавшейся вскоре после рождения сына Карла Петера Ульриха, будущего русского императора Петра III. Именно он и привез династическую награду в Россию, где она стала вручаться с 1742 года.
Новая награда прижилась не сразу. Взойдя после дворцового переворота на престол, императрица Екатерина Великая постаралась сделать все, чтобы забыть о своем нелюбимом муже. В том числе забвению был предан и орден святой Анны. Благодарить за его возвращение нужно столь же нелюбимого Екатериной сына – цесаревича Павла. Находившийся в натянутых отношениях с царственной матушкой, он добился права вручать этот орден – правда, не по своему выбору, а по выбору родительницы. Сам он как гроссмейстер ордена лишь подписывал наградные листы.
Если бы не эта коллизия, на свет не появилась бы «клюква» – миниатюрный орден святой Анны, крепившийся к эфесу оружия. Две первых таких награды цесаревич Павел вручил своим «гатчинским друзьям» Никанору Свечнину и Федору Растопчину. Поскольку награждение стало собственным решением будущего императора, он тайно изготовил маленькие награды с таким расчетом, чтобы их можно было прикрепить изнутри к эфесу оружия и носить незаметно для окружающих. Проделка эта стала известна Екатерине II, но она отреагировала на нее с юмором, дескать, пусть носят, а она как бы не будет этого замечать.
Когда же Павел I взошел после смерти матери на престол, он 5 апреля 1797 года, в первый же день своего царствования ввел орден святой Анны в наградную систему Российской империи. При этом награда получила уже не одну степень, как до тех пор, а три. Третьей, младшей, как раз и был тот самый миниатюрный орден, крепившийся на эфесе оружия. Теперь его надлежало носить явно, как свидетельство награды за личную храбрость в бою, а вручался он исключительно младшим офицерам.
Очень почетная «клюква»
Хотя Александр I и взошел на престол в результате последнего в истории России дворцового переворота, отменять и запрещать ордена, введенные родителем, он не стал. Но некоторые изменения в орден святой Анны все-таки внес. Так, во время Отечественной войны 1812 года, давшей большое число награжденных орденом третьей степени, его ради экономии драгоценного металла стали делать не из золота, а из томпака – сплава латуни, меди и цинка. И то сказать: за три года, с 1812-го по 1814-й, в русской армии и флоте орденом святой Анны III степени были награждены 3 321 человек! Тогда же, кстати, перестали вручать вместе с орденом и Аннинское оружие: теперь награжденный должен был сам прикреплять награду к своей сабле или кортику. Тогда-то и появилось у этой награды прозвище «клюква»: издалека красный крест в красном же круге на эфесе оружия был очень похож на крупную ягоду.
В 1815 году награду разделили на четыре степени, которые традиционно имели в российской наградной системе ордена, предназначенные для вручения широкому кругу награждаемых. «Клюква» стала орденом IV степени и сохранила за собой статус награды за личную храбрость в бою. Позднейшие корректировки статута ордена святой Анны этого положения не изменили, а лишь уточнили, что даже при награждении более высокими степенями той же награды младшая, самая боевая, награжденным не снимается, а носится в знак свидетельства его личной храбрости. Чтобы сделать это отличие еще более видимым, в 1829 году на Аннинском оружии стали делать надпись «За храбрость», а сама награда стала именоваться Орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость». А в годы Крымской войны император Николай I ввел правило крепить к Аннинскому оружию темляк из орденской ленты с серебряными кистями.
Были способы отличить боевой орден от небоевого и для более высоких степеней. Поначалу это был бант из орденской ленты, а позднее, как и на ордене святого Владимира, – перекрещенные мечи. Чуть позднее бант вновь вернулся как способ отличить боевого офицера от чиновника, сумевшего проявить доблесть в бою. Существовали также кресты ордена святой Анны I и II с императорскими коронами – аналог украшенных бриллиантами, что с 1829 года было запрещено делать. Просуществовали такие «коронованные» награды вплоть до 1874 года.
Для всех чинов
Ордена святой Анны имелась еще одна очень примечательная особенность. Поскольку «родился» он в западноевропейском герцогстве, по тамошним традициям звезду I степени ордена полагалось носить не на левой, как все остальные русские награды, а на правой стороне груди. Соответственно, лента, на которой носился крест ордена I степени, надевалась не через правое, а через левое плечо. В остальном же награда мало чем отличалась от прочих: крест II степени носили на шейной ленте, III степени – на ленте в петлице на груди (позднее на колодке). А награда IV степени, как мы уже говорили, носилась исключительно на эфесе оружия.
В наградной системе Российской империи орден святой Анны занимал место самого младшего, пока в 1831 году не появился орден святого Станислава. Как награда для широкого круга подданных, орден святой Анны с 1796 года имел и свой знак отличия, в просторечии Аннинскую медаль. Она вручалась чаще всего за 20 лет беспорочной службы, хотя периодически ее кавалерами становились и низшие чины или унтер-офицеры, выказавшие особую храбрость в бою. После того как в 1807 году появился Георгиевский крест, знак отличия ордена святой Анны окончательно перестал быть боевой наградой, а стал вручаться за небоевые подвиги и заслуги, а с 1888 года его могли получить и унтер-офицеры за 10 лет беспорочной службы.
Как всякий орден Российской империи, орден святой Анны имел свой орденский день – 3 февраля (по ст. ст.) и орденский храм святого Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в Санкт-Петербурге, где заседала Кавалерская дума ордена. Храм этот сохранился и по сей день и считается одной из самых старых церквей в городе, поскольку строительство ее завершилось в 1734 году. А вот сама награда, как и большинство других наград Российской империи, после Октябрьской революции была отменена и в нынешней наградной системе России отсутствует – в отличие, скажем, от орденов святого апостола Андрея Первозванного, святого Александра Невского или святого Георгия.