Любовь и смерть Маяковского: загадочная муза Лиля Брик
Эту любовную лодку не разбили ни быт, ни время, ни новые пассии. В ней навсегда останутся сердца трех - Лили (Коган) и Осипа Бриков и Владимира Маяковского. Сквозь долгие годы любовь, «у которой и плачем не вымолишь отдых», оживает в стихах великого поэта-революционера.
Лиля и Осип
Между 13-летней Лилей и 16-летним Осипом как-то состоялся разговор, ставший отправной точкой долгих и запутанных отношений, активным участником которых позже станет и Владимир Маяковский.
– А вам не кажется, что между нами что-то есть? – спросил Осип.
Как потом писала Лиля в дневниках, тогда ей так не показалось. Но бунтарский дух и любвеобильность, проявившаяся еще в юном возрасте, заставили ее ответить «да». Так началась одна линия любви будущего треугольника. Любви, силы которой хватило, чтобы самым необычным способом объединить сердца трех ярких, сильных и неординарных людей.
Познакомившись в юности и до брака будучи знакомы уже 7 лет, поженившись, Брики решают, что их союз будет особенным, абсолютно не традиционным. Сегодня это можно назвать «свободными отношениями». Брики быстро влились в московскую богемную жизнь. Лиля в ней была хозяйкой салонов творческой интеллигенции. У нее было чутье на таланты: она умела чудесным образом организовывать судьбоносные знакомства и обрамлять в алмазы необработанные камешки. Осип же – в прошлом неудавшийся литератор, отучившийся на юриста, – на всю жизнь сохранил жадный интерес к литературе и поэтам, впоследствии став издателем. Новая мораль из романа Николая Чернышевского «Что делать» быстро приходится ко двору Брикам. Позже и Маяковский разделит с ними эти убеждения: отрицание патриархальной семьи, ревности и верности, женское право на любовь, в конце концов, концепция свободной любви.
Брак втроем
Любовный треугольник – Лиля – Осип – Маяковский – образуется в 1915 году. Но для двух его участников – Лили и Осипа – любовь к тому моменту остается только платонической. Они остыли к друг другу, но из-за сильной духовной близости решили быть вместе и жить открыто в своих любовных предпочтениях. В семью Бриков Владимира Маяковского приводит сестра Лили, Эльза. При первой встрече искры между Лилей и Владимиром не промелькнуло: он показался ей грубым и непривлекательным. Но как только поэт продекламировал чете Бриков свои стихи, Лиля и Осип мгновенно «влюбились» в Маяковского, разглядев в нем талант и будущий феноменальный успех. Поэма «Облако в штанах» произвела неизгладимое впечатление на Лилю. Футурист, изначально посвятивший произведение другой возлюбленной, вдруг решает назвать его в честь Лили Брик. А Осип под сильным впечатлением от гения Маяковского на собственные деньги позже издает эту поэму.
«Маяковский для меня не человек, а событие», - признается Осип Брик. Он даже хотел написать о Маяковском книгу и уже придумал название: «Владимир Маяковский. Рассказ очевидца». Но книге не суждено было выйти.
В 1918 году Маяковский написал киносценарий к «Закованная фильмой», где они с Лилей сыграли главные роли. После этого скрывать свои чувства влюбленные уже не могли, и Лиля призналась мужу, что по-настоящему любит Маяковского.
Довольно быстро троица стала жить вместе. На их двери висела незамысловатая табличка: «Брики. Маяковский», вводившая в ступор общественность. Такие открытые браки в высоком обществе и среди интеллигенции хоть никогда и не были редкостью, но фактически это всегда оставалось тайной семьи. В случае этого любовного треугольника высшее общество было свидетелем многочисленных связей внутри любовного трио. Уже после смерти Маяковского в 1940 году Анна Ахматова, говоря о литературном салоне Бриков и его значении для Маяковского, напишет: «Это была его любовь, дружба, ему там все нравилось. Он ведь никогда не уходил от них, не порывал с ними, он до конца любил их».
Для Лили, всю жизнь, с подросткового возраста, любившей Осипа, несмотря на несколько официальных браков, Маяковский был возлюбленным, мальчиком, которого она приютила. Критики считают, что единственная настоящая любовь поэта вела себя весьма экстравагантно, изматывая и морально издеваясь над Владимиром. Лиля считала, что только любовные терзания сделают лирику Маяковского великой. Маяковский же страстно любил Лилю до конца своей жизни. Женщины, окружавшие ее мужа Осипа и Маяковского, отмечали, что Лиля вовсе не была красива, но пленительный взгляд из-под ресниц и внутренняя привлекательность мгновенно очаровывали всех: и мужчин, и женщин. Лиля позволяла мужчинам рядом с собой чувствовать себя великими. Осип Максимович же, которого многие историки называют потерпевшим в этом союзе, на самом деле не любил Лилю. Возможно, именно поэтому среди всех мужчин, влюбленных до безумия в Лилю, она до конца жизни любила только его, так и не ответившего ей взаимностью.
Пришла — деловито, за рыком,
за ростом,
взглянув,
разглядела просто мальчика.
Взяла,
отобрала сердце
и просто
пошла играть —
как девочка мячиком
(из стихотворения «Люблю»)
Загадочная смерть
Литературоведы сходятся во мнении, что самоубийство Маяковского – его главный творческий акт. Во всей его любовной лирике сквозит тема самоубийства, надрыва, последнего акта, рока судьбы и неизбежности конца. Это отмечает и Лиля в своих письмах, называя его неврастеником и ни капли не удивляясь тому, как Маяковский свел счеты с жизнью, уточнив только, из какого пистолета он это сделал.
Все чаще думаю — не поставить ли лучше точку пули в своем конце
(из поэмы «Флейта-позвоночник»)
В своем главном стихотворении-послании «Лиличка!» к музе всей своей жизни Маяковский также говорит о неизбежности трагического конца и вечной любви.
…Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.
Поэту, художнику, актеру и режиссеру было всего 36 лет. Незадолго до смерти его отношения с музой – Лиличкой – заметно испортились. Возлюбленная русского авангарда узнала, что Владимир посвящает свою поэзию не только ей одной. Последней визави Маяковского станет актриса Вероника Полонская, которая и услышала выстрел, переступив порог московской квартиры №12 дома №3 по Лубянскому проезду 14 апреля 1930 года.
Последние исследования причин самоубийства поэта говорят о страхе перед государственной машиной, предчувствии будущих репрессий и невозможности смириться с этим. Историки утверждают, что бунтарь-Маяковский не мог представить себя в тюрьме и, оказавшийся не при дворе, застрелился, якобы «из гордости» и самолюбования. Владимир Маяковский очень тревожно воспринимал крах идеальности власти, в которую верил. Незадолго до смерти на одном из литературных вечеров его попросили прочесть его поэму «Хорошо», он отказался, ответив, что сейчас вовсе «нехорошо».
В предсмертной записке, которую он несколько дней носил в кармане перед тем, как застрелиться и которая была напечатана во всех газетах на следующий день, он просит «никого не винить» в своей смерти и «не сплетничать». В своем последнем послании он в очередной раз признается в любви Лили.
…Лиля - люби меня.
Как говорят-
«инцидент исперчен»,
любовная лодка
разбилась о быт.
Я с жизнью в расчете
и не к чему перечень
взаимных болей,
бед
и обид.
После поэта
Похороны Маяковского были поистине народными, хоть при жизни он не был таким известным, как тот же Сергей Есенин, который также покончил жизнь самоубийством за 5 лет до Маяковского. Уход из жизни такого яркого творца не мог остаться незамеченным. За три дня, в которые народ прощался с поэтом, через зал московского дома литераторов прошло около 150 тысяч человек! А в день похорон, 17 апреля, у Донского монастыря началась давка, милиционерам даже пришлось стрелять, чтобы угомонить толпу.
Лиля Брик тяжело переживала смерть поэта. Спустя 5 лет после трагедии, в 1935-м, Лиля пишет письмо самому вождю с просьбой разрешить ей организовать музей имени Маяковского и издать его собрания сочинений. Письмо попалось на глаза Иосифу Сталину и не осталось без внимания. Маяковского тут же возвели в бронзу и посмертно сделали великим поэтом.
«Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и его произведениям – преступление», - пишет Сталин Ежову.
После этого, как выразился Борис Пастернак, «Маяковского стали насаждать, как картошку при Екатерине». У Маяковского началась вторая жизнь. Вечная.
«Когда застрелился Маяковский — умер Маяковский, когда умер Брик — умерла я», - пишет в дневниках Лиля Брик. Она так и оставила фамилию своего первого мужа, хотя и была потом в официальном браке еще несколько раз. Но и Маяковского Лиля тоже любила, до конца. До самой смерти она носила кольцо, подаренное поэтом, с гравировкой ее инициалов «Л.Ю.Б», которые складывались в бесконечное «Л.Ю.Б.Л.Ю.» Дожив до 86 лет в окружении любовников, внимания и будучи центром богемной московской жизни, Лиля Юрьевна неудачно сломала ногу и, понимая, что уже никогда не встанет, покончила с собой, повторив судьбу Маяковского.
Новое
Видео
Предвоенная пропаганда: о том, как «русские точили ножи» (видеоблог Петра Романова)
Предвоенная пропаганда: о том, как «русские точили ножи» (видеоблог Петра Романова)
11 ноября 1480 год Стояние на Угре́
11 ноября 1480 года завершилось «Стояние на Угре». Без боя Русское государство окончательно обрело независимость
Холодная война: СЭВ и ОВД.
Холодная война: СЭВ и ОВД.