Львовский собор: возвращение украинских униатов в родную гавань
8 марта 1946 года во Львове Украинская греко-католическая церковь разорвала унию с Римом и объединилась с Русской Православной церковью.
События последних месяцев вокруг получения Украинской православной церковью томоса на автокефалию взволновали верующих во множестве стран и прежде всего – в России и на Украине. Стремление к обособлению, продемонстрированное иерархами УПЦ в полном соответствии с изоляционистским курсом нынешнего украинского правительства, вызывало обоснованные опасения в том, что оно будет использовано во вред самим верующим. Что, кстати, подтвердили дальнейшие события, когда начались силовые изъятия храмов и ликвидация приходов.
В украинской истории подобное уже случалось, но надо помнить, чем это закончилось. А закончилось это знаменитым Львовским собором, прошедшим 8-10 марта 1946 года. Тот собор положил конец давней и унизительной унии Украинской греко-католической церкви с Римской католической церковью и привел украинских греко-католиков назад, в лоно Русской Православной церкви. Примечательно, что один из инициаторов этого исторического события, протопресвитер Гавриил Костельник в своей речи на открытии этого собора отметил: «Для большой и сильной религиозной идеи никакие преследования не страшны. В огне преследований религия еще больше укрепляется и утверждается, освящается. Православие выдержало и перенесло многовековое магометанское ярмо, выдержало и всякие преследования от латинян. А уния? Она не имела жизненной силы. Почему? Потому что уния не имеет корня. Она всего лишь искусственное произведение, дурное семя».
Протопресвитер Гавриил Костельник, считавший ликвидацию унии делом всей своей жизни.
Источник: https://www.liveinternet.ru
«Никогда нас не признавали за настоящих католиков»
Чтобы понять причины созыва Львовского собора и логику его решений, нужно вернуться на три с лишним века назад – к так называемой Брестской унии 1596 года. Предыстория ее такова. К концу XVI века ситуация вокруг православной церкви в пределах Речи Посполитой стала особенно напряженной. С одной стороны, в связи с общим кризисом вселенского православия нарастали противоречия внутри православных приходов в Западной Руси, с другой, шла активная прозелитическая деятельность католической церкви в этих землях. Существенную роль играло и желание королей Речи Посполитой оторвать православное население Западной Руси от лона православной церкви. Делалось это для того, чтобы исключить возможные сепаратистские действия и обезопасить восточные границы Речи: незадолго до этого Московский патриархат получил автокефалию, а отношения между Варшавой и Москвой никогда не были безоблачными.
Был и еще один мотив, подвигавший высших церковных иерархов западнославянской православной церкви на объединение с католиками. Видя, какие социальные и имущественные привилегии имеют иерархи-католики, они не могли не понимать, что по мере усиления влияния Рима в Речи Посполитой их собственные имущество и права будут секвестированы. И это тоже стало поводом для разговоров об унии с Римом: дескать, после заключения этого соглашения православная вера и православные церкви Западной Руси будут в безопасности, тогда как без него им грозит нешуточная опасность.
Иезуит Петр Скарга — один из главных идеологов подписания Брестской унии 1596 года.
Источник: https://www.liveinternet.ru
На этой волне и была заключена Брестская уния. Акт о присоединении западнорусских православных к Римско-католической церкви представители двух церквей подписали 23 декабря 1595 года в Риме, а утвердили 19 октября 1596 года в Бресте. И тотчас после этого та часть исповедующих православие, которая не приняла нового положения дел, в одночасье превратилась в гонимых и преследуемых. Впрочем, ненамного лучше чувствовали себя и униаты, как стали называть сторонников новой греко-католической веры, которые приняли католическое вероучение, но отправляли службы в византийской традиции и на церковнославянском языке. Как подчеркивал в 1946 году протопресвитер Гавриил Костельник, «никогда нас не признавали за настоящих католиков, потому что мы и не были римо-католиками. Мы были в их церкви словно чужаки в селе».
Долгая дорога домой
Решение, принятое иерархами новой Русской униатской церкви, преемницей которой со временем стала Украинская греко-католическая церковь, поддержали далеко не все верующие. Возник подспудно тлеющий конфликт, который время от времени выливался в переход греко-католиков обратно в православие. Впервые это удалось сделать в 1794 году, когда под патронатом императрицы Екатерины Великой была создана православная миссия под руководством архиепископа Минского, Изяславльского и Брацлавского Виктора Садковского. Эта миссия действовала на землях, отошедших Российской империи после второго раздела Речи Посполитой, и весьма успешно: всего за два года подавляющее большинство населения новых земель вернулось в лоно православной церкви.
Следующим шагом стал Полоцкий собор представителей униатской церкви, открывшийся 24 февраля 1839 года в Софийском соборе Полоцка. В результате принятых на нем решений к Русской Православной церкви присоединилось свыше 1,6 млн прихожан и более 1500 священников. А последним шагом к возвращению западнорусских православных верующих к отеческой церкви стал Львовский собор 1946 года.
Президиум Львовского собора 1946 года: архиепископ Станиславский и Коломыйский Антоний,
протопресвитер Гавриил Костельник и епископ Дрогобычский и Самборский Михаил. Источник: https://pravoslavie.ru
Справедливости ради нужно сказать, что подготовка Львовского собора велась, так сказать, с двух стратегических направлений. С одной стороны, в Галиции, ставшей частью СССР только в 1939 году и вновь освобожденной от немцев в 1944-м, к тому времени среди верующих вовсю шли разговоры о возвращении в православие. Их поддерживали и многие униатские иерархи, в основном среднего звена. С другой стороны, стремление способствовать отрыву западнорусских православных от Рима демонстрировала и Москва. Сохранилась докладная записка председателя Совета по делам Русской православной церкви при Совнаркоме Георгия Карпова с резолюцией Сталина, в которой говорится: «Русская православная церковь… может и должна сыграть значительную роль в борьбе против римско-католической церкви (и против униатства), ставшей на путь защиты фашизма и добивающейся своего влияния на послевоенное устройство мира». В качестве одной из форм такой борьбы Карпов и предложил организовать «мероприятия по отрыву приходов греко-католической (униатской) церкви в СССР от Ватикана и последующему присоединению их к Русской православной церкви».
«Так родилось и само христианство»
Из этого взаимного стремления и возник Львовский собор 1946 года. Уже упоминавшийся протопресвитер Гавриил Костельник, и раньше радевший за возвращение униатов в православие, стал одним из трех членов инициативной группы по его подготовке, а когда собор уже был собран – его председателем. В своем обращении к участникам собора он подробно обосновал, почему греко-католическая церковь никогда не была и не может быть частью римско-католической, после чего обратился к собравшимся с такими словами: «Когда униаты в царской России покинули унию и воссоединились с православной Церковью, то они ничего нового не принесли для православной Церкви, но и не имели никаких трудностей перед собой, потому что в результате изменения ждали их только сами выгоды. Не так оно с нами! Нас ждут различные трудности, печали и опасности. Наши «лешие» (бандеровцы), хоть сами православные, выступают против нашей акции с угрозами. В нашем государстве Церковь отделена от государства. Церковь и духовенство полностью зависимы от народа. И мы в ответе за то, чтобы все изменения в нашей Церкв – и в дисциплине, и в обряде, и в обычаях, шли так мудро и осторожно, чтобы не отталкивать народ от Церкви и не гасить в нем религиозного духа. Но посмотрите на историю и уясните себе, что все большое, беременное большой будущностью, рождалось именно так – в скорбях, опасностях и страданиях, чтобы прошло самую твердую школу жизни и сдало экзамен зрелости. Так родилось и само христианство».
Экзарх (наместник Московского патриархата) Украины Иоанн зачитывает участникам Львовского собора
телеграмму Патриарха Московского и всея Руси Алексия. 9 марта 1946 года.
Источник: https://www.pinterest.com
В своей речи пресвитер Гавриил Костельник не раз употреблял словосочетание «Всерусская церковь», но лишь в самом конце пояснил, что именно он имеет в виду: «Это историческое название всем нам хорошо известно. Оно употреблялось не только в России, но и в Литве, и в изначальной Польше. Христовой Церкви присуща тенденция «соединения всех церквей» – тем более, когда церкви находятся в одном государстве. Название «Русская Православная Церковь» происходит от православной Церкви Киевской Руси, откуда происходит и название «Русь», и соединяет в себе православие украинского, великорусского и белорусского народов так же, как сама Киевская Русь исторически соединяет украинский, великорусский и белорусский народы».
«Вечная память защитникам православия»
Стоит сказать, что, хотя во многом Львовский собор и был инициирован государством, подавляющее большинство западно-украинских грекокатолических священников (997 из 1270) полностью поддержали его решения. Согласились с ними и простые прихожане: даже в секретных справках госбезопасности отмечалось, что отношение к возвращению в православие у населения «нейтральное или положительное».
Рим, как и следовало ожидать, к этому событию отнесся крайне негативно, хотя и не стал выступать с собственными заявлениями. Эту неблаговидную роль отвели тем иерархам униатской церкви Украины, которые сохранили верность престолу Святого Петра. Они неоднократно говорили о том, что Львовский собор неправомочен, что его итоги не должны признаваться, что он не выражал мнения большинства верующих… Но факты говорят о другом. В частности, итоги Собора признали все Поместные православные церкви мира, а от наиболее одиозных заявлений униатов открестились даже в Риме. И даже Украинская православная церковь, которая сегодня так гордится мало кем признанным томосом об автокефалии, в 2006 году утверждала, что «никоим образом не оправдывает тех исторических обстоятельств и средств тоталитарного советского прошлого, при которых проводился Львовский собор 1946», но «по-прежнему анафематствует… беззаконные деяния, которые имели место в Бресте 1596 года и провозглашает вечную память защитникам православия и просит их молитв перед Престолом Божьим об утверждении православия в нашей многострадальной Родине».
После Львовского собора 1946 года. Слева направо: настоятель отец Евгений (Юрик; будущий митрополит Львовский и Тернопольский Николай),
протопресвитер Гавриил Костельник, архиепископ Станиславский и Коломыйский Антоний, Патриарх Московский и всея Руси Алексий,
епископ Дрогобычский и Самборский Михаил, отец Иоанн Лоточинский из Ивано-Франковска. Источник: https://www.pinterest.com
Обложка: На совещании глав и представителей поместных Православных церквей в Москве в связи с 500-летием автокефалии Русской Православной церкви, июль 1948 года. Слева направо, в первом ряду: епископ Сергий (Ларин), архиепископ Елевферий (будущий митрополит Пражский и Чешский), протопресвитер Гавриил Костельник; во втором ряду: игумен Пимен (Извеков; будущий Патриарх Московский) и секретарь Даниленко. Источник: https://www.pinterest.com
Новое
Видео
Великое переселение народов и славянская колонизация Восточно-Европейской равнины
В лекции дана общая картина эпохи Великого переселения народов. Подняты причины этого явления, его этапы, характерные черты, итоги и значение. Дана характеристика как европейским народам (германцам, славянам), участвовавшим в Великом переселении, так и азиатским кочевым союзам племен (гуннам, аварам и другим тюркским племенам), которые степным коридором прорывались из восточных степей на европейское пространство и вместе с европейскими "варварами" стали разрушителями античного мира. В лекции названы наиболее значительные вожди "варварского мира" - Одоакр, Теодорих, Аттила. Поднимаются вопросы о зарождении новых варварских королевств на землях бывшей Римской империи и за ее пределами. Особое внимание уделяется отличиям эпохи великого переселения народов в романно-германской истории и истории восточных славян, т.к. это существенный момент, определивший многие особенности последующей русской истории. Наиболее важными отличиями явилось отсутствие античного наследства на территориях, осваиваемых восточными славянами, и более суровый природно-климатический фактор. Все это задержало социально-экономическое развитие восточного славянства в сравнении с германо-романскими народами в эпоху Средневековья. В лекции поднята также проблема происхождения славян, в частности указано на расхождение выводов лингвистов и археологов относительно времени отделения праславян от древнеевропейского сообщества и формирования славянства как самостоятельного народа. Славяне представлены как земледельческий народ, однако степень развития земледелия у разных восточнославянских племен была разной. Более совершенные технологии земледелия (перелог, пашенное земледелие) распространились на юге восточнославянского мира в Поднепровье, и на его базе здесь быстрее шел процесс разложения первобытного строя. В более северных районах господствовало подсечно-огневое земледелие, что обусловило и сохранение там первобытного родового строя. Дана картина колонизации восточнославянскими племенами Восточно-европейской равнины: от лесостепи Среднего Поднепровья до северных озер, от Карпатских гор до Волго-Окского междуречья. Славяне ассимилируют значительную часть угро-финского и летто-литовского населения Восточно-европейской равнины, делают своими данниками периферийные угро-финские племена. В то же время ряд восточнославянских племен (поляне, северяне, вятичи) оказываются в даннической зависимости от Хазарского каганата, большого государства, расположенного на торговых путях в Прикаспийской степи. Славянская колонизация на Верхней Волге сталкивается со встречным движением тюркской колонизации из района Волжской Булгарии. С севера "из-за моря" в районы, колонизуемые восточными славянами, начинают проникать скандинавские воины-купцы варяги, открывающие Великий Волжский торговый путь и путь "Из варяг в греки", которые связывают европейские народы и государства с богатым и развитым Востоком. Варяги становятся деятельными участниками восточнославянской истории, в которой сам торговый путь "Из варяг в греки" начинает играть огромную роль, стимулируя образование центров консолидации восточнославянских племен.
Российская Федерация в 1994-2000 годы
Российская Федерация в 1994-2000 годы
Вячеслав Тихонов: «Войну в этой картине нельзя было в цвете снимать»
Вячеслав Тихонов: «Войну в этой картине нельзя было в цвете снимать»