En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Лучший в мире: топ-5 интересных фактов о русском балете

16.06.2021

В XVII веке в Российское государство проник новый вид искусства. Балет, получив признание просвещенной европейской публики, пришелся по душе и нашим соотечественникам. Спустя сто лет в России появились балетные школы, затем – императорская труппа. Русский балет по праву признан лучшим в мире, а имена выдающихся артистов стали синонимами изящества, мастерства и преданности своему делу.

Первую балетную школу открыла императрица Анна Иоанновна

В 1738 году танцмейстер Петербургского Шляхетского корпуса Жан-Батист Ланде в очередной раз обратился к Анне Иоанновне с просьбой учредить первую в России танцевальную школу для будущих артистов балета. Императрица после долгих уговоров сдалась и подписала указ. В залах Зимнего дворца к занятиям приступили первые ученики – по шесть девочек и мальчиков. Русская балетная школа стала второй в мире, уступив лишь французской. Сегодня она называется Академией русского балета имени А.Я. Вагановой – известной советской балерины и педагога.

Агриппина Ваганова с воспитанницами

В 1742 году Елизавета Петровна распорядилась о создании императорской балетной труппы. Так в нашей стране появился профессиональный балет. Хотя в Москве балетная школа открылась несколькими десятилетиями позднее Петербургской, негласное противостояние между двумя столичными стилями будет постоянно двигать русский балет вперед, подталкивая мастеров на создание новых шедевров. Репертуар Мариинского и Большого театров сегодня составляют и классические постановки, впервые представленные публике в XIX и XX веках, и современные спектакли, постановщики которых делятся со зрителем своим видением полюбившихся произведений.

Главный «балетный» театр получил свое название в честь супруги Александра II

В 1859 году архитектор Альберт Кавос возводит в Петербурге новый театр, который получил название Мариинского – в честь императрицы Марии Александровны, жены Александра Второго. Во главе императорской ложи нового театра располагалась монограмма, состоящая из сочетания первых букв имен царственных супругов. Сцена Мариинки признана одной из самых больших в мире, а зал сразу после открытия насчитывал 1600 мест. В 1914 году главный художник Петербургских Императорских театров Александр Головин, принадлежавший к объединению «Мир искусства», с помощью двух художественных техник (живописи и аппликации) оформил занавес театральной сцены таким же узором, какой украшал шлейф платья императрицы Марии Александровны.

Мариинский театр в XIX веке

В девятнадцатом столетии главным «двигателем» русского балета стал танцор и балетмейстер Мариус Петипа. В столицу Российской империи он прибыл в 1847 году и всю оставшуюся жизнь служил в театрах Петербурга и Москвы. Он полагал, что «балет — это серьезное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота, а не всевозможные прыжки, бессмысленные кружения и поднимание ног выше головы».  В 1869 году Петипа возглавил балетную труппу Мариинского театра. Он бережно относился к классическим постановкам «Жизели», «Эсмеральды» и «Корсара», не подвергая их радикальным изменениям. В то же время поставленный им балет «Баядерка» получился настоящим шедевром балетного искусства. Встрече двух гениев, Петипа и Чайковского, зритель обязан появлением «Спящей красавицы» и «Лебединого озера». Композитор, утверждавший, что «балет – та же симфония», составил прекрасный творческий тандем с балетмейстером Мариусом Петипа, плодами которого любители классического танца могут наслаждаться и по сей день.

«Лебединое озеро» не впечатлило современников

В 1877 году в Большом театре впервые состоялся спектакль, известный сегодня во всем мире. Это был балет «Лебединое озеро». На создание прекрасной музыки Чайковского, по легенде, вдохновило посещение замка Нойшванштайн в Баварии, получившего название «лебединого замка» короля Людвига II. Именно там русского композитора посетила идея с помощью музыки рассказать историю влюбленного принца, заколдованной девушки и коварного чародея. Во многих постановках декорации к «Лебединому озеру» до сих пор включают загадочный готический замок, расположенный далеко в горах.

Сцена из «Лебединого озера»

По возвращении из путешествия Чайковский сначала написал музыку к детскому балету под названием «Озеро лебедей» и на этом планировал остановиться. Однако потом, по заказу Московской дирекции Императорских театров – создал легендарное «Лебединое озеро». Заказы композитору поступали часто, и над «Лебединым озером» по его собственному признанию он стал работать скорее из-за денег и ради интереса – «давно хотелось попробовать себя в этом роде музыки». Увы, первая постановка 1877 года не понравилась зрителям и получила более чем сдержанные оценки театральных критиков. Виной тому была не музыка Чайковского, а не вполне выразительная постановка балетмейстера Рейзингера, которого современники называли посредственностью. Новую жизнь балету «Лебединое озеро» подарили спустя почти два десятка лет. Чайковского к тому времени уже не было в живых, и в Мариинском театре приняли решение таким образом почтить память гениального композитора. За новую постановку в 1895 году взялись Мариус Петипа и Лев Иванов. Последний является автором «лебединых» сцен на озере, а также создателем нового образа самих лебедей – без громоздких крыльев с накладными перьями. Вместо бутафорских костюмов балетмейстер придумал так называемые «танцы рук». Кроме того, в новой постановке появился танец маленьких лебедей, а музыкальные фрагменты стараниями дирижера Риккардо Дриго были переставлены местами и дополнены новыми. Зрителей поразили глубина конфликта и психологизм образов, показанных на сцене. История, в основу которой было положено противостояние лебедей-двойников и борьба прекраснодушия со злом, впечатлила публику. На сей раз спектакль имел огромный успех и занял достойное место в ряду других классических балетных произведений.

Мариус Петипа

Создатель «Русских сезонов» мечтал стать композитором

Сергей Дягилев с юных лет был уверен, что свою жизнь свяжет с искусством. В пятнадцатилетнем возрасте он впервые написал романс, а в 18 лет выступил с фортепианным концертом в Перми, где жил с семьей. В 1890 году Дягилев поступил на юридический факультет Петербургского университета и уехал учиться, но музыка оставалась его главным увлечением. В столице он познакомился с Александром Бенуа и Вальтером Нувелем – в будущем их всех объединит движение «Мир искусства». В эти годы Дягилев не сомневался, что станет величайшим русским композитором и без всякого стеснения решил продемонстрировать свой талант Николаю Римскому-Корсакову. Сыграв ему несколько своих произведений, Сергей Дягилев ожидал восторженной реакции, но был уязвлен оценкой мэтра. Римский-Корсаков, не стесняясь в выражениях, назвал работы Дягилева абсурдными и отказался иметь с ним дело. Оскорбленный Дягилев напоследок пообещал композитору, что тот еще непременно услышит о нем – и не ошибся. В 1899 году удача, наконец, улыбнулась молодому человеку. Его, занимавшегося написанием в столичных журналах критических заметок об искусстве, пригласили на должность редактора «Ежегодника Императорских театров». Тогда Сергей Дягилев оставил мечты о музыкальной карьере и обратил внимание на балет.

Сергей Дягилев

Когда Дягилеву было 28 лет, ему впервые поручили постановку балета. Коллеги уважали, но побаивались эксцентричного постановщика, а вот с чиновниками он так и не смог сработаться. Несмотря на то, что работы Сергея Дягилева имели успех, он покинул дирекцию театров и поставил себе новую амбициозную цель – познакомить с русским искусством Европу, а затем и остальной мир. В 1907 году Дягилев впервые организовал выступления отечественных музыкантов заграницей: по иронии судьбы, среди приглашенных композиторов оказался и его давний знакомый Римский-Корсаков. Спустя год в Европу Дягилев повезет уже русскую оперу, а затем очарует зарубежную публику русским балетом. Артисты находились в Монако и большинство выступлений давали в Европе, хотя однажды побывали и за океаном, в Соединенных Штатах. На родину Сергей Дягилев больше не вернулся: сначала его остановила Первая мировая война, а затем – Октябрьская революция. В Европе он вместе с художником по костюмам Леоном Бакстом смог создать моду на все русское: не только на балет, но и на одежду. В зимнем сезоне 1915 года в моду вошли полушубки с пышными юбками, казацкие кафтаны, высокие меховые шапки, а также изящные платья с тюлевыми и кружевными рубашками, напоминающие русские сарафаны.

Величайшей балериной XX века стала дочь прачки и солдата

Изначально Сергей Дягилев не планировал включать балетные постановки в «Русские сезоны». Это предложение поступило ему от Анны Павловой, прима-балерины Мариинского театра. Она к тому моменту уже была звездой сцены и мечтала гастролировать по разным странам, от Франции до Японии. Судьба Анны Павловой поначалу не предвещала ей такого триумфа. Девочка родилась в незнатной семье, росла слабой и болезненной. Когда ей было восемь лет, Аня впервые попала на спектакль «Спящая красавица» и решила, что хочет стать балериной. Первая попытка поступить в Императорское училище не увенчалась успехом – преподаватели не желали брать на себя ответственность за столь хрупкого ребенка. Однако взрослые не учли того, что у слабой физически девочки была железная воля. Поступив со второго раза, Анна Павлова стала лучшей ученицей, а после окончания училища сразу попала в Мариинку – причем, не в кордебалет, как принято у новичков, а сразу на сольные партии. Театральный критик Валериан Светлов посвятил Анне Павловой целый том своих заметок и говорил о великой балерине, что та «наделена редкой тайной нарушать законы земного тяготения и с необычайной лёгкостью порхать в воздухе».

Анна Павлова. Прима-балерина Мариинского театра в 1906-1913 гг.

Лучшим образом в исполнении Анны Павловой считается «Умирающий лебедь» в постановке Михаила Фокина. Балерина добавила в танец элемент трагедии, поразив зрителя до глубины души. Однако восторгов русской публики ей было недостаточно – она мечтала покорить весь мир, и без сомнений преуспела в этом. За двадцать лет Анна Павлова со своей труппой посетила более сорока стран, причем во многих из них публика впервые познакомилась с классическим русским балетом. В Швеции толпы восхищенных зрителей не желали расставаться с балериной даже после спектакля, и провожали ее от театра до ступеней отеля. Тогда Павлова спросила у своей горничной, чем же так очарованы эти люди, на что получила ответ: «Сударыня, вы подарили им минуты счастья, дав им на мгновение позабыть свои заботы». Другой поразительный случай произошел во время гастролей в Индии: после выступления Павловой зрители встали на колени, подняв руки к небу – так обычно славят божества. Всего Анна Павлова дала более девяти тысяч спектаклей и проехала 500 тысяч километров – рекорд, до сих пор непревзойденный ни одним артистом балета.

Анна Павлова и лебедь Джек

Теги:
Социальная историяИстория повседневностиИстория культурыКультура
12845

Поделиться

Соцсети

Новое

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

ИСТОРИЯ И СТРАТЕГИЯ ШАХМАТ

Вячеслав Прытков. Очерки из сборника

Методические материалы по освобождению Европы Красной Армией

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БОЛЬ ОТ ГОРЬКИХ ВОСПОМИНАНИЙ

Минобороны и РВИО опубликовали документы о взятии Берлина Красной Армией

Видео

Видео

Вторая мировая война на карте.

Вторая мировая война на карте.

Видео

Памятные даты военной истории России

Первое взятие Берлина. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Битва при Молодях. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте