Лётчик-испытатель Владимир Константинович Коккинаки
25 июня 1904 года в городе Новороссийске родился будущий дважды Герой Советского Союза Владимир Коккинаки
Путь в небо
Такую необычную фамилию он унаследовал от своих предков, обрусевших греков. Отец работал в морском порту, зарплата была маленькая, а семья большая. Юный Володя, отучившись всего-то три школьных класса, уже вынужден был самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Трудовые университеты он начал на знаменитых виноградниках завода по производству шампанских вин «Абрау-Дюрсо». Позднее герой-лётчик вспоминал: «Мне кажется, что у винограда солоноватый привкус – привкус слёз и пота». Новороссийск – большой портовый город, и Владимир, став чуть старше, примкнул к рыболовецкой артели. Выходил в море на старых и дырявых суденышках, но домой приносил мешки рыбы.
Как только подросток немного окреп, начал работать портовым грузчиком. Он был самым молодым в бригаде, но ему принадлежал рекорд по переноске тюка мануфактуры в восемнадцать пудов (295 килограммов). Новороссийцам молодой Коккинаки запомнился ещё и как спортсмен. Владимир прекрасно плавал, боксировал, был вратарём сборной города по футболу. Ему принадлежал рекорд Северного Кавказа по толканию ядра.
Взросление нашего героя совпало со временем становления советской авиации, и парень из портового города стал мечтать о небе. Он надеялся, что его грёзы сбудутся в красноармейских рядах. Но в армии, куда его призвали служить в 1925 году, Коккинаки оказался в 221-м стрелковом Черноморском полку, где стал инструктором по физкультуре. Два года он забрасывал своё начальство рапортами и просьбами о переводе в лётную часть. В конце концов летом 1927 года Владимира направили в Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, по окончании которой он был направлен в знаменитую Борисоглебскую лётную школу.
Учимся летать
Первые шаги в лётном деле давались молодому человеку нелегко. Но природное упрямство помогло справиться с проблемами. Он часами отрабатывал упражнения, учился чисто механически исполнять необходимые задания. Пилотаж осваивался гораздо лучше. Коккинаки быстрее всех своих товарищей овладел фигурами высшего пилотажа. Был ещё один любопытный момент в его подготовке. Многие лётчики не особенно вникали в материальную часть, они считали, что моторами пусть занимаются техники, а их дело летать. Владимир так не считал, в свободное от полётов время он часами просиживал в мастерских, наблюдал за работой техников, спрашивал, помогал. Всё это очень пригодилось в его будущей работе испытателя.
Окончив авиашколу, молодой лётчик становится пилотом истребительной авиации. Вскоре его переводят в Ленинград, в школу, которую он сам недавно окончил. Здесь в роли лётчика-инструктора Коккинаки обучает других и продолжает совершенствовать собственное мастерство.
В 1930-е годы советская промышленность в немалом количестве производила разнообразные летательные аппараты, которые необходимо было испытывать. Встал вопрос о безопасности полётов и прогрессе отечественной авиации. Самыми известными испытателями были в то время Михаил Громов и Валерий Чкалов, но продолжался и поиск новых, молодых, при этом уже опытных лётчиков, знакомых с техникой. Предложение стать лётчиком-испытателем получил и Владимир Коккинаки.
Мы учим летать самолёты
Во все времена, пока существует авиация, лётчик-испытатель – это высшая степень лётной работы. Коккинаки первоначально работал в НИИ ВВС РККА, а позже – на авиазаводе имени Менжинского. Он испытывал истребители ДИ-4, И-15 и И-16, бомбардировщик ТБ-3. Часто лётчик попадал в трудные ситуации, как он их сам называл, в «корявые», но всегда с честью из них выходил. За всё время испытательных полётов он ни разу не воспользовался парашютом и не бросил машину в воздухе. Владимир Коккинаки испытывал машины на том же аэродроме, где работал и Валерий Чкалов, которым он искренне восхищался. Лётчики встречались почти каждый день. 15 декабря 1938 года Коккинаки стал случайным свидетелем гибели прославленного лётчика и воспринял это как страшную личную трагедию.
Герои Советского Союза СССР, депутаты Верховного Совета СССР летчики М.Громов, С. Данилин, В. Коккинаки, А. Беляков, Г. Байдуков, В. Чкалов. 1938 г.
Источник: https://encyclopedia.mil.ru
В 1935 году Коккинаки стал работать старшим лётчиком-испытателем ОКБ Ильюшина. Между лётчиком и авиаконструктором установился тесный контакт, они понимали друг друга с полуслова. Практически все разработки Сергея Владимировича Ильюшина прошли через руки Владимира Константиновича. Коккинаки присутствовал и на сборке самолётов, вносил коррективы, многие из которых были учтены в производстве.
Всё выше и выше…
Испытания самолётов не мешали лётчику Коккинаки осваивать и другие высоты лётного дела. Именно высотными полётами он впервые занялся в 1932 году. Он участвовал в перелёте Москва – Харьков на высоте 5000 метров. 21 ноября 1935 года состоялся его очередной высотный полёт. Владимир Константинович достиг высоты 14575 метров, что было выше международного рекорда итальянца Донати. Своим товарищам он сказал: «Я нашёл предел выносливости машины, однако сам мог лететь и выше». В 1936 году СССР вступил в Международную авиационную федерацию, что позволяло отныне регистрировать рекорды в своде мировых достижений.
В 1936 году тяжёлый бомбардировщик с грузом под управлением Коккинаки достиг высоты 11294 метра. И это был первый рекорд советского лётчика, зафиксированный международной организацией. Знаменательно, что после этого покорять высоту стали и другие советские асы. Очень быстро вся таблица рекордов была заполнена именами наших покорителей неба.
И дальше…
В 1936 году Коккинаки обратил свое внимание ещё на одно перспективное направление авиации – дальние полёты. В этом ему помогал штурман Александр Бряндинский. Сначала они совершили перелёт Москва – Ейск – Москва, а чуть позже и беспосадочный перелёт Москва – Баку – Москва.
В 1938 году Владимир Константинович обращается в советское правительство с просьбой разрешить совершить перелёт в Америку, но первоначально экипажу предложили слетать на Дальний Восток и обратно. Перелёт был совершён на дальнем бомбардировщике ЦКБ-30. Полёт был очень сложным, потребовал приложения многих сил, только мозоли от штурвала сходили с рук пилота несколько недель. За этот полёт Коккинаки и Бряндинский были удостоены званий Героя Советского Союза. Кратчайший путь от Москвы до Тихого океана был проложен, и это достижение позволило начать подготовку к трансатлантическому перелёту. Совершив его, отважные советские авиаторы стали первооткрывателями воздушного пути Европа – Америка через Северную Атлантику. Перелёт занял 22 часа 56 минут, за которые было преодолено 6515 километров. За это в 1965 году Коккинаки получил от Международной авиатранспортной ассоциации почётную награду – бриллиантовое ожерелье «Цепь пионера розы ветров».
Лётчик на все времена
Начало Великой Отечественной войны Владимир Константинович встретил в звании генерал-майора авиации. И хотя известный всей стране герой неоднократно подавал прошения об отправке его на фронт, всегда получал категорический отказ. Коккинаки продолжил свою работу в качестве шеф-пилота авиаконструктора Ильюшина и продолжал испытывать новую технику. В годы войны такая работа не менее важна, чем подвиги в воздушных боях с противником.
Продолжилась его испытательная работа и после войны. В сентябре 1957 года Коккинаки становится дважды Героем Советского Союза.
В 1964 году карьера лётчика-испытателя была завершена. Последней испытанной им машиной стал знаменитый Ил-62, который также стал и последним творением конструктора Сергея Ильюшина. За свою долгую работу в небе Коккинаки установил 20 мировых рекордов.
Оставив лётную работу, Владимир Константинович не ушёл из авиации, он продолжал трудиться в конструкторском бюро Ильюшина. В 1967-1968 годах он возглавил Международную авиационную федерацию. Прославленный лётчик умер 7 января 1985 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Обложка: https://ngnovoros.ru
Новое
Видео
Что отражает история
В мини-лекции историк Григорий Герасимов рассказывает о том, как создается образ прошлого историком, где он находится и что отражает.
Легенда о штрафбате
Лекция Ю.В. Рубцова, д.и.н.
Братья Стругацкие и Сергей Лукьяненко: Диалог фантастических культур
Братья Стругацкие и Сергей Лукьяненко: Диалог фантастических культур