Ледник на колесиках. Как холодильник совершил бытовую революцию
В повседневной жизни мы часто пользуемся вещами, об истории создания которых даже не задумываемся. На рынке техники из года в год появляются все более продвинутые девайсы, способные выполнить большую часть домашних дел за человека. Многие из них стали настолько привычными, что без них мы уже не представляем собственного быта. Например, холодильник. Некогда наши предки создавали для хранения пищи специальные погреба с кубами льда вперемежку с соломой, а современному человеку достаточно лишь подключить «ледник» к электросети, открыть дверцу и поместить на полку любой продукт.
От Сибири до Балтики
Необходимость заготавливать пищу впрок появилась за много столетий до того, как был запатентован первый холодильник. Неспроста все народы, ведущие оседлый образ жизни, освоили консервирование, копчение и маринование. В России холодильное дело начинает развиваться в XIX столетии. Правда, даже тогда о размещении в доме своего собственного холодильника еще не шло и речи.
В южных регионах Российской империи промышленные холодильники были особенно нужны. Холодильные склады XIX века работали на паровых машинах. Перевозчики мяса и рыбы первыми испытали на себе прелесть появления холодильных установок. Затем подтянулись пиво- и сыровары, а также поставщики армейской провизии. Продукцию возили в «ледяных вагонах» поездов и на пароходах-рефрижераторах. Первые вагоны-ледники появились в России в 1862 году. Обширная территория требовала скорейшего развития технологии заморозки и перевозки скоропортящейся пищи.
После окончания строительства Транссиба через всю страну по железной дороге в ледяных вагонах возили масло. По пути следования располагались хранилища, снабжавшие вагоны льдом (впоследствии их заменила система механического охлаждения). К 1910 году по всей России насчитывалось без малого три тысячи ледников на колесах. Строили их на петербургских, мытищинских и сормовских заводах. С началом Первой мировой войны опытные доставки скоропортящейся продукции не прекратились и даже увеличились. Из южных хозяйств на рынки столицы попадали абрикосы, персики, вишня и земляника.
Обслуживание холодильников было делом не только трудным, но и опасным. Московский съезд по холодильному делу (удивительно, но были и такие!) составил постановление по охране труда рабочих, вынужденных подолгу находиться в холодильных камерах. Их необходимо было снабжать теплой одеждой: полушубками или плотными куртками, валенками или сапогами на толстой подошве, а также рукавицами и шапками-ушанками. Рабочие рисковали случайно остаться в холодильной камере после ее закрытия, и, чтобы избежать подобных происшествий, защелки делали с обеих сторон двери. Кроме того, в холодильных камерах оставляли телефоны для экстренной связи.
Кухонный помощник
Первые бытовые холодильники появились на пару десятилетий позднее и внешне сильно отличались от современной техники (выглядели, скорее, как шкафы для одежды). Они работали на льду, который продавался отдельно. В августе 1899 года американский инженер Альберт Маршалл получил патент на коммерческое использование изобретенного им «домашнего» холодильника. Поначалу к приборам отнеслись подозрительно: многие домохозяйки отказывались даже рядом стоять с диковинной машиной, которая шумела, дребезжала, специфически пахла и занимала много места.
В 1911 году за усовершенствование холодильников взялась компания General Electrics. В то время техническая новинка стоила дороже хорошего автомобиля, но спросом холодильники почти не пользовались вплоть до 1920-х годов. Когда для работы машины научились использовать электроэнергию, началась настоящая бытовая революция: холодильники больше не пугали своих потенциальных покупателей и превратились в самый желанный предмет домашней техники.
В России бытовые холодильники начали производиться на предприятии «Первое Санкт-Петербургское ледовничество» с 1901 года. Емкость устройств составляла 100 литров, а масса – 55 килограммов. Внутри холодильника было две полки, а температура поддерживалась на уровне 7 градусов по Цельсию. Целью производить холодильники массово задались уже в советские годы. В 1930-х нарком внешней торговли Анастас Микоян посетил завод General Electrics и по возвращении составил доклад о том, что Советскому Союзу следует обратить внимание на возможность выпуска холодильников для дома, хоть это и потребует организации серьезного производства. До начала Великой Отечественной войны успели выпустить несколько тысяч бытовых холодильников. Первые экземпляры создавались на Харьковском тракторном заводе. Курировал производство по-прежнему Микоян, после войны вновь обратившийся к Сталину с вопросом о масштабном производстве холодильников.
В 1951 году на автозаводе ЗИС (впоследствии – ЗИЛ) впервые собрали в будущем «культовый» холодильник «Москва», а дальше начался бытовой бум. «Север», «Морозко», «Минск», «Орск», «Бирюса» – вот лишь несколько моделей, приобрести которые можно было в СССР. К началу брежневской эпохи холодильники фактически перестали быть дорогостоящей диковинкой, которую трудно достать. Советская техника шла и на экспорт – более пятидесяти стран получили «ЗИСы» разных типов. По статистике, к 1988 году бытовой холодильник был в 92% домохозяйств. Некоторые из устройств советской сборки оказались «долгожителями» и до сих пор исправно служат своим владельцам. В отличие от более поздних моделей, они не страдают от скачков напряжения, легко ремонтируются (детали от разных советских холодильников по большому счету одинаковы и взаимозаменяемы), а из-за прочной конструкции не подвержены утечкам фреона.