Культурное достояние. На день рождения «тридцатьчетвёрки»

3/31/2016
В этот же день в 1999 году:

76 лет назад, 31 марта 1940 года, на Харьковском паровозостроительном заводе началось серийное производство танка Т-34.

Культурное достояние. На день рождения «тридцатьчетвёрки»

Когда, открывая марш военной техники на Параде Победы,
из-за Исторического музея
вдоль стен Кремля
к Собору Василия Блаженного и памятнику Минину и Пожарскому
горделиво проплывает клин красавцев-«тридцатьчетвёрок»
и только вслед за ним на Красную площадь почтительно выглядывают «Тополя» и «Искандеры», «Курганцы» и «Арматы», –
в этом порядке нет никакого надуманного «символизма».

В этом есть справедливость, логика, единство, преемственность и навечность нашей истории и нашей культуры.

Да, именно культуры.

Культура ведь – это опыт познания, совершенствования и свершений многих поколений. Культура – это то, как мы себя мыслим здесь и сейчас в сравнении с этим опытом. Культура – это те образцы, с которыми мы себя сравниваем.

Идеалы и дух своей культуры каждый народ выражает в том числе и материально – мы называем это произведениями искусства, культурным наследием и культурным достоянием. Культурные ценности, рождённые гением и людьми великой эпохи, остаются образцом эстетики и содержания.

Бывает, что идеал и дух национальной культуры становится достоянием и образцом для всего человечества – даже независимо от того, что человечество по этому поводу считает.

Идеал нашей культуры, вершина нашего тысячелетнего опыта, его сумма и производная – это Победа.

Ради этой Победы Бог расстарался и ниспослал на Землю миллионы и миллионы своих лучших созданий – бойцов и маршалов, медсестёр и учителей, конструкторов и токарей…

Эти люди в свою очередь тоже расстарались и сделали главное орудие своей победы – Т-34. Безупречное по замыслу и исполнению, по эстетике и инженерии, по форме и содержанию произведение великой культуры.

В этом шедевре – дух и культурный подвиг народов, испокон веку живущих на нашей – на своей! – земле.

Бесшабашность и неприхотливость русского первопроходца.
Упрямство и основательность украинского крестьянина.
Бездонная глубина кавказского многоголосия.
Стремительность всадника азиатских степей.
Невозмутимость и надёжность северного морехода.
Плавная устремлённость православных куполов.
Простор и всеприимчивость души, рождённой нашей землёй.
Торжество отмщения и мгновенное снисхождение к поверженному.

Строго говоря, «тридцатьчетвёрка» и сегодня не перестала быть грозным оружием – хотя в XXI веке есть оружие и повнушительнее.

Но Парад Победы «тридцатьчетвёрка» открывает не в качестве оружия.

«Тридцатьчетвёрка» 70 лет назад, сегодня и тысячелетия спустя – наше историческое достояние, художественный и содержательный образец материального творчества, который связывает нашу культуру в единое и величественное целое.

С этим образцом мы обречены сравнивать и «Армату», и самих себя.

…Когда в художественных произведениях будущего
мы вдруг увидим знакомый стремительный и торжествующий силуэт
у Чудского озера
или с десантом смоленских стрельцов на броне,
на багратионовых флешах
или в пейзажах первых марсианских городов, –
мы простим творческим личностям столь вольное обращение с историческими фактами.

Потому что это историческая правда.


Читайте также:

Виктор Мараховский. Когда держава вернулась. Ретро-рецензия на художественный фильм «Белое солнце пустыни»

Андрей Сорокин. Урок истории от Михалкова: Россия нужна нам целиком, а не осколками

Иван Зацарин. На взятие Парижа: зачем Россия впервые стала жандармом Европы

Валентин Жаронкин. О праве гордиться Революцией. Нет в русской истории «трудных вопросов»: часть 9

Александр Шубин. Революция: это не «локомотив истории», а «таран истории»

Андрей Ганин. Троцкий не брал в заложники семьи офицеров-военспецов