Культура в эпоху перемен. Европейская культура XVII века
С какой точки зрения не взглянуть на XVII век (искусства, науки или философии), он является сложным и важным, насыщенным событиями. В это время происходят коренные изменения как в социальной, так и в духовной жизни европейцев.
XVII век – наступление Нового времени
Новое время – понятие весьма определённое, имеющее чёткий хронометраж. Начинается оно с первой Английской буржуазной революции (1640-е годы) и завершается событиями франко-прусской войны в начале 1870-х годов. Так считает большинство историков. Правда, у культурологов другое мнение. По их представлениям Новое время началось или в конце XVI века, или же в начале 20-х годов следующего столетия. А финал наступил только на стыке XIX и XX века. В любом случае, Новое время пришло на смену Старому, проще говоря, Средневековью и Ренессансу.
С какой точки зрения не взглянуть на XVII век (искусства, науки или философии), он является сложным и важным, насыщенным событиями. В это время происходят коренные изменения как в социальной, так и в духовной жизни европейцев. Люди уже оторвались от Средневековья, но ещё и не добрались до привычного нам общества. Они оказались зажаты в рамки условного переходного периода, который и ознаменовал всё XVII столетие. Людям срочно требовалась новая идеология. И они её искали. Искали везде и всюду. Так происходили открытия, изобретения и формирование новых мыслей, взглядов на привычные вещи.
Первый «удар» приняла на себя наука. В астрономии и физике, алгебре и геометрии, биологии и химии, везде происходили фундаментальные открытия. Следом «выстрелило» искусство. И не какое-то одно направление. Словно по щелчку пальцев начался мощный подъём архитектуры, живописи, литературы. Появились балет и опера, большое внимание стало уделяться садово-парковому и декоративно-прикладному искусствам.
Важно ещё и то, что впервые произошло сближение представителей науки и искусства. Начался взаимовыгодный процесс сотрудничества. Произошло это на фоне секуляризации не только самой науки, но и культуры. Они «спустились с Олимпа», покинув клерикальные центры и университетские кафедры. И стали доступны посетителям аристократических гостиных и салонов, где люди могли вести светскую беседу на сложные темы.
Такие салоны от года к году становились всё популярнее в Европе, особенно в Англии и Франции. Там могли завязать разговор совершенно разные люди: художники с философами, писатели с аристократами, учёные мужи с музыкантами. И это общение благоприятно влияло на всех участников диалога, позволяя им прикоснуться к мирам друг друга и, соответственно, расширить свой горизонт знаний.
Естественно, не обходилось и без эмоционально окрашенных полемиках, касавшихся философско-эстетических вопросов. Особенно выделялись споры между представителями «школ» эмпирического и рационалистического способов познания.
Изменения в искусстве
Фундаментальные изменения затронули все сферы искусства. И они стали стремиться дополнить друг друга, причём органично. Например, архитекторы старались работать в тандеме с представителями садово-паркового искусства. Таким образом, различные здания органично вписывались в улицы и площади. На эту же территорию проникли и скульптуры. Они перестали быть оторванными от реальности.
Изменилась и живопись. Привычные библейские и мифологические сюжеты остались, но их «разбавили» светские жанры. Например, бытовой, натюрморт, портрет, пейзаж. Сместился и акцент в восприятии самого человека. Если в эпоху Возрождения он являлся венцом творения, то с наступлением Нового времени утратил эту строчку в «резюме». Художники, скульпторы и писатели начали добавлять в свои работы щепотки человеческого несовершенства.
Можно вспомнить Уильяма Шекспира. В его произведениях герои могут терзаться сомнениями, совершать плохие поступки. Но при этом, есть и положительные персонажи, способные на поступок. Например, герои пьесы «Ромео и Джульетта». Произведение было впервые опубликовано в 1597 году, поэтому технически к Новому времени не относится. Но в нём отчётливо прослеживаются грядущие тенденции.
Это подтвердил и Мигель Сервантес с романом «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», опубликованном в 1605 году, то есть, в преддверии Нового времени. Герой Сервантеса максимально оторван от классического восприятия рыцаря. Он сомневается, теряется, ошибается и является предметом насмешек. Но у героя был благородный мотив, поэтому ему сочувствовали, в том числе, и сам автор.
А ещё XVII столетия охарактеризовалось появлением сразу двух стилей в искусстве. Такого раньше не было. Всегда развитие шло по какому-то одному пути, которое потом сменяло другое. Так было с романским стилем, готикой. А в XVII веке появились барокко и классицизм.
Барокко — вычурность в католических странах
Стиль барокко появился в Италии, но очень быстро распространился практически по всем европейским государствам. В первую очередь, среди стран, где официальной религией являлось католичество.
Католическая церковь во главу угла поставила вычурность, роскошь и зрелищность, чтобы впечатлить и воодушевить людей. Это было сделано в противовес протестантской церкви, где упор шёл на скромность. Барокко идеально подошёл под запрос католичества того времени. Грациозность, утрированная экспрессивность, патетика, внимание к мелочам — стали основой стиля. Причём такой подход наблюдался во всём, в том числе и в изображении знакомых всем библейских сюжетов.
Пришлось по вкусу барокко не только священнослужителям, но и представителям аристократии. С помощью пышности, блеска и величия они захотели укрепить свою власть, возвысить себя, показать, что место приближённых к трону — особенное. И стиль барокко это благоволил такому подходу, демонстрируя отсутствие гармонии и всецелый кризис гуманизма. Он говорил о том, что мир находится на изломе. Власть постепенно переходила к представителям буржуазии. А для них самое главное — роскошь и богатство.
Изначально колыбелью барокко являлся Рим. «Вечный город» впечатлял величием. Причём это касалось всего: живописи, скульптуры, архитектуры.
Итальянцы Джованни Лоренцо Бернини, Франческо Борромини, Карло Мадерна и другие работали исключительно в стиле барокко. И поэтому они ни в чём себя не ограничивали. Фасады и интерьеры зданий украшались скульптурами, колоннады поражали своими масштабами, а церковным куполам придавались вычурные формы и многоярусность. Ярким примером служит собор Святого Петра в Риме. Поражает воображение не только сам собор, но и площадь возле него. Ответственным за это великолепие был Бернини. Он же создал грандиозную колоннаду собора Святого Петра, а также несколько скульптурных алтарей. Например, «Экстаз святой Терезы». В целом, именно благодаря работе Бернини и произошло формирование внешнего облика католической церкви. И этот вид она почти в нетронутом состоянии сохранила до наших дней. Другой пример — капелла Коранаро в церкви Санта-Мария-делла-Витториа (тоже работа Бернини). Она представляет собой яркую иллюстрацию слияния воедино архитектуры, скульптуры и живописи.
Закрепившись в Италии, стиль барокко уверенно шагнул в соседние католические страны. Он стал популярным в Испании, Нидерландах, Бельгии и других государств. Оставило свой след барокко и России. Правда, произошло это позже — в XVIII веке. А главной иллюстрацией это стиля является Санкт-Петербург, когда правили Пётр I и Елизавета Петровна. Главными архитекторами того время являлись иностранные зодчие: Растрелли, Микетти, Киавери, Леблон, Ван Болес и другие. Например, Растрелли работал над созданием Зимнего дворца и Воскресенским Смольным монастырём. Киавери создал проект Кунсткамеры.
А вот во Франции к барокко отнеслись настороженно. Более того, некоторое время считалось, что этот стиль и вовсе прошёл мимо Парижа. Дело в том, что там появилось своё направление — классицизм. И работы французских архитекторов «автоматом» приписывались к этому стилю. Но сейчас принято считать, что во Франции барокко всё-таки был и оставил значительный след. Например, к этому стилю принято относить Версальский и Люксембургский дворцы, задние Французской Академии. Наиболее ярким представителем барокко является Версальский парк.
Стиль барокко сильно повлиял не только на архитектуру. В соответствии с направлением работали европейские писатели и поэты. Интересно то, что почти все они начали воспринимать реальность как некую иллюзию или даже сон. И поэтому происходило тесное переплетение чего-то конкретного и выдуманного. Писатели и поэты, словно соревнуясь друг с другом, не скупились на вычурность и пафос. А их главным оружием являлись аллегории, метафоры, символизм, градации, оксюмороны, параллелизмы, различные театральные приёмы, а также графические изображения. К последнему можно отнести построение стихотворений таким образом, что строки образовывали какой-либо рисунок (стихи-рисунки). Например, австрийская поэтесса Катарина Регина фон Грейфенберг писала сонеты в форме креста. Добралась эта мода и до России. Стихи в виде рисунков писали Державин, Сумароков и другие поэты.
Поскольку многие авторы тяготели к позиции, что жизнь — это сон, особой популярностью стали пользоваться различные символы ночи. Эта тема фигурировала в работах де Кеведо, Кальдерона. Педро Кальдерон написал пьесу с говорящим названием «Жизнь есть сон».
Параллельно появились новые жанры. Например, галантно-героический роман. Здесь роль первых скрипок брат и сестра де Скюдери. Мадлен, помимо того, что являлась писательницей и поэтессой, держала ещё и литературный салон. Рядом набирали популярность сатирический и реально-бытовой романы. Важную роль в развитии этих литературных направлений сыграли Сорель, Скаррон, Фюретьер. В целом, в прозе и поэзии того времени важное место занимало отношение к окружающей действительности. Чаще всего, авторы занимали наиболее выгодную (под стать барокко) бурлескно-сатирическую позицию. И в эту высокопарную обёртку они старались запрятать стремление к разнообразию, тягу к знаниям и исследованиям бытия. Это можно проследить по контрастности, которой «жонглировали» авторы: время и вечность, тьма и свет, плоть и дух.
Однако появились и другие барочные литературные направления: маринизм, консептизм, гонгоризм и другие. Часто герои произведений жили не в реальности, а в неком вымышленном античном мире (обычно, в Греции). Это прямым образом влияло на персонажей. Придворных дам и кавалеров авторы изображали в облике пастушек и пастухов. Так появился новый жанр — пастораль. Причём он характерен не только для литературы, но и живописи, музыки, театра. Авторы преподносили простую сельскую жизнь как нечто возвышенное и прекрасное. Среди писателей можно выделить француза Оноре д’Юрфе, автора романа «Астрея».
Что касается барочной поэзии, то здесь особое внимание уделялось витиеватости, которая достигалась путём использования сложных метафор. Новое время началось с распространения сонет, рондо, мадригалы, кончетти. Эти поэтические формы использовали Вуатюр, Марино, дон Луис де Гонгора-и-Арготе. Не осталась в стороне и Россия. У нас в данном направлении работали Прокопович, Полоцкий, а также Ломоносов в начале своего творческого пути.
В живописи того времени главенствующую роль играли декоративные многоплановые композиции. Они носили религиозный, мифологический и аллегорический характер. Кроме этого, пользовались популярностью парадные портреты. Но человек, чаще всего, изображался не в статическом положении или умиротворённом состоянии. Наоборот, художники старались запечатлеть некую динамику, с напряжением и драматизмом. Примерами барочной живописи являются: де Шампань, Караваджо, Рембрандт, Веласкес, Эль Греко, Рубенс, Ван Дейк.
Классицизм — строгий ответ французов итальянцам
Уникальная особенность XVII столетия заключалась в том, что в Европе образовалось «двоецарствие». Кроме барокко появился ещё классицизм. Он стал своеобразным ответом на вычурность итальянского стиля. А его «колыбелью» являлась Франция. Правда, покорить также лихо покорить Европу, как это сделал барокко у него не получилось. Классицизм сумел проникнуть в архитектуру Англии и Голландии. Что же касается живописи, то этот стиль иногда встречался у итальянских и голландских художников. Всё это привело к тому, что на протяжении многих лет XVII столетие называли исключительно «Веком барокко». И только потом культурологи и историки всё-таки отказались от этого термина. Таким образом и получилось, что в Европе XVII века параллельно развивались два направления.
Франция являлась не только колыбелью классицизма. Здесь он вырос и раскрылся во всей красе. Особенно, это относится к живописи. В стиле классицизма работали Пуссен и Лоррен, Дюге и Лесюэр (пусть и эпизодически). Что же касается архитектуры — здесь не всё так однозначно. Выше у было сказано - долгие время считалось, что все грандиозные постройки того времени относились к барочному стилю. И только потом началось разграничение.
Отличительной чертой классицизма является его идеология. Она отражала естественное стремление людей к красоте, целостности и ясности. Всё это предлагала античная классика, которая и превратилась в ориентир для данного художественного стиля и эстетического направления.
Проблемой классицизма стало то, что он боролся за место под солнцем с очень сильным соперником — барокко. Поскольку быстро одолеть его не получилось, он попал под влияние серьёзного соперника. Относительный успех у классицизма произошёл ближе к 1630-м годам, когда он заявил о себе в живописи. А ещё через пару десятилетий — в архитектуре (связь с барокко всё равно была крепкой).
Появление классицизма обычно связывают с абсолютистской властью во Франции. Ей по душе был порядок и единство, которые нашли отражение в направлении. Соответственно, классицизм продвигал идеи разумной и гармоничной жизни. К таковой стремились не только простые люди, но и монархи. Идеалы единства и сплочённости пользовались во Франции неподдельной популярностью. Кроме этого, классицизм базировался на трёх единствах античного театра: место, время, действие. Сюда же добавилась и рациональная философия Декарта.
Всё это плотно связало французскую дворянскую культуру с непоколебимой властью. Под влиянием монархии, начала формироваться новая нормативная эстетика, которая стала своего рода «жандармом» в произведениях искусства. Она требовала от них безусловного следования определённым законам и правилам. Отступить от них было просто нельзя. А главным законом жанра являлась логичность во всех её проявлениях. Проще говоря, авторы воспринимали свои творения не как что-то возвышенное и одухотворённое, а как продукт, сделанный человеческими руками по определённому плану. И создавался тот продукт с определённой целью, а не по приступу вдохновения. Принято считать, что основу французского классицизма заложил рационализм Рене Декарта.
Важную роль в формировании поэтики классицизма сыграл Франсуа Малерб. Он вошёл в историю, поскольку совершил реформу французского языка, а также создал поэтические каноны. Подверглась влиянию классицизма и драматургия. Особенно это заметно по работам Пьера Корнеля и Жана Расина — главных драматургов Франции XVII столетия. Сюжеты их произведений, чаще всего, выстраивались вокруг конфликта — столкновении общественного долга и личных желаний. Самыми известными работами Расина являются: трагедии «Андромаха» и «Федра». Корнель вошёл в историю благодаря комедиям «Мелита, или Подложные письма», «Вдова, или Наказанный предатель», а также трагикомедии в стихах «Сид». Кроме драматургии набирали популярность и другие жанры. Например, басни, сатиры. А главным специалистом по комедиям (он развил новый жанр - «народная комедия) того времени считался Мольер, автор «Тартюфа», «Дон Жуана», «Мизантропа» и других произведений. В своих работах он высмеивал предрассудки дворянства, эгоизм, безделье, праздность и прочие пороки, свойственные представителям высших сословий. Не побоялся Мольер уколоть и церковь, высмеяв ханжество в «Тартюфе». В его произведениях главными героями выступали обычные люди, «от сохи». Они отличались остроумием, находчивостью и прозорливостью. Особенно сильно досталось высшему свету в комедии «Дон Жуан». Её постановка вызвала резонанс и была жёстко раскритикована представителями власти за вольнодумство и атеизм.
Естественно, классицизм нашёл отражение и в архитектуре. Яркими примерами служат: церкви Дома инвалидов, церковь Святой Женевьевы (Пантеоне), вилла Ротонда (Виченца, Италия) и многие другие здания. Важную роль сыграл французский архитектор Франсуа Мансар. Он создал Шато Беллеруа, дворец в Мезоне, крыло Гастона Орлеанского в замке Блуа. Кроме этого, Мансар оказал большое влияние на других известных архитекторов: Рена, Тессина, фон Эрлаха. Все они творили, преследуя гармонию линий, ставя поверх всего разум.
Это можно отнести и к живописи. Пуссен и Лоррен в своих картинах стремились показать логическое развитие сюжета, уравновешенную композицию, где не было ничего лишнего. Это достигалось объёмными деталями, правильным изображением света. Пуссен был уверен, что произведение искусства должно напоминать человеку о мудрости, спокойствии и добродетели. Только так можно преодолеть неприятности, встречавшиеся на жизненном пути.
Художники, чаще всего, работали в исторических жанрах. Дело в том, они на примере героев прошлого учили людей самопожертвованию, справедливости и добру. При этом, портреты и пейзажи не пользовались большой популярностью у классицистов. А вот натюрмортам и различным бытовым сценам и вовсе не нашлось места. Художники считали их откровенно непривлекательными.
Что же касается скульптуры, здесь также наблюдалось торжество разума и логики. Фальконе, Гудон и прочие творцы придавали своим произведениям спокойные, строгие и сдержанные формы. В своих работах скульпторы отталкивались от античных работ. И их работы «поселились» в Версале, Веймаре, Санкт-Петербурге. Все эти композиции спокойны и сдержаны. И на это умиротворение никак не влияют их позы. Скульптуры и скульптурные композиции отлично передавали замысел своих создателей. Особенно, когда они изображали какого-либо героя настоящего в античном антураже. Делалось это с одной целью – подчеркнуть важность этого человека в истории.
Классицизм, несмотря на то, что не получил такого широкого распространения в Европе, как барокко, всё равно оставил знаковый след в истории. А оба направления по праву можно назвать эпохальными. Они красочно проиллюстрировали всё то, что происходило в умах людей в переломном XVII веке.
Новое
Видео
Холодная война: Советская дипломатия.
Холодная война: Советская дипломатия.
Холодная война: Блокада Западного Берлина.
Холодная война: Блокада Западного Берлина.
Древнерусские земли в период политической раздробленности. Владимиро-Суздальское княжество
Лекция посвящена начальному этапу Удельного периода русской истории или по иному определяемому периоду как периоду политической раздробленности Руси до нашествия Батыя. Дана характеристика наиболее значимых древнерусских государств начала XII - начала XIII вв. - Галицко-Волынской земли, Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской республики. Подчеркнуто стремление первых двух к объединению вокруг себя распавшегося древнерусского пространства. Основная часть лекции посвящена истории Владимиро-Суздальского княжества в начале XII - начале XIII вв. Дан экскурс в историю освоения восточными славянами из племен вятичей и радимичей Волго-Окского междуречья. Показан хозяйственный и социально-политический подъем Суздальской земли во второй половине XI в., а также роль князя Владимира Мономаха в этом подъеме. Проанализировано также значение натиска кочевников половцев на Южную Русь для подъема древнерусского Северо-Востока. В лекции проанализированы особенности социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества, в частности, зарождение предпосылок для становления здесь в будущем вотчинного уклада социокультурной системы. Рассмотрены внешняя и внутренняя политика князей Юрия Долгорукого (1125/1132-1157), Андрея Боголюбского (1157-1174), Всеволода Большое Гнездо (1156-1212) и его преемников князей Константина Всеволодовича (1216-1218) и Юрия Всеволодовича (1218-1237). Рассмотрена история обретения иконы Владимирской Богоматери, создания основных архитектурных памятников Суздальской земли - Успенского и Дмитровского соборов во Владимире, Покровской церкви на Нерли, княжеских резиденций в Кидекше и в Боголюбове. Дана история перемещения столиц земли: из Ростова Великого в Суздаль при Юрии Долгоруком и из Суздаля во Владимир на Клязьме при Андрее Боголюбском.